Бар «Ровесник» и кафе «Сверстник» открыли Александр Мартынов, Виктория Ушакова и Николай Аветисян в 2019 году. «Ровесник» начал работу летом и успел прославиться бесплатными вечеринками и концертами, очередь на которые растягивалась на весь Малый Гнездниковский переулок. «Сверстник» появился в конце февраля, и это место поспокойнее — сюда обычно приходили не танцевать, а пробовать коктейли и наблюдать за медузами в аквариуме. Но эпидемия коронавируса внесла свои коррективы: популярные места оказались под угрозой закрытия — вечеринки пришлось отменить, число посетителей резко сократилось, а вместе с ними и выручка. Сооснователи «Ровесника» и «Сверстника» рассказали «Цеху» о том, что изменилось в их работе и как они пытаются оставаться на плаву.
Что изменилось с коронавирусом
Мы последовали рекомендации городского правительства и отменили все вечеринки и «Ровесник live» (концерты) до 10 апреля (именно до этой даты пока что запрещено собираться в одном помещении людям от 50 человек). В связи с этим пришлось поменять график работы на пятницу-субботу: раньше мы работали до 06:00, сейчас –до 02:00, продлевая до 03:00, если есть люди. Само понятие «мероприятие» достаточно расплывчатое, никто четко не сформулировал, что это такое. Например, если в ресторане сидит больше 50 человек — это вроде как не мероприятие. А если 20 из этих 50 человек встают и начинают танцевать под DJ-сет, то, возможно, это уже мероприятие. Вопросов больше, чем ответов, но мы решили перестраховаться, поэтому отменили все. При этом наши хаус-диджеи продолжают ставить музыку по вечерам пятницы и субботы, но уже не в формате активных танцев.
Сейчас нужно уделять особое внимание гигиене. Мы договорились с командой, что все будут внимательнее следить за своим самочувствием и с большей ответственностью подходить к своему здоровью. В этот тяжелый период дефицита антисептика наш управляющий Семен смог найти 10 литров где-то на окраине Москвы, и теперь наши гости могут бесплатно продезинфицировать руки.
Выручка зависит от дня недели, но в среднем она снизилась на 50-60%. Основные причины — отмена мероприятий и самоизоляция больше половины нашей аудитории.
Что мы делаем, чтобы выжить
Было бы проще сказать, чего мы не делаем. На самом деле нам очень повезло с командой, потому что в такое трудное время наши ребята вместо того, чтобы опустить руки и загрустить от новостей, наоборот включились с удвоенной силой в работу, стали предлагать кучу идей, как и что нам можно видоизменить. Мы переживаем период, который в бизнесе называется «черный лебедь» — труднопрогнозируемое внешнее событие, которое полностью переворачивает обычный ход вещей. И в такие времена важно быть максимально гибкими и уметь быстро перестроиться.
И это нестрашно, мы все понимаем цель — пережить период карантина в нуле или с минимальными потерями. Для нас не так важна прибыль, мы просто хотим делать то, что делали последние десять месяцев — дарить положительные эмоции нашим гостям и строить сообщество единомышленников. На прошлой неделе мы спланировали три возможных сценария развития событий, под каждый из них расписали наши действия и посчитали бизнес-план, запустили доставку, сертификаты, донаты, запускаем еще несколько активностей, который по плану должны были начаться чуть позже. Проще говоря, мы делаем все, что теоретически можно делать, тестируем эффективность на ходу и не планируем останавливаться.
Как сокращать расходы
Наши расходы условно делятся на две категории: жизненно необходимые и те, которые нужны для развития, улучшения бренда, тестирования новых форматов, расширения аудитории и повышения лояльности уже существующей. На период карантина мы оставим только жизненно необходимые, а именно:
- зарплаты,
- налог с выручки;
- поставки;
- аренда.
По каждому пункту есть свои изменения. В нашей корпорации (мы в шутку называем себя корпорацией «Уважаемые коллеги») сейчас работает порядка 90 человек. В это трудно поверить, ведь ровно год назад мы начинали втроем. У нас был выбор: сокращать персонал или сокращать зарплату на существенный процент, но всем одинаково. Мы выбрали второй вариант, при котором все наши ребята смогут получать деньги, мы не оставим никого, и вместе пройдем это сложное время.
Заказы у поставщиков мы стали делать чаще и маленькими объемами, чтобы не хранить на складе большое количество напитков, продуктов и хозяйственных материалов. Это позволяет немного распределить наши траты на поставщиков и платить им уже после продажи этих продуктов.
По аренде мы договорились о скидке с обоими арендодателями, которые вошли в положение и понимают, что сейчас такая ситуация не только у нас, а у всех (не только общепитов, но и вообще почти всего бизнеса).
