Люди забывают не случайно: память — это биологически регулируемый механизм, пишет The New York Times. Нейробиологи обнаружили клетки, запускающие механизм забывания во сне: ими оказались меланинсодержащие нейроны гипоталамуса. Во время сна эти клетки начинали посылать сигналы нейронам гиппокампа, области мозга, которую связывают с памятью.
Команда нейробиолога Акихиро Яманако провела эксперимент на мышах: животным показали набор игрушек, а затем разделили на две группы. Первой группе мышей усилили работу меланинсодержащих нейронов, а второй, наоборот, подавили. Затем мышам предложили набор игрушек, который состоял из уже знакомых и новых предметов.
Мыши из первой группы забыли, какие игрушки они уже видели, и с одинаковым интересом изучали все, а мыши из второй группы предпочитали в основном новые игрушки, потому что старые им были уже неинтересны.
Подавление или активация меланинсодержащих нейронов влияла на память, только если с ними работали во время быстрой фазы сна. В этом состоянии у животных учащается пульс, а люди видят сновидения. К тому же во сне гиппокамп сортирует воспоминания, которые появились за день, и перемещает важные данные в район префронтальной коры.
Работа меланинсодержащих нейронов — активный механизм забывания, но не единственный. Биолог Рональд Дэвис исследует пассивные механизмы: то, как память исчезает в течение дня. Его эксперименты с плодовыми мушками доказали, что на постепенное забывание влияет нейромедиатор дофамин, который тоже вырабатывается в гипоталамусе, и участвует в сохранении памяти.
Исследования Яманако и Дэвиса доказывают, что память можно регулировать. Возможно, однажды мы сможем сохранять нужные воспоминания и удалять травмирующие по собственному желанию, хотя сейчас до этого еще далеко.