Иногда на работе хочется разрыдаться и послать все куда подальше — никто же не умрет. Фраза расхожая. Но для сотрудников благотворительных фондов она ощущается вполне серьезно. Их усталость может привести к трагедии. Вместе с победителями грантового конкурса «Поддержка будет» от Т-Банка и психологами обсудили, как справляться с выгоранием и почему инвестиция в себя дает надежду.
Правило первое. Замечать результаты своего труда
Алена Гриненко, PR-директор «Солнечного города» (победитель «Поддержка будет» 2023 года)
В фонде я работаю 8 лет, сейчас — на позиции PR-директора. До этого работала в коммерческом видеопродакшене, делала контент для разных бизнесов, но ответ на вопрос о том, зачем я этим занимаюсь, нашла, только когда попала в фонд на должность копирайтера.
Во время работы копирайтером я очень много взаимодействовала с благополучателями — приемными семьями, детьми, женщинами, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Мы ездили по детским домам и интернатам, и истории детей никогда не повторялись. Каждый раз они вызывали недоумение, негодование: как вообще такая несправедливость могла произойти? После первых трех лет работы наступил момент, когда мне стало казаться: я больше не могу переживать горькие и страшные истории, с которыми сталкивалась постоянно. Поэтому я ушла на полгода в коммерцию, но снова почувствовала бессмысленность происходящего и вернулась в фонд уже на позицию руководителя.
Почти все наши инструменты сфокусированы на тех, кому нужна помощь, — это логично, мы же благотворительный фонд. Но сейчас мы прикладываем много усилий, чтобы поддерживать теплый контакт и с теми, кто помогает фонду, рассказывать им о результатах их труда, о семьях и детях. В какой-то момент мы придумали сделать сайт, удобный и классный, который позволил бы нашим донорам и волонтерам посмотреть, в каких акциях они участвовали, как помогли, дать обратную связь.
Благодаря гранту «Поддержка будет» мы смогли начать разработку сайта. Принципиально было ориентировать страницу не на тех, кто нуждается в поддержке, а на тех, кто помогает фонду — это непривычная для НКО аудитория. Поэтому сначала мы разработали новую коммуникационную стратегию, а уже на ее основе сделали сайт. И действительно стали получать больше обратной связи от тех, кто нам помогает, лучше узнали наших доноров. Это безумно ценно: становится ясно, что хороших, добрых людей больше, чем плохих.
Мы наконец-то смогли донести до доноров важность того, что они делают, и показали, что их труд замечает кто-то кроме подопечных фонда. «Вы такие крутые!», «Какое хорошее дело вы делаете!». Для нас это источник обратной связи, которой часто не хватает, когда работаешь в благотворительности. Мы видим, что конечный результат есть, а с таким знанием работать и правда чуть легче.
Грантовый конкурс «Поддержка будет» от Т-Банка помогает некоммерческим организациям получить средства на собственное развитие. Деньги, которые НКО могут направить на улучшение рабочих процессов, позволяют сэкономить главное — время и силы на помощь благополучателям.
Ольга Сорина, клинический психолог, автор телеграм-канала «Гори, гори ясно!»:
Полезно, если у человека есть разная обратная связь по поводу его работы — от руководства, от клиентов, коллег по цеху, то есть профессионалов, которые занимаются похожей деятельностью вне организации. Разные источники фидбэка позволяют откалибровать свои внутренние ощущения.
Например, вы догадываетесь, что проект успешен и принес много пользы, хотя знаете, что финансово выгодным его назвать сложно. Попробуйте поучаствовать с ним в какой-нибудь профессиональной премии и получить реальный отклик от коллег.
Конференции, круглые столы, хакатоны, даже конференции факапов (бывают и такие!) — все это полезные источники обратной связи извне, через которые можно напрямую получить экспертную оценку своей работы. Но участвовать в таких программах лучше не в состоянии истощения, а располагая необходимым ресурсом — как энергетическим, так и временным.
Правило второе. Проговаривать проблемы, но не драматизировать
Екатерина Милова, директор фонда борьбы с инсультом ОРБИ (победитель «Поддержка будет» 2022 года)
Мы в фонде любим собираться, болтать в неформальной обстановке. Это помогает поддерживать открытую атмосферу: люди сразу говорят друг другу как о положительных, так и об отрицательных моментах работы. Раньше с этим моментом, да и с заботой о себе в целом было сложнее — команда была меньше, о себе мы даже не задумывались: только работали 24/7 и, конечно, сталкивались с выгоранием из-за такого бесконечного растягивающегося трудового дня. Будучи единственным руководителем я постоянно брала новые задачи, которые неизбежно ко мне стекались.
