В XXI веке резко возрасла популярность веганства. Молли Уотсон рассматривает историю этого явления в своей книге «Станем ли мы все веганами?», которая в середине февраля выйдет в серии The Big Idea издательства Ad Marginem. Уотсон рассказывает о том, как на самом деле полный отказ от продуктов животного происхождения влияет на индивида, общество, экологию и экономику. «Цех» публикует фрагмент главы «Эволюция веганства» о причинах, по которым философы переходили растительное питание сотни лет назад.
Хотя слово «веган» появилось в 1944 году, а термин «вегетарианец» был придуман столетием раньше, от потребления продуктов животного происхождения люди отказывались еще в доисторические времена.
С точки зрения биологии человек всеяден, и это ему здорово помогло в процессе эволюции. По мнению антропологов, мясо мы начали есть 2,6 миллиона лет назад — на два с лишним миллиона лет раньше, чем стали готовить пищу. Получаемые из мяса калории и питательные вещества способствовали росту мозга, что сыграло ключевую роль в становлении человека как вида.
Обладая способностью потреблять разнообразную пищу, мы можем выживать в самых разных условиях и климатических зонах: от рыбного рациона в Арктике до диеты на основе арахиса и батата в Западной Африке. Люди выживали и даже процветали, потребляя самую разную пищу.
Будучи всеядным, человек выживал в трудные времена, когда в его распоряжении оставалось совсем мало пищи. В более холодном климате, где лето длится недолго, еды зимой мало. Если у людей заканчивалось мясо забитых животных, а добыча на охоте была скудной, им по необходимости приходилось переходить на вегетарианскую и даже веганскую диету. Поскольку люди способны съедать и переваривать самые разные продукты, они могли выживать даже в условиях жестокого голода. Водоросли, горькие травы и желуди выглядят не очень аппетитно, но они не раз выручали людей в трудные времена.
Однако добровольный отказ от потребления животных продуктов — совсем другое дело: его предопределяют накопленные знания и цивилизация. Впервые о том, что сегодня мы называем веганством, заговорил Пифагор около 500 года до н. э. Его часто величают первым вегетарианцем, но он был веганом и ел только растительные блюда, не подвергавшиеся термической обработке. До того как в XIX веке был введен в обращение термин «вегетарианец», диета без мяса была известна на Западе как пифагорейская.
Тех, кто приходил к нему учиться, Пифагор заставлял поститься в течение 40 дней, а затем переводил на свою диету из сырых продуктов. Он полагал, что уничтожение нижестоящих живых существ не принесет людям ни здоровья, ни мира. Пока люди будут убивать животных, они будут убивать друг друга, поэтому посеявший семена убийства и боли не пожнет радости и любви. Пифагор явно был веганом по морально-этическим соображениям. Он также верил в метемпсихоз, или перевоплощение душ, считая, что после смерти живого существа его душа возвращается в мир и вселяется в новое тело. Отчасти отказ Пифагора от мяса объяснялся его верой в то, что животные обладают душами, которые, возможно, некогда принадлежали людям.
Пифагор был не одинок в своих воззрениях. О преимуществах и недостатках потребления мяса животных размышляли и другие греческие философы. В следующем столетии Платон, Сократ и Аристотель полагали, что, хотя мир предназначен для использования человеком, животных было бы лучше не убивать и не есть. Сократ считал, что, если мы будем держаться привычки есть животных и также будут поступать наши соседи, то нам придется с ними воевать, чтобы обеспечить себе достаточно пастбищ, потому что наших земель не будет хватать для пропитания, и соседи по той же причине пойдут на нас войной.
Примерно тогда же Гаутама Будда, также известный как Сиддхартха Гаутама, Шакьямуни Будда или просто Будда, проповедовал свою философию в Индии. Многие последователи Будды считают, что его учение включает в себя запрет на потребление мяса. По мнению других, Будда различал прямое и косвенное убийство, отмечая, что те, кто избегает любой пищи животного происхождения, причастны к косвенному убийству, даже когда просто ходят по земле или обрабатывают ее. Как бы то ни было, многие его последователи отказались от мяса или от продуктов животного происхождения, стремясь следовать его заповеди не убивать.
Индуизм вегетарианство поощряет, хотя и не предписывает. Напротив, последователи джайнизма должны быть вегетарианцами. В даосизме вегетарианская диета считается идеальной, поскольку она уменьшает страдания, но отказ от мяса необязателен. Монахи-даосы — вегетарианцы и часто придерживаются веганской диеты, обусловленной местными и сезонными условиями, считая, что питание в гармонии с природой приносит пользу здоровью и духу.
Хотя к 500 году до н. э. вегетарианские представления и практики были распространены во многих частях Азии, в Римской империи популярность диеты без животных продуктов, возникшая благодаря Пифагору и его последователям, оказалась подорвана. Члены некоторых сект отказывались от мяса, великие мыслители вроде Сенеки и Овидия называли себя пифагорейцами, но вегетарианство не было популярно в качестве философии, диеты или образа жизни. Некоторые придерживались диеты, исключавшей мясо или даже все продукты животного происхождения, и в Средние века, но это было скорее следствием недоступности мяса, а не философской позицией. На Западе такое положение сохранялось на протяжении столетий.
Даже Леонардо да Винчи (1452–1519), самый знаменитый человек эпохи Возрождения, известный тем, что придерживался строгой веганской диеты и избегал любых продуктов животного происхождения, не может служить убедительным примером. Некоторые приписываемые ему цитаты либо ему не принадлежат, либо вырваны из контекста. Для человека, который так много писал о самых разных вещах, он оставил крайне мало информации о себе и своих привычках, так что выводы здесь делать сложно.
Очевидно одно: да Винчи размышлял о последствиях поедания животных и считал, что если люди властвуют над другими животными, то они должны быть милостивы к ним.
В те времена его идеи мало кто разделял, но в XVII–XVIII веках они привлекли к себе внимание. Философия Просвещения бросила вызов устоявшимся представлениям и сделала ставку на эмпирические наблюдения над миром природы. Джон Локк, хотя он и ел мясо, утверждал, что животные способны общаться и испытывать боль и даже эмоции, поэтому не следует причинять им страдания намеренно. Он полагал, что если молодежи будет дозволено мучить или убивать животных забавы ради, «их душа будет постепенно грубеть также по отношению к людям».