Ивана Наделяева настойчиво хантили в другой банк: «Тинькофф Ипотека», где он три года работал аналитиком, закрылась, а конкуренты предлагали вдвое больше на той же позиции. Наделяеву наскучила аналитика, но кто откажется заработать? Внутри «Тинькофф» предлагали перейти в Инвестиции, в которых Иван ничего не понимал. Пришлось выбирать: лёгкие деньги или интересная работа. «Цех» поговорил с Иваном и выяснил, почему он решил остаться и как с нуля создавать великое.
На плечах у меня сидели дьявол и ангел. Первый говорил: «Давай легко заработаем!», а второй: «Это твой шанс сделать что-то крутое»
Когда Ивана позвали на собеседование в «Тинькофф», он был уверен, что его не возьмут: до этого он нигде не работал, просто учился в МФТИ. И уж тем более он не ждал, что в первый же день проведёт в офисе шесть часов: успешно пройдёт собеседование и даже познакомится с вице-президентом компании Александром Емешевым.
«Он поговорил со мной, а затем дружески спросил: „Ну все, когда к нам придешь?“», — вспоминает Иван, — «Мне очень понравилась эта внутренняя культура: все общались на равных, были ко мне добры и готовы помочь. Привычной большим компаниям иерархии тоже не было».
Иван считал, его знаний достаточно для продакт-менеджера, но в «Тинькофф» предложили стать аналитиком. Он пришел в команду «Тинькофф Ипотеки», а позже возглавил небольшой отдел из трех человек.
Наделяеву так понравилась работа, что незаметно для себя он мог просидеть за графиками и таблицами до шести утра. А еще вместе с коллегами он играл в корпоративной баскетбольной лиге. Иван вспоминает, что в первом матче сезона они встретились с Black Star: «Выиграли со счетом 49:42».
Все было здорово, но однажды «Тинькофф Ипотеку» закрыли. Коллеги Ивана уходили в другие банки и звали его с собой, предлагая зарплату вдвое выше за ту же работу. Иван был в растерянности. С одной стороны, кто откажется заработать, с другой — ему хотелось попробовать новое.
«В том банке, в который меня хантили, только подступались к тому, что мы в «Тинькофф» уже сделали три года назад», — объясняет сомнения Наделяев. К тому же, коллеги звали его в «Тинькофф Инвестиции» — делать новый интересный проект. «На плечах у меня сидели дьявол и ангел. Первый говорил: «Давай легко заработаем!» А второй: «Это твой шанс сделать что-то крутое и по-настоящему важное» — для Ивана это было самым трудным решением в жизни.
«Я сидел и слушал: управление активами, БПИФ, ETF — очень интересно, но ничего не понятно»
На первой встрече Ване рассказали, что команда «Тинькофф Капитал» запускает собственные биржевые фонды «Тинькофф», которые будут торговаться на Московской бирже. Для них нужно настроить автоматическое инвестирование, чтобы клиент переводил деньги незаметно для себя, ничего не меняя в привычном образе жизни. Идея была в том, чтобы округлять стоимость покупок и переводить на специальный счет, деньги с которого будут автоматом инвестироваться в биржевые фонды. «Для меня и всей команды это было огромным вызовом, потому что никто из нас ничего подобного раньше не делал. Такого опыта (настройки автоматического микроинвестирования в биржевые фонды — Прим. „Цеха“) не было ни у одной из ведущих российских компаний, то есть никакого примера просто не было. Все придумывали сами, с нуля», — рассказывает Иван.
Новую сферу тоже пришлось изучать с самого начала — у Вани был небольшой инвест-портфель с парочкой акций и облигаций, но ни про какие фонды и доверительное управление он ничего не знал. Впрочем, для «Тинькофф» это нормально: «Если ты хочешь разобраться в чем-то, чего не знаешь, никто на тебя косо не посмотрит и не спросит „кто тебя вообще нанял“», — поясняет Иван.
