Курс «НЕНАВСЕГДА» — часть одноименной выставки, посвященной неофициальному советскому искусству конца 1960-х — середины 1980-х. Она пройдет в Третьяковской галерее с 7 июля по 11 октября. Курс состоит из семи статей с фотографиями и иллюстрациями. В него также входит спецпроект «Выходка» — сайт с тремя анимированными лонгридами про акционизм конца 1970-х — начала 1980-х. Курс погрузит в особую атмосферу того времени, когда работать приходилось в подвалах, выставляться в квартирах, а перфомансы устраивать в лесах.
Эпоха застоя и эскапизм
Курс начинается с кураторского слова «Это было навсегда, пока не кончилось». В нем кураторы рассказывают о проекте, погружают в контекст эпохи и проводят параллели между периодом застоя и нашим временем. Основной принцип выставки и курса по словам их создателей — демонстрация «действия» и «противодействия», где противодействие — различные формы эскапизма, к которым прибегали художники эпохи застоя.
Курс тщательно исследует способы побега от действительности. Среди них — уход в деревню, к земле. Такими были, например, акции и перфомансы «Поездки за город» арт-группы «Коллективные действия». Они проходили в местах, лишенных всякого контекста: на полях, в лесах, вблизи рек. Другие совершали внутреннюю эмиграцию в прошлое: погружались в древнерусский канон, в эпоху Возрождения, перечитывали труды классических авторов. А последователи соц-арта выбрали тактику высмеивания. И почти все художники эпохи отгораживались от советской действительности кругом близких единомышленников, создавали замкнутую элитарную экосистему, воспевали культ дружества. Об этих и других формах эскапизма можно почитать в лонгриде «Художники об эпохе застоя».
Застой или прорыв?
Художник Виктор Пивоваров так вспоминает 70-е: «Страх и безнадежность. Это то облако, которое окутывало все происходящее… Страх, что посадят, что лишат средств существования, что выгонят из квартиры, что запишут в „черный список“, что отнимут самое драгоценное — твой гнилой подвал, в котором ты можешь работать». Однако в то же время была и «другая, параллельная жизнь, богатая и интересная, полная любви и смеха, творчества и игры, был особый культ дружества, ощущение общего дела, равноправия, редкого у художников чувства, что все мы отщепенцы и изгои, но все мы плывем в одной лодке». Потому, как ни парадоксально, для Пивоварова период застоя — одновременно эпоха прорыва.
Илья Кабаков соглашается с Пивоваровым: хотя советский андеграунд и окружала атмосфера «отчаяния, тоски, безысходности и ужаса» тем не менее внутри художественного мира «невероятно бурно, наподобие взрыва, с силой распускающейся пружины, извергалось огромное количество картин, стихов, текстов, рисунков, беспрерывно сочиняли и работали самые разнообразные художники, поэты, писатели».
Ключевые произведения эпохи представлены в лонгриде «10 произведений. Соц-арт, концептуализм и гиперреализм». О главных экспозициях периода рассказывает статья «10 выставок неофициального искусства. Как авангард вышел из подполья». В тексте «Что почитать об искусстве эпохи застоя» дан список важнейших искусствоведческих и биографических документов о позднесоветской жизни. В статье «Арт-среда. Пройти сквозь стену. Эмигранты 70-х» художники рассказывают о том, почему они эмигрировали из СССР и что значило оказаться вдали от родины в эпоху «до интернета». А в «Словаре эпохи застоя» приведен перечень ключевых неологизмов конца 1960 — середины 1980-х годов с рассказами об их происхождении: антисоветчик, апт-арт, блат, здесьидент, нетленка, отъезжант и другие.
Все самое интересное в пределах вашей ленты — на странице «Цеха» в Instagram