Алексей Долинский — основатель Coursalytics.com, международного сервиса поиска и бронирования коротких очных и онлайн образовательных программ для предпринимателей и менеджеров из бизнеса, государства и некоммерческого сектора. В материале «Почему МВА — не универсальный ответ на все вопросы» Алексей рассуждал, действительно ли каждому менеджеру необходима степень магистра в области делового управления. На этот раз он написал для «Цеха» о том, чем отличается работа коуча, бизнес-тренера и мотивационного спикера, и как понять, кто из этих специалистов вам действительно интересен.
Один из моих «любимых» рынков — услуги преподавателей бизнес-школ, коучей, бизнес-тренеров и мотивационных спикеров. Разобраться в нем практически невозможно. Границы и определения этого рынка сильно размыты: для одних все эти термины синонимичны, другие на такое перечисление в одном списке могут смертельно обидеться. Игроков очень много, а разброс цен на них составляет от тысячи до миллиона долларов за день работы. Бизнес-тренеров, коучей, мотивационных спикеров, преподавателей бизнес-школ объединяет одно — они занимаются развитием взрослых профессионалов. Независимо от их основной работы, при определенных условиях их можно пригласить поработать, например, с руководящей командой компании. Остается понять, к какому именно специалисту стоит обращаться в вашей ситуации.
Мотивационный спикер — вдохновляться и конспектировать
На каждый статусный форум в России приглашают то Фрэнсиса Фукуяму, то Насима Талеба, то еще кого-то из мыслителей планетарного масштаба. Год назад в Москву заезжал и вовсе легендарный Тони Роббинс — в общем, сюжет уже знакомый. В целом мотивационный спикер — это человек, который может час-два держать внимание аудитории и оставить ее удовлетворенной и воодушевленной.В основном спикеры делятся на две категории: либо популярный, но выходящий за рамки формата, либо контентный. Популярный спикер может быть артистом, спортсменом, путешественником, предпринимателем — главное, чтобы он был интересен аудитории. Интересен настолько, чтобы аудитория осталась благодарна просто за возможность посмотреть на звезду лично. Если выступление условного Тома Круза окажется скучным, но хотя бы достойно организованным, у зрителей вряд ли будут претензии: и так молодцы, что привезли аж Тома Круза. Если оно будет хотя бы немного интересным, это уже колоссальный успех. Наконец, если выступление окажется еще и хотя бы немного полезным, организаторов будут на руках носить. Контентный спикер — как правило, эксперт в своей области. Он тоже яркий и харизматичный, но в отличие от Тома Круза, сам по себе широкой аудитории не особо известен. Задача такого спикера — поделиться за время выступления несколькими лайфхаками, чтобы слушатели могли что-то записать и пересказать потом друзьям и коллегам, как истину в последней инстанции со ссылкой на мировую звезду. Если выступление понравилось, можно потом прочитать книгу спикера. Правда, всегда есть риск, что основное содержание книги как раз в одно выступление и уместилось.
Нужно понимать, что мотивационные спикеры — как правило, самый дорогой вариант в нашей изначальной классификации. Они могут просить безгранично большие гонорары, но при этом способны работать на аудиторию и в сто человек, и в десять тысяч. В пересчете на десять тысяч участников стоимость даже в миллион уже не кажется зашкаливающей. Билеты по 100 долларов в такой ситуации окупают спикера, а по 200 —оплачивают площадку, организационные расходы, маркетинг и приносят прибыль организаторам. Какую пользу можно получить от мотивационного спикера? После его выступления хочется встать и начать делать. Иногда даже становится понятно, что делать. Такая внешняя мотивация редко держится долго, но какой-то эффект дает, а потому на лекции мотивационных спикеров есть спрос. Конечно, не надо сбрасывать со счетов и умение звезд сделать из лекции шоу.Самая малочисленная группа — мотивационный спикер, коуч, профессор в одном лице. Выступления таких людей нужно конспектировать, по возможности привлекать этих людей для работы с самыми статусными членами команды, руководством и акционерами больших компаний. В этой группе мировых звезд почти нет россиян. Борис Гройсберг в Гарварде, Станислав Шекшня в ИНСЕАДе, Максим Сыч в бизнес-школе Университета Мичигана и профессор ESMT Константин Коротов — фактически на этом список заканчивается. Пользуйтесь любой минутой в таком обществе.