Первой задачей команды было создание собственных биржевых паевых инвестиционных фондов (Биржевой паевой инвестиционный фонд — это портфель активов, который торгуется на бирже в форме инвестиционных паев. Каждый пай удостоверяет право владельца на долю в портфеле активов фонда. — Прим. «Цеха»). «Исторически к пифам в России было мало доверия, — объясняет Иван. — Управляющие компании не показывали клиентам прозрачную структуру фондов и не были достаточно технологичными. Мы хотели реабилитировать их в глазах клиентов, показать принципиально новый подход к обслуживанию, когда все можно делать самостоятельно с помощью смартфона, контролировать все процессы самостоятельно, без необходимости визита в офис, участия агентов и других лишних сложных процедур, связанных с покупкой и продажей биржевых фондов».
Параллельно с запуском фондов команда работала над настройкой «округления» для нового сервиса автоматического микроинвестирования. «Представьте, что оплатили картой бургер за 375 рублей, — объясняет механику Наделяев, — а приложение округляет покупку до 400 и 25 рублей сверху отправляет работать в наши фонды. Так вы автоматически становитесь инвестором безо всяких усилий. А шаг округления можно выбрать любой — 10, 50, 100 рублей — сколько считаете нужным». Механику округления покупок и перевода средств в «Тинькофф» тогда никто не использовал, а команда Ивана хотела, чтобы средства еще и уходили на брокерский счет. «Сейчас клиенту кажется, что все происходит мгновенно, и мы правда много работали для этого, — рассказывает Иван. — На самом деле внутри скрыт огромный и сложный процесс. Вы прикладываете карточку для оплаты, а в банк информация о том, что с этой операцией все в порядке и можно списывать деньги, приходит только спустя сутки. У нас же все сразу отражается на экране».
Затем нужно было решить, как инвестировать округления в фонды. «Мы решили сделать несколько счетов и работать с ними, но ни одна команда, к которой мы приходили, не знала, как сделать это внутри мобильного банка. Тогда руководитель управления дизайна предложил сначала проработать дизайн, а потом уже потом двигаться дальше», — описывает ситуацию Иван. Через неделю директор по дизайну вернулся с концепцией «Инвесткопилки» — отдельного счета, который дает возможность округлять повседневные покупки и автоматически инвестировать эти суммы в «Вечный портфель». Он нарисовал макет и рассказал, как представляет себе механику: «Здесь у нас появится покупка в Макдоналдсе, а тут — значок, что она округлилась. Клиент понимает, как все работает и объяснять ничего не надо!» Концепцию утвердили вместе с названием, и вот тут-то в жизни Ивана началось самое интересное.
Иван, как технолог, должен был сделать так, чтобы дизайн-макет появился в реальности. Для этого нужно было встретиться со всеми командами, рассказать им идею и понять, как они ее реализуют. На первый взгляд, функционал выглядел просто. Но в процессе Ивану стало понятно: все, кто нужен ему для работы — не одна команда, их нужно организовать и синхронизировать между собой. «Тут случилось самое страшное, — вспоминает Наделяев. — Каждый день я встречался с кучей умных людей, рассказывал, что мы придумали, спрашивал, как это можно сделать и дальше абсолютно ничего не понимал. Все что-то обсуждали, спорили, говорили про какое-то там trxn-serno, транзакции и авторизации, постинг, клиринг, холд, а у меня голова шла кругом». Иван пытался хоть что-то уловить, чтобы зафиксировать итоги встречи, но в конце мог написать только два предложения: «Во-первых, мы ни к чему не пришли. Во-вторых, я ничего не понял». Неделю за неделей все расходились ни с чем, все больше убеждаясь, что ничего не получится.
«Я — классический ботаник-интроверт общался с десятком людей ежедневно»
После череды неудачных встреч Иван решил изменить подход. Теперь он звал на встречи не больше четырех человек, зарисовывал обсуждаемый процесс и вскоре смог разобраться во многих вопросах. Тогда он провел свое первое успешное совещание: позвал поговорить команду, которая отвечала за взаимодействие с платежными системами. На этапе округления первый платеж поступал сначала к ним. «Мы проговорили как они видят свою часть работы, поняли, как будет работать этот первый этап и тут — щелк, — рассказывает Иван, — вся картинка начала складываться. Я расписал, кто и что должен делать дальше, нарисовал первую реальную схему дальнейшей работы и понял, что знаю: у нас все получится».
