Чтобы стать фокусником, недостаточно надеть бабочку и научиться доставать из уха монетку. На самом деле это серьезная профессия, которая относится к оригинальному жанру эстрадного искусства. Фокуснику иногда приходится быть и актером, и танцором, и музыкантом, и портным. Профессиональный иллюзионист Игорь Косенков рассказал «Цеху», как устроена его работа, где он ищет вдохновение для новых номеров и сколько зарабатывает.
Я увлекся фокусами лет в семь, не представлял, что хобби может стать профессией, к тому же в нашей семье никогда не было артистов. Мы жили в Новокузнецке, Кемеровская область. Однажды в школьной библиотеке я нашел книгу Анатолия Карташкина «Искусство удивлять», где, помимо описания фокусов, было очень подробно рассказано про профессию иллюзиониста и Московский Клуб Фокусников (МКФ). Я прочитал эту книгу несколько раз, заочно познакомился со многими мэтрами иллюзионного искусства — Владимиром Рудневым, Александром Жабиным, Сергеем Волковым, Сергеем Солоницыным и многими другими. Лет в 13 меня начали посещать мысли стать профессиональным фокусником. А в 2000 году я попал в театральную студию при Культурном Центре Западно-Сибирского металлургического комбината под руководством эстрадного и циркового режиссера Александра Церуша. Там мы ставили эстрадные постановки, иллюзионные номера и спектакли, тогда я впервые узнал про основы работы артиста на сцене и принципы актерского мастерства.
В 2001 году я поступил в Москву в ГУУ на специальность, не связанную с моей профессией, — менеджмент в металлургии, а в 2002 стал членом Московского Клуба Фокусников (сейчас Российская ассоциация иллюзионистов), о котором читал в детстве. Я начал ходить в студию иллюзионного искусства при клубе, где изучал основы профессии иллюзиониста, тогда же я начал параллельно выступать на мероприятиях, закрепляя полученные знания на практике. После обучения в студии в 2009 году я поступил во Всероссийскую Театральную Мастерскую Эстрадного Искусства (ВТМЭИ) им. Л. С. Маслюкова: изучал актерское мастерство, технику речи, пантомиму и хореографию. ВТМЭИ окончил с дипломом артиста оригинального жанра — фокусника.
В самом начале творческого пути возникали ошибки, которые заставляли задуматься: «А тем ли я занимаюсь?» Только поработав в нескольких профессиях, ты можешь понять: твое это или нет. Все познается в сравнении. До того, как начать зарабатывать выступлениями, я был электриком на заводе ОАО ЗСМК, продавцом-консультантом в магазине фокусов, менеджером по продажам услуг консалтинговой компании, менеджером в рекламном отделе печатного издания РЖД и даже специалистом кредитных карт в банке.
Любовь к фокусам постепенно трансформируется в профессию. Сначала фокусник занимается как любитель дома. Потом обучается в профильных студиях и учебных заведениях. Параллельно важно быть членом клуба фокусником, где происходит обмен опытом с коллегами. Также нужно участвовать в конкурсах, фестивалях, конгрессах и съездах фокусников-профессионалов и любителей. Как правило, хороший профессионал имеет несколько наград на конкурсах. Это повышает мастерство и, как следствие, заработок.
Начинать работать надо с осознания того, что фокусы — это часть твоей жизни, и ты готов ими заниматься хоть целый день. По сути пределов мастерства нет. Все ограничения находятся только в голове. Однажды во время исполнения классического фокуса один зритель предложил мне усложнить фокус — добавить ещё один предмет. Такого я нигде раньше не видел и подумал, что это нереально осуществить. Через пару лет я всё-таки сделал, как предлагал зритель, и получился новый фокус, с которым я получил кубок на конкурсе иллюзионистов. После конкурса ко мне подошел президент международной ассоциации иллюзионистов ФИСМ Эрик Эсвин и попросил повторить фокус, так как раньше он его нигде не видел. Фокусники постоянно учатся: через книги, общение с коллегами, интернет, через участие в фестивалях и конкурсах.
Идеи для фокусов приходят по-разному: во время просмотра выступлений коллег, картин в художественной галерее, прослушивания музыки, путешествий, собственного выступления и так далее. Порой совершенно спонтанно и в самый неожиданный момент.
Для меня самая большая сложность — придумать что-то по-настоящему новое, оригинальное и классное, что раньше никогда и никто не видел. А основной минус мой профессии — нестабильность заработка. Все остальное — плюсы: работаешь сам на себя, независим от других, сам распоряжаешься своим временем, много путешествуешь, изучаешь языки, во время работы общаешься и знакомишься со многими известными и талантливыми людьми. Главный плюс — ты занимаешься своим любимым делом, а оно приносит тебе доход. Одно мое выступление может стоить от 10 до 150 тысяч рублей. Все зависит от самого мероприятия, его сложности и длительности. В месяц у меня в среднем около 10 выступлений.
В карантин работы не было, все сидели дома. Но это было время, за которое можно было отточить мастерство. Фокусники начали организовывать для себя онлайн-конференции и конкурсы: были приглашенные спикеры, мы обсуждали важные темы, делились опытом. Я не искал подработки — мне хватило накоплений, чтобы пережить карантин.
Самые яркие впечатления приносят победные выступления на конкурсах иллюзионистов, особенно за границей. Очень приятно видеть во время детских выступлений, как их родители радуются, смеются, удивляются. Это здорово, что благодаря твоему мастерству серьезный взрослый человек превращается в смеющегося ребенка. Выступление удалось, когда после него люди подходят, жмут руки и благодарят за работу. Дети, как правило, спрашивают про секрет фокуса, а взрослые просят визитку. Как говорил мой друг и коллега иллюзионист Денис Власов: «Если после выступления у тебя не попросили визитку, то ты выступил плохо».