Мы привыкли смотреть на всё и на всех с недоверием, но такой подход не всегда приводит к успеху. Доктор философских наук, профессор ВАК и автор книги «Счастье по-русски. Кто мы такие и как жить припеваючи не только в праздники» (издательство «Бомбора») Гульнара Краснова рассказывает о неочевидных следствиях высокого уровня доверия в обществе.
Можно/нужно ли доверять людям?
Знаете ли вы, что 20 марта, в день весеннего равноденствия и астрономического начала весны, во всем мире празднуют Международный день счастья? Праздник был учрежден Организацией Объединенных Наций по инициативе Королевства Бутан в 2012 г.
В Международный день счастья ежегодно публикуется рейтинг счастливых стран. Его составляет группа международных экспертов на основе всемирного опроса Гэллапа. В рейтинге оценивается уровень удовлетворенностью жизнью людей по шкале от 0 до 10, где 0 — наихудшая возможная жизнь и 10 — наилучшая.
По мнению составителей рейтинга, высокий уровень удовлетворенностью жизнью характерен для людей, живущих в комфортной безопасной среде, которая обеспечивается высоким уровнем доверительных отношений в обществе.
То есть в конечном счете уровень счастья в стране зависит от того, как ее граждане отвечают на вопрос: «Думаете ли вы, что в основном людям можно доверять?».
Чем больше граждан отвечают утвердительно на этот вопрос, тем счастливее эта страна. Например, в самых счастливых странах мира — Финляндии, Норвегии, Швеции — более 60% граждан считают, что людям можно доверять. И в целом в этих странах живут доверчивые люди. Они доверяют: государству и правительству; полиции, армии и судам; семье, соседям и незнакомцам вне зависимости национальности; СМИ, банкам и церкви. Кстати сказать, уровень доверия в странах мира можно проверить по Международной базе данных доверия Trust здесь.
Признаюсь, что у меня с доверием не очень, как, определенно, у большинства населения России, наш девиз «доверяй, но проверяй» распространяется на все сферы жизни. По данным ВЦИОМ большинство россиян, а именно, семь из десяти, склонны соблюдать осторожность во взаимоотношениях с другими, а в то, что доверять можно большинству людей, верит только каждый четвертый россиянин.
Интересно, что с низким уровнем доверия в России экономисты связывают отсутствие роста российской экономики. Александр Аузан — декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова — даже выступил с докладом про доверие как фактор и инструмент социально-экономического развития страны в Совете Федерации в ноябре 2020 г. По его мнению, если уровень доверия в России станет таким, как в Швеции — 63%, то ВВП нашей страны вырастет на 69%. Экономическое чудо доверия объясняется экономистами ростом числа коммерческих сделок, снижением транзакционных издержек и, в конечном счете, общим ростом эффективности взаимодействий участников рынка.
Итак, доверие — источник экономического чуда и главный фактор счастья. Но почему? По мнению профессора психологии Северо-Восточного университета (США) Дэвида ДеСтено, это связано с эволюцией хомо сапиенса. В своей книге «Правда о доверии: как оно определяет успех в жизни, любви, учебе и многом другом», которая пока не переведена на русский язык, он пишет: «Наш разум развивался не в социальном вакууме. Люди эволюционировали, живя в социальных группах, и это означает, что умы наших предков были сформированы проблемами, связанными с жизнью с другими людьми, от которых они зависели. Главной из этих проблем была необходимость правильного решения дилемм доверия».
В XXI веке, осознаем это или нет, мы вынуждены решать проблемы доверия с момента рождения до дня смерти, когда говорим о детских и родительских связях, романтических отношениях, деловом партнерстве или дивном новом мире виртуального взаимодействия. Доверие — это всегда риск, и от того, готовы ли мы рискнуть, зависит наша жизнь. Поэтому именно доверие определяет то, как мы любим, как мы тратим, как мы заботимся о нашем собственном здоровье и благополучии, почему мы преуспеваем и почему оступаемся, что и у кого мы покупаем и т. д. На самом базовом уровне необходимость доверять подразумевает один фундаментальный факт: мы уязвимы.
Я вспомнила, как во время поездки на родину Робина Гуда в Ноттингем мы с дочерью как-то в пятницу вечером пошли в паб. Атмосфера была веселой и шумной. В тесноте, да не в обиде были счастливые люди всех возрастов, кажется, даже кто-то в инвалидной коляске. Не успела я приземлиться у бара, как ко мне подошел улыбающийся мужчина средних лет знакомиться. Он сразу сказал, что одинок и ищет пару, а еще где он работает, сколько зарабатывает и кто его родители. Мой ответ, что у меня есть уже пара, нисколько его не расстроил, и он пошел своей дорогой. Ситуация повторилась еще несколько раз. Потом заиграла какая-то песня, и все как один ее запели — это было невероятно. В целом, вечер удался. Дочь была поражена популярностью мамы, а я новыми впечатлениями и опытом. Было ощущение, что я попала в другую реальность. Помню, что я тогда подумала, как же хорошо живут и чувствуют себя эти люди, если могут запросто пойти к незнакомому человеку, рассказать все про себя и сказать, что от него хотят. Это, видимо, как раз про счастливую жизнь в надежной и безопасной среде, где люди доверяют себе, незнакомцам, полиции, правительству и др.
Проведя много времени за изучением счастливых стран, я пришла к выводу, что счастливые страны отличает высокий уровень доверительных отношений между ее гражданами, которые возможны, в сущности, только когда они чувствуют себя в безопасности и уверены в завтрашнем дне. Больше того в конечном счете доверие определяет и экономическое благополучие страны, и доходы ее счастливых жителей.
Если задуматься, то потенциальные выгоды от доверия другим значительно перевешивают потенциальные потери в среднем: кто не рискует — тот не пьет шампанское. И хотя доверие к другим подвергает нас риску, неспособность доверять также влечет за собой риски. «Способность успешно перемещаться по этому минному полю является одним из самых ценных активов жизни», — считает Роберт Фрэнк, всемирно известный специалист по поведенческой экономике, автор бестселлера «Дарвиновская экономика. Свобода, конкуренция и общее благо».
Предвижу ваше недоверие в отношении этих выводов ученых, учитывая, что у нас с доверием не очень. Трудно умом поверить, что у кого-то может быть по-другому, причем где-то за тридевять земель. Но в глубине души нам очень хочется верить. Иначе как объяснить, что герои в русских сказках за счастьем отправляются в тридевятое царство.
Уровень доверия — это в большей степени вопрос культуры, а не генетики, поэтому он может меняться, считают ученые. Культура меняется и меняет людей. Первый шаг в изменениях — это признание того, что мы мало доверяем друг другу.