При выборе мотивационного спикера важно ориентироваться на целевую аудиторию — какие имена могут показаться ей интересными. Хорошо, если есть возможность поочередно собрать на одной сцене несколько спикеров из разных сфер. Например, о лидерстве коротко расскажут ученый с мировым именем, выдающийся спортсмен, успешный предприниматель и, например, бывший космонавт.
Профессор бизнес-школы — учиться
В идеале профессор бизнес-школы — это преподаватель и исследователь, человек, который изучал чужие кейсы, систематизировал разнообразный опыт реальных компаний и сделал из них выводы.Как правило, за плечами у профессора многолетний путь, в котором была учеба в лучших университетах, потом аспирантура и написание диссертации, публикации научных статей и много исследовательской работы. Причем публикации в реферируемых журналах, а не научпопе. Если вы не уверены в том, что такое реферируемый журнал, с вероятностью 99% вы никогда такой не читали. Это журналы, в которые ученые пишут, ученые редактируют и они же читают. Текст статьи на 20 страниц может наполовину состоять из формул, даже в социально-гуманитарных науках, и еще минимум на четверть из ссылок на ранее написанные работы на ту же тему. Без таких публикаций создать себе имя очень трудно. Параллельно профессоры преподают сначала студентам в лучшем случае на программах МВА, а то и бакалаврам, если в школе есть такая программа. Затем они переходят на Executive MBA и другие программы для взрослых. Так закаляется, как сталь, профессионал, у которого и знания есть, и харизма, чтобы преподавать на уровне членов правления, СЕО и владельцев бизнеса. Бывают профессора-практики, пришедшие в бизнес-школы после десятилетий профессионального опыта. Обычно это умные рефлексирующие люди, которым в практической работе и повседневной суете, даже очень успешной, не хватало возможности остановиться и задуматься, проанализировать происходящее. Как правило, таких преподавателей ценят не за научную степень, а за альтернативный путь по карьерной лестнице.
В отличие от работающего на бесконечную аудиторию мотивационного спикера, задача профессора — оставить аудиторию с новыми знаниями и/или навыками. Обучение взрослых людей происходит, когда они вовлечены в процесс и у них есть возможность применить полученную информацию. Эффективный интерактивный семинар лучше делать на 30-40 человек. Некоторые школы считают, что учеников может быть и около 80, если помещение и инфраструктура для этого подходят. Больше — это либо давно устаревший формат длинных лекций, к которому наш мозг просто не готов в эпоху Твиттера и Нетфликса, либо мотивационное выступление. Стоимость работы с профессором достойной бизнес-школы обычно составляет 10-20 тысяч долларов в день. Как правило, это примерно на 30-50% выше, чем стоимость дня преподавания профессора на его основном месте работы. На цену влияет бренд школы, известность и востребованность самого преподавателя. География и объем необходимой подготовительной работы также имеют значение.
Может ли профессор быть одновременно и мотивационным спикером? Да, если написанная им книга в какой-то момент оказалась настолько популярной, что сам профессор стал звездой. Такие люди как раз знают, как выступать на публике, завоевывать внимание аудитории, планировать драматургию своих сессий. Уже упомянутый Фрэнсис Фукуяма или, например, гарвардский Майкл Портер получили всемирную популярность как академические исследователи, но затем стали известны и за пределы своей сферы. Люди не из мира политологии или экономики вполне могут не знать эти имена. Однако услышать тысячекратно отрепетированный пересказ всемирно известной книги и потом до конца жизни рассказывать, что лично видел одного из ведущих мыслителей современности, — соблазн, перед которым трудно устоять.
Коучи — для индивидуальной работы
Термин коуч пришел в язык бизнеса из спорта, где coach — это тренер. В его значении с тех пор мало, что изменилось. Потенциально спортсмен может добиваться успеха и без наставника, история знает такие примеры. Однако неслучайно роль тренера в спорте настолько важна: добиться с ним результатов может быть существенно легче. И в спорте, и в профессиональной деятельности нужно четко обозначить цели, потом составить план и список действий, благодаря которым их можно достичь. Дальше — следить за прогрессом и вносить коррективы по мере необходимости. Хорошие коучи обычно владеют инструментами как индивидуальной, так и групповой работы, что позволяет им проводить в том числе образовательные программы, направленные на развитие soft skills — универсальных навыков и/или навыков по работе с людьми.
