Авторитет и надежность все еще ассоциируются с типично «мужским» образом, и плохо сочетаются с женскими ролями. Даже для таких, казалось бы, гендерно-нейтральных профессий как банковский служащий, пол имеет значение, как показало исследование 2017 года: клиенты охотнее заключают договоры с мужчинами, чем с женщинами. «Цех» рассказывает о карьерных преимуществах женщин и о том, как справляться с гендерными шаблонами на работе.
Забота VS директива
Несмотря на то, что проблема гендерного дисбаланса во многих отраслях все еще актуальна, за последнее десятилетие ситуация стала налаживаться. Согласно мета-исследованию, проведенному рекрутинговой компанией CareerBuilder, количество женщин, работающих CEO, адвокатами, хирургами, веб-разработчиками, химиками и продюсерами с 2009 по 2017 увеличилось на четверть. Параллельно мужчины стали активнее осваивать сферы занятости, которые традиционно считались «женскими», например, сектор образования, HR и менеджмент, кулинария, дизайн.
Хотя карьерных возможностей для женщин стало больше, воплощать их на практике не всегда просто. Особенно если женщина занимает высокую должность. От руководительницы ждут других поведенческих паттернов.
Исследование Мэри Эймос, опубликованное в Frontiers in Psychology в 2017 году, было сфокусировано на личном опыте 46 женщин, которые занимали высокие посты в одной из отраслей, где традиционно доминируют мужчины — технологии, наука, математика и т. д. Эймос интересовало, сталкивались ли ее респондентки с какими-либо препятствиями в своей работе, и если да, то как справлялись.
Одна из женщин призналась, что ей было сложно управлять коллективом, несмотря на высокую должность. Ее не покидало ощущение борьбы, будто все время приходилось выступать против кого-то.
Основная сложность женщин на руководящей должности — подчиненные не воспринимают указания всерьез. Чтобы укрепить свой авторитет, многие из респонденток пришли к модели выстраивания дружественных, горизонтальных связей в коллективе. Также участницы исследования подчеркнули важность умения переключаться между разными ролями и интонациями. Имидж властного и бескомпромиссного босса-женщины не всегда работал и точно не выглядел выигрышно в глазах коллег. Чаще более востребована оказывалась роль участливой и внимательной «матери».
Такая ситуация знакома большинству женщин. Джоан Уильямс, юрист и соавтор книги «Что работает на женщин на работе» (What Works for Women at Work), делится схожими наблюдениями в своей статье, резюмируя результаты интервью с 200 женщинами. Одна из собеседниц Уильямс, занимающая пост руководительницы фирмы, говорит, что исполняет роль «матери» 95% времени, чтобы в остальные 5% времени можно было позволить себе строгость.
Уильямс считает, что предубеждения относительно «мужского» и «женского» типа поведения слишком глубоко закрепились в культуре, чтобы можно было ожидать быстрых перемен в общественном восприятии. Мы привыкли видеть идеальную женщину скромной, заботливой и милой. Иными словами, ее скорее должна интересовать жизнь семьи или сообщества, чем личная карьера. В то время как образ идеального мужчины ассоциируется с целеустремленностью, настойчивостью и преследованием личных достижений. Такое поведение хорошо сочетается с карьерой в политике и бизнесе. К сожалению, когда женщина демонстрирует «маскулинные», лидерские качества, она рискует навлечь на себя критику.
Гендерные стереотипы и ожидания накладывают свой отпечаток на то, как складываются карьерные пути женщин. По данным американских ученых, если женщина извиняется и уступает во время переговоров, то результат, вероятнее всего, будет не в ее пользу. Если женщина выбирает агрессивную манеру переговоров, это также воспринимается оппонентом негативно, как показывают результаты другого исследования. Получается, что помимо своих должностных обязанностей, женщине-руководителю приходится постоянно быть начеку, следить за своими словами и действиями и выступать барометром коллективного настроения.
Впрочем, символическая роль женщины как гаранта заботы и справедливости, порой идет на руку руководителям социальных организаций. Так, социологи Мэтью Ли и Лора Хуан в рамках своего исследования выяснили, что венчурные капиталисты охотнее финансируют компании, ориентированные на социальную работу, если их возглавляют женщины.
Вопрос приоритета
«Если бы можно было предсказать будущее, глядя лишь на успеваемость школьников, то в мире давно бы царил матриархат», — написала почти десять лет назад психолог Сюзан Пинкер в своей книге «Половой парадокс». Из года в год можно наблюдать одну и ту же закономерность, описывающую достижения школьников: в целом, девочки учатся лучше, особенно они успешны в изучении языков; мальчики опережают их разве что в математике.
Раз девушки получают высокие оценки, то почему в карьере их опережают мужчины? Пинкер полагает, что это объясняется не только социокультурными установками; мужчины и женщины часто руководствуются абсолютно разными личными приоритетами и мотивациями.
В интервью журналу Nautilus Пинкер приводит результаты исследования 2014 года, в котором принимали участие тинейджеры с выдающимися математическими способностями — девочки и мальчики с одинаковыми баллами по математике. Команда ученых обратилась к участникам эксперимента через 40 лет, чтобы узнать, как сложился их жизненный путь. Для многих мужчин в приоритете был карьерный рост и личный успех, они были скорее настроены на реализацию собственных проектов, чем участие в существующих. В то время как женщин больше волновали вопросы социальной справедливости, они участвовали в общественно значимых инициативах. Мужчины чаще были задействованы в сфере технологий, науке и математике, а женщины строили карьеру в здравоохранении, юриспруденции и сфере образования.
Пинкер обращает внимание, что карьерные пути участников эксперимента, во многом, сложились, исходя из их личных представлений об успешности и комфорте. Если для мужчин карьера связана с высоким уровнем дохода и интенсивным рабочим графиком, скажем, 60-70 рабочих часов в неделю, то женщины к таким жизненным условиям не стремятся. К примеру, в Голландии, где законы защищают сотрудника и при переходе на частичную занятость нет риска потерять свою должность, женщины чаще мужчин выбирают сокращенную трудовую нагрузку. Причем, это решение не обязательно связано с материнством: у 62% женщин, выбирающих более свободный график, нет детей. Они просто хотят иметь больше времени на себя, своих друзей и внерабочие интересы.
Пинкер заключает: может быть, мужчины и обходят женщин в карьерном плане, зато женщины умеют лучше ценить личный комфорт и избегать выгорания.