Необразованность и впечатлительность не располагают людей к конспирологии, пишет издание Futurism со ссылкой на свежую статью в научном журнале Applied Cognitive Psychology.
Авторы исследования изучили демографические показатели, ценности и политические взгляды людей, допускающих конспирологичность своего мировоззрения. Выяснилось, что в теории заговора и тайное мировое правительство верят как хорошо, так и плохо образованные люди, имеющие как относительно высокие, так и относительно низкие показатели психологической устойчивости.
В исследовании, опубликованном в Applied Cognitive Psychology, приняли участие 253 взрослых, в основном, жителей США, Канады, ЮАР со средним возрастом в районе 49 лет. Ученые оценивали по 10-балльной шкале их реакцию на утверждения в духе «политики обычно не сообщают истинных мотивов своих решений» или «спецслужбы пристально следят за всеми гражданами». Также участники исследования прошли тесты HTPI, оценившие мышление и поведение испытуемых по шести критериям:
- Добросовестность (Conscientiousness)
- Психологическая устойчивость (Adjustment)
- Любознательность (Curiosity)
- Отношение к риску (Risk Approach)
- Соревновательность (Competitiveness)
- Толерантность к неопределённости (Ambiguity Acceptance)
Наибольший интерес вызывали замеры по последнему критерию: участники с наименьшей толерантностью к неопределенности оказались наибольшими конспирологами. То есть, согласно исследованию, ключевой фактор, влияющий на пристрастие к теориям заговора — не уровень образования, а неготовность принимать двусмысленность ситуаций и явлений.
Как объясняют исследователи, есть люди, которые испытывают дискомфорт и тревогу от понимания, что не знают всех ответов на вопросы, касающихся прошлого, политики и безопастности. Вместо того, чтобы стоически принять это незнание как неотъемлемую часть жизни, люди с низкой толерантностью к неопределенности (Ambiguity Acceptance) нередко присоединяются к мировоззрению, которое исчерпывающе объясняет факты и события существованием тайных правительств и мировых заговоров.
При этом, отмечают исследователи, любители конспирологии зачастую понимают, что теории, в которые они предпочитают верить, основаны на упрощении или фальсификации. Их ценность конспирологи видят не в правдоподобности или достоверности, а в возможности избежать неопределенности и получить ответы на вопросы, неразрешимость которых погружает в стресс.
Исследователи отдельно отмечают, что не обнаружили связи между психологической устойчивостью, уровнем образования и склонностью верить в конспирологические теории. Что, возможно, заставит пересмотреть устоявшийся портрет конспиролога — малообразованного и паникующего человека с доступом в интернет. Впрочем, отмечает Futurism, веские причины к пересмотру могут дать только новые исследования подобного толка с гораздо большей выборкой.