Как и тренерскому мастерству, коучингу можно научиться. По аналогии с спортивными тренерами, которые часто в прошлом и сами спортсмены, в коучи иногда приходят с позиций топ-менеджеров или предпринимателей. Однако это не единственный путь — некоторые коучи в прошлом работали в психологии, консалтинге, HR. Сегодня есть много обучающих программ, которые позволяют освоить коучинговые технологии. Кроме того, существуют профессиональные сообщества, ассоциации и сертификации. Все больше распространяются сообщества коучей, сотрудничающих с бизнес-школами. Хорошие бизнес-школы привлекают коучей для работы с участниками программ executive education и студентами МВА. Образовательные регалии, членства в ассоциациях и престижных международных группах, сотрудничество с бизнес-школами, рекомендации коллег — важные факторы определения профессионализма коуча. С одной стороны, какого-то одного универсального сертификата, гарантирующего хороший результат совместной работы с коучем, не существует. С другой, существование бесчисленного количества неучей и откровенных шарлатанов на рынке — повод выбирать специалиста максимально тщательно. Эта проблема встречается и за пределами российского рынка, но в России стоит особенно остро. Встречаются даже те, кто называют себя «коучерами» — это верный признак непрофессионализма.
В целом ценообразование на рынке коучинга бывает двух типов: либо стоимость групповой программы, которая считается в днях, либо серии индивидуальных сессий по 1,5 — 2 часа из расчета средней стоимости. Чем опытнее и востребованнее коуч, тем выше стоимость. Специалисты, которые могут работать с руководителями и собственниками больших компаний по размерам гонораров сопоставимы с профессорами бизнес-школ, которые в числе коучей тоже есть. Как правило, это преподаватели лидерства, командного взаимодействия и организационного развития. Некоторые коучи могут быть мотивационными спикерами и собирать стадионы. Чем больше коуч выступает как мотивационный спикер, тем меньше обычно его заинтересованность в работе преподавателем или коучем. Лучшие в профессии сохраняют разумный баланс, но стоимость работы таких звезд все равно остается заоблачно высокой.
Бизнес-тренеры — развивать навыки линейных профессионалов
Бизнес-тренеры — специалисты, которые проводят тренинги на самые разные темы: обучение специалистов по продажам, развитие навыков публичных выступлений, переговоров, тайм-менеджмента, проведение обучающих деловых игр с большим спектром развиваемых навыков.
Рынок бизнес-тренеров наименее прозрачный из всех перечисленных категорий — круг участников широк, а ценообразование строится исключительно на основе личного бренда тренера. Самые известные специалисты могут просить за свою работу такие же гонорары, как преподаватели бизнес-школ. Нижние границы стоимости определить очень сложно. Если судить по переписке в тренерских группах в соцсетях, иногда кажется, что малоизвестные бизнес-тренеры в регионах готовы работать практически за бутерброды.Как правило, узнаваемые бизнес-тренеры опираются на собственные авторские методики. Менее известные специалисты чаще используют уже проверенные методики коллег. При наличии харизмы и обаяния, провести групповое занятие по подробному сценарию не очень сложно. Обычно это происходит когда менее именитый тренер работает в команде с более опытным коллегой. После одного-двух совместных тренингов ассистент уже может провести тренинг и сам. В отличие даже от коучинга, по внешним признакам сложно составить впечатление о ценности конкретного специалиста. Единственное, что хоть как-то работает, — независимые отзывы клиентов. Тем не менее, даже в этом случае важно понимать, что 1-2 отзыва — это лишь самоуспокоение, реальный результат работы можно увидеть уже на самом тренинге.
Бизнес-тренеры могут быть и мотивационными спикерами, и коучами. В принципе, амплуа бизнес-тренера можно сочетать практически с любым другим, потому что порог входа фактически отсутствует. Единственное исключение — профессора бизнес-школ. Фактически они занимаются тем же самым — то есть обучением групп взрослых людей, только проделывают для этого сначала титанический объем работы и долгий путь. Профессор бизнес-школы вряд ли назовет себя бизнес-тренером. А вот бизнес-тренер, которому повезло в какой-то момент получить позицию профессора, станет называть себя так, чтобы дистанцироваться от толп шарлатанов.