Наделяев быстро закрывал один вопрос за другим: общался, искал, назначал встречи, обсуждал, фиксировал договорённости. Об этом периоде он рассказывает так: «Я — классический ботаник-интроверт, общался с десятком людей ежедневно. Помню, как каждый день замертво падал на стол после встреч, думал, пора домой — столько всего сделал, а на часах — пять вечера и впереди еще куча работы и неотвеченных сообщений. Уставал, но это того стоило».
Через несколько месяцев все задачи были поставлены, ТЗ описаны, и кое-что уже было реализовано. Иван все контролировал, но сам смог немного выдохнуть. Так «Инвесткопилку» подготовили к тестированию на сотрудниках. «Мы установили копилку на телефон и тестировали ее каждый день, чтобы убедиться — все работает правильно. Когда я в первый раз увидел, как списывается округление и пополняется „портфель“ — пережил незабываемые ощущения, — рассказывает Иван. Я понимал, что мы скоро запустимся, и не верил. Оглядывался назад и думал, сколько людей здесь участвовало, сколько мы выполнили задач и сколько было проблем, но мы действительно все решили — „Инвесткопилка“ работает».
Что получилось в итоге
В «Инвесткопилку» можно регулярно откладывать небольшие суммы с повседневных покупок. Это работает как сдача: вы настраиваете автоматическое округление с шагом 10, 50 или 100 рублей и инвестируете эти деньги в биржевые фонды Тинькофф. Вы автоматически становитесь инвестором с портфелем из золота, акций, а также корпоративных и государственных облигаций в разных валютах. Исторический доход портфеля — 14% для рублей, 7% для долларов и 6% для евро. Это больше, чем от классических вкладов. Если хотите копить еще быстрее, отправляйте в Инвесткопилку кэшбэк, процент на остаток или создайте автоплатеж. Все операции бесплатны, 1 рубль придется заплатить, только если вы решите закрыть копилку.
«Скоро такой продукт скопируют все банки, но первый и лучший останется у Тинькофф» Сейчас в Инвесткопилке уже больше полумиллиона открытых счетов, часть из которых — новая аудитория, незнакомая с инвестициями. «Копилка показала людям, что инвестировать можно, не имея миллионов и личного брокера, — отмечает Наделяев. — Клиенты знают, куда переводят деньги, видят, как их активы работают и потом сами открывают брокерский счет и начинают торговать на бирже».
Иван гордо рассказывает, каким классным получился проект, но с трудом говорит о своем вкладе. «В плане моего управления проектом все было максимально неправильно, хорошим кейсом это точно не назовёшь. Имея опыт, все можно было сделать лучше», — критично замечает Наделяев. При этом в анонимных ревью на работу коллег, которое «Тинькофф» проводит каждый год, технолога Инвесткопилки искренне хвалят. «В целом отзывы обо мне очень лестные, — скромно рассказывает он, — написали, что я — крутой, что думали, у меня не получится, а я смог. Это помогает двигаться дальше». За четыре года Иван вырос из простого аналитика до главного по продукту, аналогов которого в стране до сих пор нет. Он уверен, скоро «Инвесткопилку» в итоге скопируют все банки, но первый и лучший продукт останется у «Тинькофф».
Инвесткопилка — первый в России сервис автоматических:
1) пополнений инвестиционного накопительного счета (ИНС) разными способами в трех валютах;
2) их инвестирования в инвестиционные паи биржевых паевых инвестиционных фондов, — согласно внутреннему исследованию банка, проведенному в мае 2020 г среди аналогичных сервисов мобильных приложений банков, управляющих и брокерских компаний.
Брокерское обслуживание предоставляет АО «Тинькофф Банк», tinkoff.ru. Брокерские услуги не являются услугами по открытию банковских счетов и приему вкладов, денежные средства не подлежат страхованию. Доверительное управление паевыми инвестиционными фондами осуществляет ООО «Тинькофф Капитал», tinkoffcapital.ru. Не является инвестиционной рекомендацией.