Фильтровать дела, распределять ответственность и давать обратную связь помогают автоматизированные процессы. Как и во многих НКО, все это у нас было не отлажено: задачи разваливались по чатам, и было неясно, кто кому что поручил. Случалось, два человека из и так небольшой команды брались за одно дело. Теперь мы наладили все так, что даже рабочий день у нас длится с 10 до 18, а если кто-то пишет мне позже, сразу возникает вопрос, почему задача не была сделана в рабочее время и как это исправить.
Он все равно на нее реагирует. И особенно важно не распространять это переживание по всему коллективу — бухгалтерии и корпоративным фандрайзерам, привлекающим средства не от частных доноров, а от компаний, не обязательно знать про перипетии наших подопечных.
Ольга Сорина, клинический психолог:
Классно, если внутри компании есть договоренность регулярно собираться для корректировки коммуникации и климата в команде, а не только для обсуждения результатов и постановки новых целей. Ведь часто бывает так: итоги проекта подвели — поработали продуктивно, все показатели выполнили, отчитались перед заказчиками или донорами, — а за скобками осталась рассорившаяся команда, которая просто не выдержала напряжения. Если вовремя не создать пространство для обсуждения, можно получить ситуацию, где выгорят вообще все.
Все мы разные, нас всех что-то расстраивает и радует. Нормально получать разные эмоции от работы, в том числе и негативные. Часто отрицательные реакции коллег даже не относятся к нам напрямую — просто человек устал или расстроен, — но мы принимаем это на свой счет. В таких случаях есть два варианта: скрыть обиду или честно проговорить ситуацию. И второй вариант чаще оказывается более продуктивным в долгосрочной перспективе.
Правило третье. Не забывать, что от работы нужно дистанцироваться
Ирина Зыкина, заведующая отделением выездной патронажной паллиативной медицинской помощи в АНО «Агентство медицинских и социальных услуг «Дедморозим» (победитель «Поддержка будет» 2023 года)
Раньше я работала врачом в фонде, а сейчас занимаю административную должность. Поэтому мне легче, чем специалистам, которые работают непосредственно с семьями. Но и у меня была тяжелая ситуация. Я была врачом, работала глубоко беременной, и много раз сталкивалась с угрозой выкидыша. Однажды, когда я лежала на сохранении, мне в 5 утра позвонила мама подопечной и сказала, что та умерла. Из-за этого мое состояние стало еще хуже. И тогда я поняла, что дальше так продолжаться не может — нужно вводить правила на работе.
Например, теперь мы проговариваем с родителями, что нам лучше не звонить в нерабочее время, объясняем важность сохранения личного пространства специалистов. Мы много времени уделяем обучению семей, чтобы в кризисной ситуации родители могли помочь ребенку самостоятельно, знали точный алгоритм действий. Тогда потребность быть на связи постоянно и вне рабочего времени у специалиста отпадает.
Плюс в голове нужно держать установку: я не только работник НКО, но еще и мама, супруга, дочь родителей, которые тоже нуждаются во внимании. Иногда нужно не то что разрешать, но заставлять себя отключаться от работы. Несколько лет назад у меня не было фокуса на взаимоотношениях с близкими, так что я начала часто ругаться с ними дома. А мне важно сохранить очень теплые отношения — пришлось с психологом прописывать, что мне нужно, а что не нужно делать.
Все говорят про work-life balance, но я думаю, что дело не в балансе, а в искусстве переплетать все это так, чтобы работа доставляла удовольствие, какой бы она ни была. Я прямо могу сказать, что кайфую от работы, которой сейчас занимаюсь, и от того, что планируется в нашей организации в перспективе ближайших пяти лет. Это меня вдохновляет.
Ольга Сорина, клинический психолог:
Обязательно находите время, чтобы переключаться на другое занятие. Важно: не на другую работу. Сначала придется поэкспериментировать, потому что, возможно, вам не подойдет чтение — вместо погружения в истории вы будете водить глазами по страницам и думать о задачах.
Подумайте, от чего на работе вы устаете больше всего, и постарайтесь полностью отложить это дело на время отдыха. Вы все время сидите за компьютером? Оставьте гаджет в офисе или просто не открывайте дома. Много общаетесь? Дайте себе побыть в одиночестве. Регулярно проверяете новости? Поставьте себе приложение для фокусировки внимания и не заходите в мессенджеры и на новостные каналы.
