Каждый день появляются новые программы, онлайн и офлайн-курсы. Самая сложная задача — выбрать один продукт из широкого ассортимента. «Цех» просит читателей поделиться своим опытом прохождения различных курсов и программ, чтобы мы могли учиться лучшему у лучших. Полученные отзывы, которые будут соответствовать всем необходимым требованиям, мы опубликуем. Сегодня редактор образовательного проекта «Синхронизация» Лиза Боровикова рассказывает, что ей дало обучение в Школе редакторов Бюро Горбунова, и почему она отказалась от второй ступени.
В декабре я окончила первую ступень Школы редакторов. Было сложно, тысячу раз хотелось всё бросить, но я дошла до конца и не жалею.
Я работаю редактором в образовательном проекте — лектории «Синхронизация». Мне каждый день приходится работать с текстами, дизайном и вёрсткой. В текстах я что-то понимаю, но визуальное оформление для меня — тёмный лес, поэтому я решила подтянуть знания в Школе редакторов Бюро Горбунова, где всё это преподают в комплексе. Меня подкупил ещё и состав преподавателей, среди которых — Максим Ильяхов и сам Артём Горбунов.
Как устроена Школа
Это онлайн-курс, в котором есть три ступени. Первая длится четыре месяца, и учатся на ней 100 студентов, потом 30 лучших переходят на вторую ступень (3 месяца), а 10 самых стойких ещё 2 месяца делают дипломную работу. То есть учёба длится с сентября до мая, как один курс в университете.
Чему учат
Пусть вас не вводит в заблуждение название «Школа редакторов». Текстам посвящена только одна дисциплина, которую преподаёт Максим Ильяхов. И про сам текст там говорится очень мало: в основном курс посвящён тому, как люди воспринимают информацию на электронных и бумажных носителях. Так что писать тексты в Школе не научат.
Вообще в Школе шесть дисциплин: «Текст и редактура», «Типографика и вёрстка», «Интерфейс и информация», «Вёрстка и прототипирование», «Переговоры и отношения», «Управление и результаты». У нас было ещё «Творчество и право», но его убрали из программы. Обычно недельная порция материалов по каждому предмету — это 30–40 минут видео плюс статьи.
Многое из этого можно найти в интернете в изложении тех же самых преподавателей. Но давайте честно: никто не будет тратить на это два часа каждый день на протяжении четырёх месяцев, не подписавшись на курс. Я бы точно не смогла. Материалы постоянно обновляются, так что курс вполне актуальный.
Для меня очень полезным был курс по типографике и вёрстке: он базовый, но я ничего в этом не понимаю, так что для меня каждый урок был открытием. Курс «Интерфейс и информация» Ильи Бирмана — это вообще философское рассуждение о месте дизайнера во вселенной, но дополненное массой примеров и практических советов.
Как учатся на первой ступени
Первая ступень — это самостоятельное обучение. Каждый понедельник в полночь в личном кабинете появляются учебные материалы на неделю и 3–4 теста или задания.
С понедельника по пятницу не было времени ни на что, кроме работы и тестов. Насколько я знаю, теперь этой проблемы нет: в новом потоке Школы дедлайны перенесли на воскресенье.
Никакой обратной связи от преподавателей на первой ступени организаторы не обещают. Но в итоге у нас было около 5 вебинаров Ильяхова с разбором вступительных заданий и курсовых. Это очень актуальный формат: хоть сразу бери и применяй советы на практике. Ну и разбор лично твоей работы от Ильяхова — приятный бонус.
Сколько времени занимает учёба
На сайте Школы написано, что учёба на первой ступени занимает 2–3 часа в день. Я, конечно, решила, что я самая умная и справлюсь быстрее — и, разумеется, ошиблась. 2 часа в день — это минимум, который необходим, чтобы хотя бы бегло прочесть и посмотреть все материалы и сдать тесты. Не будь у меня работы, я вполне могла бы посвящать обучению полный рабочий день.
Создатели Школы говорят, что курс подходит тем, кто работает полный день в офисе, но у меня в этом есть большие сомнения. Из-за плотного графика я получила от учёбы намного меньше, чем могла бы. Так что будет сложно, даже если у вас на работе принято уходить в 19:00. 9 человек из 100 с нашего курса отчислились, потому что не смогли совмещать Школу и жизнь.
Как происходит общение с однокурсниками
Когда я училась, все студенты проходили первую ступень одновременно. Теперь начать обучение можно в любое время, поэтому не знаю, есть ли у первой ступени общий чат. У нас он был — и это была огромная мотивация, чтобы продолжать учёбу. В день дедлайна в чате за сутки могли написать полторы тысячи сообщений — всё можно было не читать, но сразу становилось понятно, что не ты один устал и переживаешь из-за тестов. Плюс все делились полезными ссылками, а несколько человек с моего курса учились на первой ступени второй раз и помогали менее опытным однокурсникам.
Зачем нужны тесты и рейтинги
В понедельник обновляется рейтинг студентов. Он формируется на основе результатов тестов и заданий и нужен, чтобы отобрать 30 лучших после первой ступени. Чтобы не сойти с ума и не убиваться из-за каждой ошибки, важно помнить, что этот рейтинг условный. Дурацкие вопросы типа «Что Ильяхов называет брехнёй?» нужны не для проверки знаний, а для того, чтобы вы прочитали статью Ильяхова про брехню. И вообще тесты составляют редакторы и дизайнеры, а не образовательные технологи, поэтому там есть неточные формулировки, ошибки и ненужные вопросы. Так что относиться к рейтингу нужно стоически.
Что такое курсовая работа
В конце первой ступени нужно было сдать курсовую работу — свёрстанную на Тильде или в Редимаге обучающую статью. Ильяхов предлагает темы на выбор, но можно предложить свою: я так и сделала и написала статью «Как разобраться в живописи XIX века». Это меня спасло: хотя статья свёрстана не очень хорошо, Ильяхову понравилось, что он узнал из неё что-то новое для себя, и я получила высокий балл. На курсовую дают две недели, но никто не мешает начать работать над ней заранее. Для меня балл за курсовую стал решающим: я поднялась на восемь мест в рейтинге и прошла на вторую ступень.
Сложно ли попасть на вторую ступень
Я все четыре месяца болталась где-то между 30-м и 40-м местом рейтинга. Я не писала статей в журнал Школы (за это дают дополнительные баллы), тесты сдавала на 80–90 баллов. В итоге я оказалась на 32-м месте, и меня позвали на следующую ступень, потому что несколько человек с более высокими баллами отказались. То есть чтобы пройти дальше, нужно войти примерно в 35–40 лучших. Это несложно, если внимательно изучать материалы и не проваливать дедлайны.
Почему я не пошла дальше
За четыре месяца я задолбалась. Учёба идёт без перерыва, поэтому неважно, отпуск у вас, грипп или переезд — к пятнице вы должны сдать тесты. Если провалить больше двух дедлайнов — вас исключат, и ваше фото вечно будет висеть на сайте Бюро с подписью «ОТЧИСЛЕН». К тому же на второй ступени пришлось бы тратить на обучение не 2–3, а 4–5 часов в день: столько времени у меня точно нет. Так что я очень довольна первой ступенью и благодарна авторам курса, но хочу немного пожить в ближайшие месяцы.
Что мне дала Школа редакторов
Школа — сильнейший волшебный пендель. Все, с кем я работаю, заметили, как изменился мой подход к задачам и текстам. Раньше мои профессиональные интересы ограничивались буквами. Теперь я понимаю, как устроены разные носители, на которых эти буквы пишутся, и как можно помочь читателю получить от этих букв максимум пользы.