В рубрике «Полезное чтение» мы просим экспертов в области образования, друзей «Цеха» и известных людей рассказать нам о нон-фикшн книгах, которые помогли им в карьере, саморазвитии и самообразовании. В новой подборке своим списком любимой и полезной литературы делится Ярослав Ашихмин — кандидат медицинских наук, практикующий терапевт и кардиолог, а также советник генерального директора Международного медицинского кластера.
Мы живем в перенасыщенном информационном пространстве. Для порыва нашего «файеровола» придуманы специальные фаст-фуд форматы подачи информации, типа карточек или постов в инстаграме. В считанные секунды мы получаем нужную информацию и уже бежим за новой. Мало кто думает о расплате: формировании клипового мышления, снижении внимания к очень важным, но не срочным делам, пренебрежении к стратегии развития личности в пользу тактики и сиюминутности. Период карантина — лучшее время для глубокого информационного детокса. Отложите мессенджеры, вообще не читайте новости пару дней. Единственное, что нужно делать большинству здесь и сейчас — просто не выходить из дома.
«Обнаженная Япония. Сексуальные традиции страны солнечного корня», Александр Куланов
Расстояние учит забвению: чем дальше культурная дистанция — тем меньше желания лихорадочно ковыряться в интернете в поисках последних сводок о распространении коронавируса. Александру Куланову удалось выдержать тонкий баланс, не переходя грань непристойности — раскрыть вкус запретных желаний. Японские сексуальные традиции в книге показаны с невероятным изяществом. Это вам не «Секс. От нейробиологии либидо до виртуального порно», в которой авторам удалось осуществить невероятное — написать о сексе скучно. Автор «Обнаженной Японии» — настоящий ученый, востоковед, японист. Поэтому книга наполнена невероятным количеством подробностей жизни в Японии, преломляющихся в жгучих лучах желания. Кстати, в Японии сейчас нет паники, темп распространения инфекции один из самых низких в мире.
«30 Нобелевских премий: Открытия, изменившие медицину», Ольга Шестова, Лев Иноземцев
Проникнитесь тем, как лучшие умы человечества боролись с болезнью и смертью. Времена-то были ой какие тяжелые! Наблюдая смерти и эпидемии, они не ныли, ̶ ̶н̶е̶ ̶п̶о̶б̶и̶р̶а̶л̶и̶с̶ь̶ ̶у̶ ̶̶ф̶а̶р̶м̶ф̶и̶р̶м̶ и не истерили. Собирали волю в кулак и шли к открытиям, меняющим мир вокруг к лучшему. Именно благодаря ученым, мы в рекордные сроки сделаем новую вакцину и лекарство, отдадим им должное. Книга придётся по вкусу любителям компактного формата — несколько страничек про каждую премию (заинтересовались одной из историй — и вот вам целый новый мир для изучения). Хороший баланс, выдержанный язык, без хайпа. Вряд ли в спокойное время книга стала бы бестселлером, а сейчас — самое то. Думайте об ученых, они в очередной раз выручат.
«0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия», Петр Талантов
Пожалуй, лучший науч-поп на русском языке о том, как вообще устроена современная медицинская наука. Прочитав эту книгу, я перестал писать свою. Петр Талантов разобрал все ключевые аспекты — историческое развитие, этику, логику клинических исследований, а также главные мифы. Если вы не специалист, то эта книга как «швейцарский нож» — заменит целую полку старых научно-популярных книг про медицину.
«Бытие и время», Мартин Хайдеггер
Вот он — настоящий интеллектуальный хардкор для размышляющих о вечности. Хайдеггер ввел в философский обиход понятие Dasein. Часто Dasein переводят как «вот-бытие», «здесь-бытие», что, конечно, не отражает сути Dasein (на мой взгляд, «здесь и сейчас-я-бытие» было бы более точным толкованием). Dasein у Хайдеггера сознаёт, что оно не является хозяином своего бытия, определяясь небытием. Всем, кто сейчас боится смерти и думает о бессмертии души, крайне важно осилить эту книгу, в ней раскрыта та самая «матчасть». Интересно, что Хайдеггер никогда не отвечал прямо на вопрос о вере в существование Бога, адресуя всех к своим текстам. Огромный труд по переводу Хайдеггера на русский сделал ныне забытый всеми гений Владимир Вениаминович Бибихин. Мне представляется, что профессор Бибихин — один из тех единиц, которые вплотную приблизились к пониманию текстов Мартина.
«Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему», Йонге Мингьюр Ринпоче
Не потянули Хайдеггера? Ну что ж, бывает… А понять, «как оно все устроено» все же хочется! Мощнейший тибетский мастер, облагодетельствованный Далай-ламой, поездил по миру и поговорил с великими учеными на их языке. Выдержанная, без перекоса в мистику, попытка объединить западную научную мысль и восточную философскую идею. Одна из первых попыток вылить качественный сплав из науки, религии и философии. Простое, приятное и очень позитивное чтение.
