Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Мария Афанасьева восемь лет училась на юриста, но на третий год работы поняла, что это совсем не её профессия. Стабильной работе она предпочла ненормированный график продюсера рекламных роликов. В интервью «Цеху» Мария рассказала о том, как одна встреча помогла ей сменить карьеру и почему так важно прислушиваться к себе.
Теория интереснее практики
Я получила юридическое образование, к которому вела очень долгая лестница. Быть юристом я хотела всегда, даже в детстве мне казалось, что это самая крутая профессия. В 16 лет я поступила в колледж, потом в университет, окончила магистратуру — все с красным дипломом без единой четверки. Так сильно мне понравилась юриспруденция — несмотря на то, что в школе я не очень хорошо училась.
Все вокруг считали, что из меня получится высококлассный юрист. Но когда я попала на первую стажировку, то поняла, что теория и практика — это совершенно разные вещи. Оказалось, мне больше нравилось учиться, чем сфера, которую я осваивала.
На практику меня отправляли в департаменты госструктур. Там меня ждала нудная сидячая работа и горы макулатуры. Я смотрела на своих коллег и думала, что еще через несколько лет такой работы их тела обрюзгнут, а на спинах появятся горбы. Все они были зашуганы бюрократией. Наверное, когда в 20 лет у тебя горят глаза от своей профессии, будущую работу ты представляешь не так.
Несмотря на первые разочарования, я пошла в магистратуру и устроилась на новую работу. Конечно, не все было гладко с первого дня. Мой куратор в один из первых дней сказал: «Не знаю, как вам дали красный диплом с теми знаниями, что у вас в голове». Я очень расстроилась, ведь у меня был настоящий синдром отличницы. Еще больше я переживала, что он прав. Учеба давалась мне легко, но работа — совершенно другое дело.
Профессиональный кризис
Через два с половиной года все наладилось. У меня была не самая шаблонная работа, я занималась аутсорсингом, много ездила по разным организациям и проверяла их. Я смогла разобраться во всех тонкостях работы, получила карьерный рост и более высокую зарплату. Начальство давало мне положительный фидбэк и меня это очень привлекало. Но система, в которой я работала, мне по-прежнему не нравилась.
Средний возраст моих коллег был выше 40, среди них у меня не было друзей. Пять дней в неделю я была в коллективе, где мне было неинтересно. К тому же я быстро поняла, что достигла «потолка» и знаю ровно столько, сколько буду знать всю жизнь. В нашей узкой сфере почти нет изменений. Могут быть какие-то интересные случаи, но они разовые. Я не видела никаких перспектив, кроме как брать больше работы и работать восемь дней в неделю. Конечно, я могла больше зарабатывать, но не все измеряется деньгами. Мне хотелось развиваться.
Я хотела попробовать себя в другой профессии, но мне было страшно: я восемь лет учусь на юриста, у меня стабильная работа, я хороший специалист. Может быть, я думаю о чем-то странном? На пике этих размышлений один важный на тот момент знакомый сказал: «У тебя профессия очень серая, ты там ничего особенного не добьешься». Это была правда, которая резала глаза.
Постепенно я доходила до крайней черты: у меня уже начались истерики, потому что ходить на старую работу я больше не хотела, а что делать — не знала. Я начала стрессовать, реветь, что на меня не похоже. В один день собралась и ушла в никуда.
Одна рабочая встреча
Я подумала, чем я хочу заниматься, и вспомнила, что перед увольнением босс попросил меня поговорить со специалистом по продвижению рекламы. Общаясь с ним, я поняла, что мне очень нравится это направление, это по-настоящему круто. Я решила, что уволюсь и сразу позвоню этому парню, попрошусь к нему на работу. Но сначала я пошла на курсы продюсирования в кино, а параллельно рассылала свое «юридическое» резюме.
Из курсов я не вынесла ничего полезного, кроме осознания, что все, что я люблю и умею делать по жизни — организовывать, общаться, договариваться — называется одним словом «продюсирование». Тогда я решилась написать своему будущему боссу. Я объяснила, что больше не хочу делать то, что умею, а хотела бы себя попробовать в роли продюсера. Внезапно он пригласил меня на тестовые съемки рекламного ролика, я провела там несколько рабочих дней и осталась в компании. Тогда я подумала, что если не рискну сейчас, другого шанса уже не будет.
В первые же дни меня ждали самые разные задачи. Например, в два часа ночи я искала, кому принадлежат права на песни Pink Floyd (в первый раз это было очень сложно), а потом экстренно уехала на съемки в другой город. Помню, мне позвонила мама в первый рабочий день, спросила, как мне на новом рабочем месте. А я ей отвечаю: «Все нормально, еду в Уфу.» Я быстро втянулась в такой режим и за два года стала генеральным продюсером.
Точно продюсер
Мне кажется, чтобы быть хорошим продюсером, нужен особый склад личности. Если юристу достаточно знания законов, то продюсер должен иметь массу навыков: многозадачность, организаторские способности, коммуникабельность, стрессоустойчивость и даже гиперответственность. При этом важно уметь правильно распределять и планировать задачи.
У меня довольно большая зона ответственности, мы делаем крупные рекламные кампании для больших брендов. Я уже многому научилась, хотя не могу сказать, что все умею, но все обязательно смогу. Моя предыдущая работа по уровню не хуже настоящей, только здесь другая история — есть перспективы и карьерный рост, а также отличная команда, которую я очень ценю и люблю. Я уверена, что впереди только лучшее. Рискуйте и не бойтесь заниматься тем, что любите!