Ситуация неопределенности, в которой находится весь мир, заставляет многих задуматься, как пандемия и глобальный кризис изменят бизнес-образование. Сохранится ли оно в том виде, в каком существовало до недавнего времени, или полностью перейдет в онлайн-формат? Насколько эффективны дистанционные бизнес-программы? Об этом рассуждает Алексей Долинский — эксперт факультета MBA «Нетологии», сооснователь международного сервиса поиска и бронирования коротких очных и онлайн образовательных программ для предпринимателей и менеджеров Coursalytics.com.
Рынок бизнес-образования: точки роста
В целом, рынок бизнес-образования показал отличный рост за последние несколько лет, но отдельные его сегменты развивались заметно быстрее других. Сразу оговоримся, что к бизнес-образованию относят очень разные программы — от детских курсов «Школа Юного предпринимателя» до обучения в бизнес-школах высшего эшелона.
Сегодня же на подъеме находятся программы executive education — короткие интенсивные курсы для руководителей и собственников бизнеса. За прохождение таких программ не дают красивых дипломов, но они привлекают потенциальных студентов высокой практической ценностью и сравнительно доступной ценой. Подобные курсы часто дополняют аудиторные занятия онлайн-компонентами: как синхронными (вебинарами, трансляциями), так и асинхронными (видеокурсами, подкастами, онлайн-тестами и общими чатами).
Кроме того, растет спрос на новые типы MBA-программ: дистанционно-модульные, очно-заочные, part-time. Доля онлайн-компонентов обычно составляет не более 20% — хотя сейчас, в разгар пандемии, все студенты вынуждены заканчивать обучение дистанционно.
Спрос на классические двухлетние MBA-программы остается неизменным, с небольшим уклоном в снижение. Последние несколько лет традиционное бизнес-образование находилось в стагнации, из которой его выбил пресловутый COVID-19.
Новые вызовы требуют своевременных решений и действий: например, «Нетология» заранее перевела офлайн-компоненты своих программ в онлайн, чтобы оценить их эффективность в новом формате.
Инвестиции в бизнес-образование не всегда окупаются
Любые знания имеют свойство устаревать. По данным Гарвардского университета, срок годности образовательных программ в сфере IT и инжиниринга — около семи лет. После этого сертификат даже самой престижной программы теряет свою ценность, потому что за семь лет отрасль может измениться до неузнаваемости.
А как насчет знаний в области управления бизнесом? Давайте вспомним, каким был наш мир каких-то десять лет назад — когда еще не было Uber и Airbnb, мессенджеров и повсеместного мобильного интернета. Представьте себе человека, который получил MBA в том далеком 2010 году и после этого никак не развивался. Насколько он будет конкурентоспособен как руководитель сейчас? Ответ очевиден: ему не удастся справиться с вызовами и проблемами совершенно иной экономики.
А теперь спросите себя: разумно ли инвестировать в классическую образовательную программу два года вашей жизни и треть миллиона долларов (если речь идет о ведущих бизнес-школах)? Окупятся ли такие инвестиции, если через десять лет ваши знания все равно устареют? Впрочем, они могут изжить себя раньше, если увеличится скорость развития и внедрения новых технологий.
Становится все меньше желающих инвестировать в дорогие и долгие full-time-программы (собственники бизнесов и топы умеют считать деньги). Благодаря этому растет востребованность коротких интенсивных программ. Можно сказать, что классические образовательные форматы постепенно уходят в прошлое.
Бизнес-образование экстренно трансформируется
Мировая экономика вошла в фазу неопределенности, и бизнес-школам тяжело даются долгосрочные решения. В последние две недели перед ними остро стоят два вопроса: что делать с образовательными программами, которые большей частью проходили в офлайне? И как доучивать студентов в условиях пандемии, когда запрещены аудиторные занятия?
В результате отменены все короткие программы, которые должны были начаться в мае, и даже некоторые июньские курсы. Большая часть программ адаптируется к дистанционному формату, в том числе классические MBA-программы. Это образовательный эксперимент глобального масштаба: никто и никогда не переводил такое количество очных курсов в онлайн. Несмотря на поддержку, которую оказывают школы, нагрузка на преподавателей колоссальная! Каждый из них должен в кратчайшие сроки освоить непривычный формат и довести его качество до нужного уровня.
Что это означает для рынка? Сейчас мы вынужденно протестируем и оценим «тотальный онлайн», начнем лучше понимать его плюсы и минусы. Через несколько месяцев можно будет увидеть, в какую сторону движется бизнес-образование, и сделать выводы.
Динамика спроса в кризис
В кризисные времена интерес к бизнес-образованию традиционно растет. Его можно отследить по количеству человек, сдающих экзамен GMAT (англ. Graduate Management Admission Test — вступительный тест для магистерских программ в сфере управления). В периоды экономической стабильности GMAT сдают примерно 250 тысяч человек в год, а во время кризисов это число резко увеличивается. Так было в 2008–2009 годах, и то же самое мы видим сейчас.
Почему так происходит? Сейчас снижается экономическая активность и появляется больше свободного времени для обучения. Способность принимать правильные решения становится критически важной во времена неопределенности. Люди, которые делали бизнес «как обычно» в течение многих лет, не задумывались о дополнительном обучении. А сегодня большинство компаний стоит перед выбором: либо измениться, либо умереть.
Руководителям и собственникам компаний придется менять стратегии и бизнес-модели, выпускать новые продуктовые линейки, искать партнеров и рынки сбыта. Это повод пойти в бизнес-школу, чтобы получить знания, которые помогут компании выжить, адаптироваться и в итоге процветать. Мы ожидаем, что бизнес-образование станет одним из ключевых ответов человечества на текущий кризис.
Онлайн vs офлайн: что победит
Скорее всего, бизнес-школы не откажутся от очного обучения и вернутся к нему после окончания пандемии, потому что не все можно перевести в онлайн-формат без заметного ущерба качеству. Например, это касается выступлений спикеров: представителей крупных технологических компаний и инвестиционных банков. Да, их лекции можно транслировать через интернет, но в очном формате, «не под запись», они чувствуют себя более свободно, говорят откровеннее.
Вместе с тем преподаватели, впервые попробовавшие дистанционный формат, оценили некоторые его преимущества (разнообразие учебных материалов, мобильность, интерактивность) и планируют активно использовать онлайн-компоненты на курсах смешанного формата. Но только в качестве дополнения к аудиторным занятиям. Заменить их полностью онлайн не сможет — по крайней мере, в тех случаях, когда на горизонте не появляются «черные лебеди» в виде эпидемий и других катаклизмов.
Справедливости ради, в условиях форс-мажора в онлайн можно перевести все, что угодно. Например, сейчас студенты MBA-программ учатся онлайн, и это продлится, как минимум, до конца семестра или дольше. Можно считать, что сегодняшняя ситуация — это некий стресс-тест для всей области бизнес-образования. И только от нас зависит, пройдем мы его или нет.