«Галлюциногенные грибы России. Атлас-справочник», Михаил Вишневский
Андеграундная литература, которую очень сложно достать, хотя выпущена книга была в 2019 году. Прекрасно иллюстрированный атлас «волшебных» ядовитых грибов. Как врач я категорически против их использования. И вообще эту книжечку карманного формата следует читать спрятавшись под одеялом, вспоминая, как вам в детстве читали про ядовитых змей, пауков и медуз — опасный и запретный мир, который совсем рядом. Важно отметить, что большое внимание в книге уделено правовым вопросам, в ней отсутствуют советы по тому, как находить эти грибы. Зато крайне подробно описаны токсические эффекты от употребления. На эту тему вышел отличный фильм «Призрачная нить». Невероятно жалко главного героя, великого модельера, его возлюбленную, а с ними и сценаристов. Окажись у них книга Михаила Вишневского, сюжет был бы еще интереснее.
«Структура реальности. Наука параллельных вселенных», Девид Дойч
Написанная понятным языком научно-популярная книга, которая особенно порадует тех, кто является противником стандартной (копенгагенской) интерпретации квантовой механики, базирующейся на принципе неопределённости Гейзенберга. Именно этот принцип объясняет парадокс кота Шредингера, который может быть одновременно и жив, и мёртв. Нелогично, верно? Дэвид Дойч знакомит вас с новой, эвереттовской моделью реальности, которую разделяет все больше физиков.
Мультиверс — одна из моделей строения мира, подразумевающая наличие множественных Вселенных. Реальности Мультиверса наложены, будто стопки кинокадров, друг на друга, а их взаимодействие происходит через интерференцию. В Мультиверсе неопределённости нет, при каждом «принятии решения» вы незаметно попадаете в новую Вселенную, с определённой вероятностью. Так, в рамках Мультиверса парадокс кота Шредингера разрешается очень просто: в части миров он жив, в другой части — мёртв. В изложении Дэвида Дойча квантовая физика становится намного понятнее.
«Квантовая случайность. Нелокальность, телепортация и другие квантовые чудеса», Николя Жизан
Книга-антипод по отношению к работе Девида Дойча. Жизан — последовательный критик модели Мультиверса. Книга рассказывает о современном состоянии проблемы нелокальности, пожалуй, самого невероятного физического феномена. Для искушенных в математике в книге приведена «Игра Бэлла», эдакая современная «Игра в бисер», позволяющая убедиться в том, что в нашем мире существуют нелокальные корреляции. Жизан доказывает, что истинная квантовая случайность будто накрывает весь наш мир «колпаком», проявляясь одновременно во всех точках пространства, нарушая причинность, прорываясь будто откуда-то извне. Жизан не относится к диванным физическим войскам. Он использовал свои связи в сфере телекоммуникаций, установил в швейцарских туннелях оборудование для изучения феномена квантовой запутанности и доказал его реальность.
«Теорема пожухшей апрельской листвы», Дик Ху
Пиратский учебник по декомпозиции реальности с советами по её сборке. Трудная книга про взаимоотношения современного человека с реальностью. Великая гуманистическая и ультрафеминистская идея представлена в оболочке из жесткой научной фантастики. Необычный формат призван пенетрировать черепную коробку читателя и забросить несущую гуманизм боеголовку аккурат в правую лобную долю. Чтение этой книги будет нелегким испытанием для неподготовленного читателя. Но книга может дать надежду тем, кто находится в отчаянной ситуации. Ментальные инструменты, которые позволят жить в аду с комфортом, не занимаясь в спортзале, не вылезая из карантина, безответной любви, тюрьмы или инвалидного кресла.
«Ван Гог. Жизнь и творчество в 500 картинах», Майкл Говард
Это издание, на мой взгляд, лучшее из русскоязычных. Прекрасная полиграфия, исключительно точные описания картин и подробности биографии истинного человеческого гения. Повседневная мелочность, стяжательство, жажда «заработать», продать подороже, «урвать выгоду» и «попасть в струю», чертовы страсти по откровенной чепухе, — все это отступает, когда вы читаете про жизнь Ван Гога и наслаждаетесь его полотнами. Многие люди приходят к творчеству Ван Гога как в современный Храм, объединяемые идеей искусства, которое, в отличие от большинства религий, дарит тебе полную свободу и надежду на реализацию высоких идеалов.
Я не думаю, что Ван Гог был болен в привычном смысле этого слова. Да, он страдал депрессией, алкоголизмом, сифилисом, вероятно, эпилепсией (возможно, вторичной, развившейся на фоне нейросифилиса). Скорее всего, в основе душевной страсти Ван Гога лежало пограничное расстройство личности. Эти люди будто совершенно лишены эмоциональной кожи, их нервы постоянно представляют из себя оголенные провода, они невероятно чувствительны к миру. Больны не они, больно это общество. Читая про жизнь Ван Гога, обретаешь крылья — гуманизм и благодетель возьмут верх, а если твою работу оценят лишь после смерти — это сущий пустяк.