В первые же дни пандемии COVID-19 по интернету начали ходить странные и пугающие теории об источнике вируса. Несмотря на постоянную борьбу поисковых систем и социальных сетей с фейками, они повсюду. Разносчиками абсурдных концепций становятся даже известные и влиятельные люди. Теории заговора — феномен не новый, сплетни и мифы во все времена сопровождали большие исторические события. «Цех» пересказывает рекомендации психологов о том, как вести себя, столкнувшись с любителем конспирологии, и нужно ли переубеждать знакомых и близких, поверивших во вред 5G или иллюминатов.
Как появляются теории заговора
Объяснить, почему дезинформация быстро распространяется и находит своих адресатов, непросто: причин может быть несколько, делится доктор психологических наук Роберт Крамер. Интуиция нам подсказывает, что недостаточно все списать на паранойю или проталкивание чьих-то идеологических интересов. Согласно исследованию американских психологов, некоторые теории заговора не имеют ничего общего с чувством страха. Они возникают как средство контроля над определенной социальной группой, объединенной по религиозным, политическим, этническим или каким-то иным мотивам.
По утверждению группы ученых из Новой Зеландии, конспирологические теории можно разделить на две категории: одни основаны на воображении, вторые — на скептицизме. Первый тип сплетен обычно сфокусирован вокруг секретных обществ, которые стоят за власть имущими и манипулируют общественным мнением. Такие истории могут достигать фантасмагорических масштабов и обрастать изумляющими подробностями. Второй тип больше сопряжен с ощущением, что правда редко всплывает на поверхность, и все вокруг — не то, чем кажется. Мифы такого типа кажутся более рациональными и их сложнее разоблачить.
Голландский исследователь Ян-Виллем ван Пройен предложил теорию, которая объясняет, почему людей привлекают конспирологические небылицы. По его мнению, столкновение с угрозой для жизни заставляет нас довериться какому угодно обоснованию. Экзистенциальные риски вызывают страх и тревогу. Теории заговора помогают хоть как-то совладать с ситуацией и подобрать к ней ключи. Пандемия — пример непредвиденного и опасного события, с которым нужно примириться.
Ван Пройен также полагает, что у фейковой информации больше шансов закрепиться среди маргинальных групп населения, ведь в общественный мейнстрим их быт никак не вписан.
Конспирология дает быстрые и простые вопросы на сложные и большие проблемы, поэтому она оказывается соблазнительной. Теории срабатывают еще эффективнее, если они нацелены на специфическое сообщество и подогревают конфликты между разными слоями общества. Именно поэтому они представляют собой мощную угрозу для солидарности и стабильной социальной среды.
Как говорить с человеком, который распространяет конспирологические теории?
Прежде всего, вы должны решить для себя, готовы вы ли в принципе как-то реагировать на суждения и высказывания человека, который верит слухам. Психологи Эллен Братен и Роберт Крамер считают, что когда речь идет о жизнях и безопасности других людей (например, кто-то считает, что пандемия — это выдумка), стоит попытаться остановить распространение ложной информации. Лучше всего разговор об этом затевать не в публичном пространстве и высказываться осторожно.
Попытайтесь понять мотивацию человека
Если теории заговора распространяет кто-то из ваших знакомых и вы не знаете, что делать, для начала постарайтесь понять, что движет человеком, советует психолог Уина Каллинс. Вероятнее всего, ваш приятель напуган. Чтобы это выяснить, попробуйте увести диалог от обсуждения деталей теории и расспросить человека о его эмоциональном состоянии. Понаблюдайте за его поведением: насколько он искренен, не пытается ли спровоцировать вас? Если человек явно относится к числу зачинщиков споров и конфликтов, то лучше не ввязываться в диалог с ним, ничего хорошего из этого не выйдет.
Спросите у оппонента, хочет ли он разобраться в сути
Если жертвой конспирологии стал кто-то из ваших близких, то прежде, чем возразить человеку, осторожно спросите у него, заинтересован ли он в том, чтобы выслушать другую точку зрения. Если ваш собеседник не против, можете начать с перечисления известных и общедоступных фактов. Старайтесь не давить на человека и показать, что вы готовы предоставить больше данных и доказательств, если он захочет.
Продумайте, на кого ссылаться
Психотерапевт Мэтт Лундквист отмечает: сегодня мы живем в мире, где научная база и подтвержденные данные ставятся под сомнение. Это означает, что недостаточно разложить все факты по своим местам и апеллировать к здравому смыслу оппонента. Вам придется отыскать ресурсы, которые ваш собеседник не будет отвергать. Разоблачение оказывается более эффективным, если опираться на источники, которым склонен доверять человек, комментирует Джоанн Миллер, профессор Делавэрского университета и исследователь коспирологических теорий.
Сохраняйте спокойную и нейтральную интонацию
Джоанн Миллер предостерегает: избегайте высмеивания, шутливый тон только разожжет уверенность человека в своей правоте и желание убедить в этом всех вокруг. Придерживайтесь проверенных данных и никогда не прибегать к термину «конспирология» в разговоре, чтобы не задеть оппонента.
Если вы говорите со своим хорошим знакомым, то постарайтесь показать свою заботу о человеке и дружелюбный настрой. И не выступайте с позиции всезнайки. Как и в большинстве остальных случаев, выберите ту интонацию, с которой вы хотели бы, чтобы обратились к вам.
Если вы чувствуете, что ваши усилия напрасны, просто завершите разговор
Лундквист советует придерживаться правила трех попыток. Когда вы впервые высказываете свою точку зрения, изложите все как можно подробнее и подкрепите фактами и ссылками на надежные источники. Во время второго диалога на ту же тему сократите свою речь и попросите человека еще раз взглянуть на ситуацию. Если и в третий раз ничего не получилось, признайте, что ваши усилия были напрасны. Верный знак, что пора остановиться — вы начинаете злиться, а ваш пульс учащается.