Как мы запустили доставку, сертификаты и донаты
Буквально за пару дней мы запустили доставку, следом — сертификаты с разным номиналом, а вчера запустили систему безвозмездных донатов. На практике это работает не очень эффективно — добавляет около 10% к общей выручке. Основной поток все равно идет от гостей, которые приходят в «Ровесник» и «Сверстник» каждый день и помогают нам своими заказами.
С другой стороны, стоит отметить, как наша команда отработала этот переход. Например, шеф-бармен «Ровесника» за 24 часа полностью организовал процесс бутилирования коктейлей, настоек и придумал специальное меню для доставки, которое не существовало (туда вошло несколько новых коктейлей именно под карантин и текущие реалии наших гостей). А в «Сверстнике», наш шеф-бариста на днях запускает доставку микролотов кофейного зерна, мы сами жарим его прямо в кафе. Это вообще веселая история, ведь до карантина ребята спокойно ездили в большой цех, где обжаривали наше зеленое зерно и привозили в «Сверстник». Но буквально в позавчера в цех перестали пускать всех, у кого температура не 36,6. И тут Артем вспомнил, что у нас стоит мини-ростер IKAWA, который мы раньше использовали для обжарки зеленого зерна прямо перед гостем для его напитка. Это и оказалось решением, теперь IKAWA — это наш полноценный ростер для доставки на время карантина. Креативные решения всегда помогают во время кризиса.
Что касается сертификатов, то их всего три: 1000, 3000 и 5000 рублей. Они действуют в обоих заведениях. Их можно купить себе или подарить другу или близкому человеку. Для нас лично всегда есть проблема подарка на день рождения или другой праздник, и такой сертификат мы бы точно использовали.
У этого есть и долгосрочные плюсы. После карантина мы продолжим доставлять еду и напитки, продавать сертификаты и жарить на продажу свое зерно. Еще неделю назад мы даже не думали, что можем вот так быстро все это организовать.
Этичность зазывания всех в бар в непростое время
Этично ли вообще быть баром? Этично ли, что церкви и торговые центры продолжают работать? Это все очень сложные вопросы-ловушки, на них не может быть правильных ответов. В нашем случае мы никого не призываем бросить самоизоляцию, сбежать с карантина, наплевать на свое здоровье и здоровье своих близких. Но все равно остается (и будет оставаться) процент людей, не готовых к такому формату жизни. Еще есть люди, которым приходится выходить из дома. Для таких мы и продолжаем работать, и, конечно, для нашей команды, которую не хотим оставлять совсем без денег на пропитание или жилье.
Два дня назад у нас было общее собрание, на котором сформулировали правило, по которому мы сейчас живем: если человек уже вышел из дома (то есть он сознательно принял это решение), то мы со своей стороны безумно признательны, если он пошел к нам в одно из заведений. Потому что нам это очень сильно поможет, а мы делаем все, чтобы он был в максимальной безопасности, учитывая обстоятельства.
Как государство помогает малому бизнесу
Короткий ответ — никак.
Чуть более развернутый ответ — государство приняло ряд мер, которые должны помочь малому и среднего бизнесу, а именно отсрочка по арендной плате за государственные или муниципальные помещения и отсрочка по кредитным платежам. Первый пункт для нас выглядит вообще абсурдным — кто в здравом уме снимает помещение под кофейню, бар, ресторан, да что угодно у государства? Вы когда-нибудь видели условный бар на месте школы, больницы или театра? Второй пункт помощи тоже бесполезен — отсрочка платежа по кредитам просто передвинет срок расплаты с банком (интересно, чем только расплачиваться?).
Отсрочка по налогам на шесть месяцев поможет на 10% из 100% возможной помощи, а уменьшение социальных взносов с 30% до 15% поможет еще на процентов 5%.
Реальные шаги, которые помогли бы малому и среднему бизнесу:
- Отмена налога с дохода на период карантина + несколько месяцев после него.
- Отмена процента по кредитам для малого бизнеса.
- Отмена налогов с зарплат и социальных взносов на период карантина + несколько месяцев после него.
- Компенсация части зарплат сотрудников при объявлении полного карантина города/страны (и автоматическом закрытии всех заведений).
- Заморозка арендной платы за все помещения по договору аренды на период карантина.
Во многих странах, например, в Германии, Франции, США, Великобритании, многие из вышеперечисленных мер уже приняты. Это реальная помощь таким независимым проектам, как наш. Но когда мы прописывали план действий на каждый из возможных вариантов продолжения, мы даже не брали в расчет возможную помощь от государства, потому что здраво оцениваем то время, в котором живем.