Если вы хотя бы раз интересовались какими-нибудь онлайн-курсами, то неумолимые алгоритмы интернет-рекламы, скорее всего, найдут вас где-нибудь в инстаграме с рекламой курсов Masterclass.com, где обучить своему мастерству пообещают звезды первой величины. От Нобелевского лауреата Пола Кругмана до актрисы Натали Портман, от писателя Нила Геймана до певицы Кристины Агилеры. Стоит это все ожидаемо дорого. «Цех» изучил историю появления Masterclass.com, разобрался, как он работает, изучил отзывы и, главное, проверил эти курсы на себе.
Предпосылки появления
За последние 10 лет онлайн-образование прошло непростой путь. В начале «десятых» оно выглядело настоящим прорывом, способным изменить не только классическое образование, но и, как писали особо рьяные энтузиасты, весь мир. Газета New York Times объявила 2012 год годом массовых открытых онлайн-курсов (massive open online course, MOOC). База пользователей Coursera росла быстрее, чем у фейсбука — меньше чем за год там зарегистрировались почти 2 млн человек. Элитные университеты спешили заключить с сервисом совместные программы, чтобы публиковать там свои лекции. Быстро появились и другие мощные проекты вроде edX и Udacity.
Но потом шумиха постепенно стихла. Нет, с точки зрения поступательного развития здесь по-прежнему все хорошо. Число пользователей Coursera достигло 30 млн, edX — 14 млн, Udacity — 8 млн. В целом число людей, которые записываются на онлайн-программы, растет.
Но с точки зрения инвестиционной привлекательности такие компании больше не на самой вершине — сегодня многим инвестором больше интересен искусственный интеллект или автономные автомобили. Даже руководитель Coursera Джефф Маггионкальда признавал в 2017 году, что шарма, который когда-то окружал MOOC, больше не существует. «Я думаю, что мания вокруг онлайн-курсов в значительной степени выгорела, вокруг этой сферы на многих фронтах сейчас чувствуется отчаяние. Хотя онлайн-образование набирает обороты», — говорил он.
Очевидно, что нужно было придумать нечто новое, что отличалось бы от очередных монотонных лекций в экране компьютера.
Начало: спасибо Дастину Хоффману
В 2012 году у недавнего выпускника программы MBA в Стэнфорде Дэвида Рогира появилась идея — что если онлайн-курсы будут вести не безымянные профессоры, а люди, известные на весь мир? Если вы хотите стать актером, то азам вас научит Кевин Спейси. Режиссером? Дэвид Линч будет вашим лектором. Хотите научиться готовить? Вот вам подробный курс Гордона Рамзи. Показывать фокусы? Об этом расскажут иллюзионисты Пенн и Теллер. И так далее.
Эта идея понравилась инженеру и гейм-дизайнеру Аарону Расмуссену, согласившемуся заняться проектом. Уже через год Рогир обедал со своей университетской подругой Ребеккой Хоффман, дочерью актера Дастина Хоффмана. Тому понравилась идея Masterclass. Больше всего его впечатлило то, что он может не только поделиться знаниями, которые накопил за жизнь, но и увековечить их. Деньги в этом случае, признавался актер, не играли никакой роли. Правда его мастер-класс вместе с курсом Кевина Спейси с сайта убрали пару лет назад после обвинения актеров в сексуальных домогательствах.
Как только Хоффман согласился участвовать в проекте, Masterclass начал активно развиваться. С каждой новой звездой, которая соглашалась читать лекции, было проще получить следующую. К проекту вскоре присоединились фотограф Энни Лейбовиц, певица Кристина Агилера и писатель Джеймс Паттерсон. Для «лекторов» также придумали одинаковые правила: большая часть их гонорара будет основываться на том, сколько курсов было продано.
Как это работает?
Сейчас на сайте Masterclass доступно более 55 курсов. Каждый курс разделен на уроки, общая продолжительность которых составляет от полутора до пяти часов. Чтобы получить к ним, а также к конспектам, где фиксируются основные тезисы, неограниченный доступ, нужно заплатить $180 в год или $90 только за один курс. (В России можно найти пиратски скаченные и переведенные энтузиастами на русский язык видео Masterclass; а какие-то пираты даже продают доступ к части базы курсов через закрытую группу «Вконтакте» всего за 900 рублей).
Иногда лекторы находят время ответить на вопросы своих учеников, но это происходит нечасто. В любом случае у слушателей есть внутренний форум, где они обсуждают свои проекты и общаются на профессиональные темы. Более 25% людей, начавших курс, проходят его до конца (это в шесть раз больше, чем в среднем у других онлайн-курсов). Слушатели с годовой подпиской обычно берут шесть-восемь курсов в год, но это не значит, что в его рамках они посмотрят все видео.
