Пандемия COVID-19 поставила многие сферы бизнеса в трудное положение. Образовательные проекты срочно переходят в онлайн, рестораны переключаются на доставку, а кто-то и вовсе вынужден временно приостановить свою деятельность. «Цех» попросил владельцев малых бизнесов в России рассказать, как они переживают эти непростые времена. В новой колонке своим опытом делится основательница компании FITMOST — единого абонемента с доступом в спортивные студии, фитнес-клубы и велнес-центры.
Мы начали развивать FITMOST весной 2016 года. Мне всегда казалось, что люди не занимаются спортом, потому что это сложно. Причем дело не в самих тренировках, а в том, как их организовать, не подстраивая под спорт всю жизнь. Чтобы тренировки стали чем-то массовым, нужно было сломать барьеры. Во-первых, дать возможность покупать абонемент на любой срок, а не на год, как в обычный фитнес-клуб. Во-вторых, убрать привязку к одному месту и времени. Так появился наш единый абонемент.
За четыре года мы выросли до 1500 студий, фитнес-клубов, салонов массажей и SPA-центров в 11 городах. С помощью нашей платформы создается около полумиллиона записей. Мы развивались, брали внешние инвестиции, вкладывали их в развитие. С начала этого года мы вышли на безубыточность, развивались сами и росли от месяца к месяцу: в январе выросли на 29%, в феврале — еще на 18%.
Март у нас всегда был самый классный месяц в году, потому что все собираются на спорт. Тот месяц, когда мы рассчитывали получить финансовую подушку. За первую треть марта мы подписали несколько крупных договоров по корпоративным закупкам наших абонементов, а дальше случилось то, что случилось. Мы остались без продаж, без финансовой подушки и без возможности зарабатывать на том, что всегда делали. Почти две недели назад закрыли все фитнес-клубы и наша отрасль стала одной из тех, кого вирус взял первыми.
Как мы готовились к карантину
- Быстро осознали и сократили расходы. Благодаря большому потоку клиентов и данных мы достаточно рано поняли, что накроет. Первым делом мы отключили весь маркетинг и сократили другие расходы: пересмотрели оплату фотостоков, убрали платные аккаунты по многим софтам и маркетинговым инструментам.
- Приготовились к худшему. Мы собрали всю команду и примерно описали, что будет происходить. Я думаю, важно иметь план действий на самый худший сценарий: если вы подготовитесь к нему, можете совершить меньше ошибок и не будете принимать эмоциональных решений (когда все валится, эмоции захватывают ого-го!). Прекрасно, если все сложится лучше, чем вы думаете. Главное — вы не окажетесь в ситуации, когда все плохо, а вы не знаете, что делать.
- Запланировали все возможные форматы поиска выручки и остановили проекты, ставшие неактуальными. В своей книге «Психология влияния» Роберт Чалдини описывает одну из ментальных ловушек, в которую мы попадаем: быть последовательными. Нам сложно взять и перестать выполнять все задачи —кажется, что мы их вот-вот закончим. Тем не менее, нужно их бросить и переключиться на новые. Очень важно не тратить время впустую.
Что мы сделали сейчас
- Запустили live-тренировки. Мы понимали, что онлайн-программы запустят сейчас все, поэтому четко определили, чем будем отличаться —сконцентрировались на качестве, разнообразии и удобстве использования и оплаты занятий. Одна тренировка стоит 300-500 рублей в зависимости от абонемента клиента. Сейчас мы собираем уже по 15 человек на каждое занятие, но думаю, за неделю это количество может удвоиться.
- Уделили внимание корпоративному сегменту. На удаленку срочно перешла вся Москва, а это значит, что образ жизни стал еще более сидячим, чем обычно. Кроме того, начала теряться связь с командой. Специально для компаний мы запустили корпоративные зарядки: за 40 000 рублей в месяц тренер будет каждое утро разминаться с коллективом в Zoom. Онлайн-тренировки также помогают поддержать студии и их тренеров, которые сейчас остались без источников дохода.
- Запустили шоп со своим мерчем. Мы долго не хотели продавать мерч и делали его эксклюзивным для самых лояльных фитмастеров. Теперь мы перестали выпендриваться и предложили наши толстовки всем. Кроме того, мы добавили в шоп все, что может понадобиться для занятий дома, — резинки, блоки, коврики.
- Завели отдельный канал в телеграме WEARESTUDIOS и чат, где объединили всех владельцев студий и фитнес-клубов. Мы в корне не согласны с позицией «теперь каждый за себя», о которой мы много слышим последнее время. Мы сделали FITMOST, чтобы сломать барьеры для занятий спорта, а это значит и помогать развиваться рынку. Мы болеем за то, чтобы количество студий увеличивалось и они развивались. Это основа роста нашего бизнеса.
Что дальше?
Наша выручка не скатилась в 0 и сейчас немного даже растет, но, конечно, она все равно составляет не более 20% от наших обычных доходов. Чтобы остаться на плаву нам нужны еще кредиты/займы/инвестиции, которые мы сейчас активно ищем. Так как мы стартап и я гражданка Беларуси, все банки вывешивают нам красный флаг. «Тинькофф», где у нас обороты десятки миллионов за прошлый год, не одобрил овердрафт даже на 200 000 рублей. Обидно: мое гражданство не мешало мне быть работодателям практически для сорока человек, платить все налоги и взносы и развивать бизнес, но как только нам понадобилась помощь, мы поделились на своих и чужих. Сейчас мы ищем поддержку у частных организаций и фондов. У нас есть подписанные корпоративные договоры на сумму в два раза больше той, что привлекаем, которые войдут в силу после открытия фитнес-клубов. Пока помогаем им.