Правило четвертое. Не бояться просить помощи
Екатерина Фрышкина, координатор фонда «Душа мамы» (победитель «Поддержка будет» 2024 года)
Наш центр поддержки материнства «Душа мамы» появился в 2019 году. Тогда я сама стала мамой и столкнулась с послеродовой депрессией. Я стала искать специалиста, который может мне помочь, но оказалось, что найти такого человека очень сложно. Через поиск профессионалов я пришла к идее организовать место, где мамы получат доступ к качественным консультациям профессионалов — не студентов или начинающих психологов, а именно высококвалифицированных специалистов.
В итоге у нас собралась административная команда из 15 человек, плюс в центре работает 200 консультантов. И все мы — мамы. Мы выступаем агрегатором, который соединяет людей. Наша главная функция — социальная. Я каждый день, без преувеличения, слышу: «Где вы были раньше?»
Поэтому нам особенно важно получить поддержку на профессиональном уровне. Когда мы узнали о гранте «Поддержка будет» от Т-Банка, мы были слишком молодым НКО и не подпадали под критерии выборки. А сейчас — смогли поучаствовать и победили. Это сильно сэкономит наши человеческие затраты, позволит нам оставаться на связи с подопечными и сохранить душевный подход, даже если мы нарастим объемы помощи. А они, конечно, будут расти, ведь помощь нужна мамам не только младенцев, но и младшеклассников, подростков.
Ольга Сорина, клинический психолог:
Если вы чувствуете постоянную усталость и подозреваете, что что-то идет не так, проверьте себя на симптомы выгорания, которые перечисляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Так, к ним относятся:
- Ощущение истощенности, неспособность полностью восполнить энергию во время отдыха.
- Изменение отношения к работе (появление цинизма, пренебрежения).
- Понижение профессиональной уверенности.
Правило пятое. Помнить, зачем ты этим занимаешься
Наталья Цветкова, координатор фонда «РЭЙ» (победитель «Поддержка будет» 2022 года)
Не могу сказать, что у меня были моменты, когда мотивация пропадала полностью. Скорее, накапливалась очень сильная физическая и эмоциональная усталость. Мне казалось, что я не развиваюсь профессионально. Эта мысль исчезла, когда я вышла на какой-то новый уровень осознания своей работы. Когда я думала о возможности сменить сферу деятельности, я осознала, что слишком многому научилась и просто не могу уйти.
Сейчас самое тяжелое для меня — работа с людьми, хоть мы и помогаем животным. За каждой кошкой или собакой стоит человек, и помочь мы можем только через него. К сожалению, в 99% случаев, когда животные попадают в тяжелые ситуации, ответственность лежит на людях.
В то же время именно от людей зависит существование нашего фонда. Самый главный ресурс, которого нам не хватает, — финансовый. У нас очень молодой благотворительный сектор, а стереотипов в обществе очень много, поэтому получить финансирование непросто. По мнению большинства людей, мы должны направлять все деньги на животных. Корм — понятно, операции — понятно, помощь приютам — понятно. Даже автомобиль, который возит животных из приюта в ветклинику, — понятно. А вот зачем наняли человека, который автоматизирует рабочие процессы, — неясно. И объяснить, как это поможет нашим подопечным, тоже непросто.
Я постоянно веду с собой внутренний диалог и время от времени повторяю тезисы и девизы моей жизни, которые для меня важны — напоминаю, что я делаю, для чего. Я делаю то, во что верю, и верю в то, что делаю. Вот и получается, что я счастливый человек, который может похвастаться тем, что работа приносит ощущение самореализации.
Ольга Сорина, клинический психолог:
Слишком погружаться в глобальные смыслы своей работы несколько опасно — увлекшись, сложно остановиться и переключиться на собственную жизнь. Поэтому лучше периодически «сверять часы» и рефлексировать, что в работе полезно и интересно лично вам. Деньги, самореализация, сам процесс — ответы могут быть разными. И главное, могут меняться со временем, поэтому подобный разговор с самим собой нужно проводить с какой-то периодичностью.
Елена Митрохина (@elenamitrokh), психолог:
Если вам кажется, что работа начинает бесить, важно вернуться к основополагающим мотивам и целям, чтобы восстановить чувство направленности и удовлетворения от своего труда. Как понять, что вы занимаетесь именно своей работой? Ответьте себе на несколько вопросов:
- Чувствую ли я удовлетворение от своей работы?
- Насколько моя работа соответствует моим ценностям и убеждениям?
- Чувствую ли я, что моя работа имеет смысл и значение для меня?
- Насколько моя работа соответствует моим интересам и увлечениям?
- Насколько моя работа позволяет мне развиваться и расти профессионально?
- Насколько моя работа позволяет мне реализовывать свой потенциал и таланты?
- Насколько моя работа позволяет мне получать достаточное вознаграждение и признание за свои усилия?
Если большинство ответов положительные, то, вероятно, вы занимаетесь именно тем, чем и хотите.