У Masterclass нет какого-то единого стандарта преподавания. Любой человек, который хотя бы раз проходил какой-нибудь онлайн-курс, может представить, что его будет ждать на новом: лектор читает теорию, потом надо решить задачки или сдать работы, после чего все повторяется по новой. Но здесь курсы сильно отличаются друг от друга. Гордон Рамзи будет бегать из одного угла кухни в другой, объясняя, как приготовить омлет с трюфелями и морскими ежами. На уроке с Сереной Уильямс слушателям курса в замедленной съемке покажут, как бывшая первая ракетка мира направляет кисть руки для точного удара по теннисному мячу. Но что будет показывать один из самых известных в мире астронавтов Крис Хэдфилд, который обещает рассказать, как стать исследователем космоса?
Что с Masterclass не так?
В этом и заключается одна из проблем этих курсов. Большинство селебрити скорее просто обсуждают свои темы, чем обучают им. Композитор Ханс Циммер читает лекцию о том, как писал музыку к «Темному рыцарю» и «Шерлоку Холмсу». Энни Лейбовиц, которая обещает научить искусству фотографий, практически не вдается в технические детали и не дает советов, как нужно правильно выбирать ракурс или строить композицию кадра. Автор одной из рецензий на курс сокрушается, что главное внимание там уделяется тому, что Лейбовиц думает и что она чувствует. «Там много обсуждений, связанных с ее философией. И гораздо меньше того, как фотограф может воплотить все эти идеи в жизнь. „Энни Лейбовиц учит фотографии“ [название курса] — это скорее взгляд на ее образ мышления, чем на рабочий процесс», — пишет он.
Но Рогир считает, что в этом нет ничего необычного. «Если вы хотите научиться пользоваться зеркальной фотокамерой, то вам в другое место», — говорил он в беседе с Vox. Он уверен, что этому спокойно можно научиться на ютубе, а конкурировать с бесплатными видео, опубликованными на платформе, Masterclass считает слишком затратным занятием. По словам Рогира, лекторы и не должны строго придерживаться тематики курса на своих занятиях. «Мне кажется, что есть вещи, которым вы можете научиться у лучших, а потом применять их к любой части вашей жизни», — объясняет предприниматель.
А что хорошего?
Все это не означает, что курсы оказываются какой-то большой профанацией. Есть те, кто находят их полезными. Писательница и активный сторонник здорового питания Шерри Стронг специально записалась на курс комика и актера Стива Мартина в надежде привнести немного развлечения в свою работу — после публичных выступлений, где она рассказывает о зависимости от сахара, слушатели становятся чересчур напряженными, что мешает свободной беседе. В беседе с Verge она призналась, что курс ей понравился, причем гораздо больше, чем лекции по сценарному мастерству Аарона Соркина. Стронг показалось, что они были для тех, кто уже знаком с этой сферой. Ей, как человеку, далекому от сценариев, не хватало базовых знаний.
Другой пример. Один из пользователей Reddit, занимающийся битмейкингом на протяжении нескольких лет, купил курс рэпера и продюсера Тимбалэнда. Там музыкант не только рассказывает основы того, как делать биты. У зрителей, говорится в отзыве, есть возможность заглянуть за кулисы работы музыкальных продюсеров. «И хотя цена мне показалась слегка завышенной, этот курс все равно оказался полезным для меня», — написал пользователь.
Или еще одна история. Актер и режиссер Кларк Коффи — давний поклонник работ Вернера Херцога, поэтому он решил записаться на его курс. В разговоре с Verge он согласился, что на лекциях действительно рассказывается мало информации о технических аспектах постановки фильмов. Но, по его мнению, важно учиться другим более важным вещам — философии кинопроизводства и искусства. Уроки показались ему «вдохновляющими и мотивирующими», а в качестве «домашнего задания» Херцог предлагал пройти пешком 100 миль (161 км) от дома или взять интервью у любого заключенного.
Что именно вы ждете?
На самом деле, ответ на вопрос, могут ли такие курсы чему-то действительно научить, зависит от того, как вы понимаете слово «научить» — в широком или узком смысле. С одной стороны, даже если Крис Хэдфилд не расскажет вам, как правильно надевать скафандр и как вести себя в открытом космосе, вы все равно сможете что-то почерпнуть из его лекций. Журналист Vox, который прошел его курс, признался, что как-то использовал факт о космосе из рассказа астронавта в личной беседе.
С другой стороны, пользователи часто жалуются на излишний субъективизм. Кто-то ожидал большого количества технических деталей, но вместо этого получил лекцию в стиле TedX. Но в этом нет ничего удивительного. Психологи считают, что даже самые лучшие эксперты в своих областях просто не могут стать лучшими преподавателями. И это нормально — даже из Альберта Эйнштейна вышел слабый лектор.
В конечном счете, Masterclass дает возможность узнать знаменитого актера или писателя немного лучше (любит ли Дэвид Линч вишневый пирог?). И с этой задачей сервис отлично справляется.