В рамках рубрики «Точка входа» мы разбираем, как подступиться к новым сферам знания и попробовать что-то непривычное для себя. В этот раз постоянный автор «Цеха», а также по совместительству художник и куратор Ольга Дерюгина собрала несколько советов о том, как научиться понимать современное искусство.
Современное искусство овеяно большим количеством мифов. Например, есть такой стереотип: нужно прочитать тонну книжек, чтобы понять его. Вернее — овладеть «дискурсом», что называется. И все же, искусство можно смотреть, не вдаваясь в терминологию арт-критики.
Свое знакомство с современным искусством стоит начать не с книжек, а с посещений выставок и публичной программы, приуроченной к музейным или галерейным событиям. Решив отправиться в один из центров современного искусства или на биеннале, зайдите предварительно на сайт институции или проекта и изучите расписание мероприятий. Запланируйте поход на ближайшую лекцию, экскурсию, мастер-класс или встречу с художником. Попав на кураторскую экскурсию, не стесняйтесь задавать наивные или каверзные вопросы — любой автор или куратор будет только рад рассказать о произведениях подробнее, а вы сможете получить максимум информации из первых рук.
Что еще важно учесть
Не читайте списки и рейтинги. Прежде всего потому, что рейтинги нужно уметь читать и понимать, кто и с какой целью их составлял — кому это выгодно, кто оценивал художников и по каким параметрам и т. д. И главное — есть вероятность, что рейтинг может повлиять на ваше представление о том, какое искусство считать «хорошим». Как бы банально это ни звучало, на мой взгляд, важно самостоятельно нащупывать свой путь в мире искусства, слушая как можно больше мнений, но в первую очередь доверяя самому себе и вырабатывая личные критерии цепляющего, авангардного и качественного.
Как понять, что искусство перед вами — современное?
Проще всего на первых порах руководствоваться правилом: «если это выставлено в музее современного искусства — то это имеет отношение к современному искусству». Не то, чтобы это была универсальная истина, но в большинстве случаев работает.
Сейчас искусство на том этапе, когда все формы, жанры и способы высказывания сосуществуют друг с другом, поэтому прежние трения и хитросплетения взаимоотношений между фигуративным и абстрактным, объемом и плоскостью, реалистичностью и миром фантазий уже не кажутся столь острыми и свежими. Иными словами, вопросы сугубо эстетические часто (но не всегда) отступают на второй план, уступая место этическим дилеммам и полунаучным задачам. Не будет преувеличением сказать, что современное искусство иногда воображает себя эдаким родственником философии, уделяющим, правда, куда больше внимания чувственному. Оно задает неудобные вопросы, поднимает актуальные проблемы и учит критически мыслить. Так что если вы видите что-то красивое и приятное, велика вероятность, что это декоративное, а не современное искусство.
Что говорят художники и кураторы?
Арсений Жиляев, художник, куратор:
«С фасада, для неподготовленного человека, современное искусство выглядит как расширяющаяся в ничто вселенная. В ней вроде бы есть знакомые элементы — звездные скопления, пустоты или действиях физических сил, знакомых по школьным учебникам. Но при этом представить почему все происходит именно так, как всего это понять и визуализировать — довольно затруднительно. С современным искусством похожая ситуация. Проще не замечать или даже агрессивно призывать сосредоточиться на делах земных, более понятных и близких. Да и может ли быть по-иному, если главное правило искусства со времен авангарда — отказ от правил, который потом превращается в отказ от отказа от правил и т. д. до бесконечности. И все же, когда начинаешь разбираться, оказывается, что даже для описания хаоса существуют формулы. Искусство — не исключение. И я стараюсь относиться к нему, как инженер-конструктор, что, впрочем, не означает легкости, скорее наоборот. Скорее профессионал понимает, что он находится на поверхности расширяющейся в ничто вселенной. В этом смысле его позиция мало отличается от человека, который начинает с нуля. Профессионал просто понимает и принимает вечное начало с нуля. И главная задача обучения искусству — осознать этот факт (ну, и некоторые параметры этого процесса), заняв по отношению к нему определенную позицию».
Евгений Гранильщиков, художник:
«На самом деле, не совсем ясно, что это такое, образование в сфере современного искусства. Мой личный опыт был таким — сначала лицей анимационной кинематографии и музыкальная школа (с классом композиции), потом институт журналистики и литературного творчества, с углубленным курсом истории фотографии и кино, и в финале — Школа имени А. Родченко. Журналистское образование подразумевает довольно широкий фокус и следовательно — знание обо всем без углубления в частности. Я думаю, что это принципиально важно для художника — иметь широкий образовательный фундамент, разбираться в истории и литературе, социологии, политике и философии, но главное — заниматься самообразованием. Когда я поступил в ШР, я даже не представлял, как все те навыки, которые я успел приобрести ранее, начнут помогать в моей работе с кино. Наверное, это такой интуитивный путь, и в процессе ты не всегда понимаешь, в какой момент все это соберется в одной точке. Я легко могу себе представить, как вы учитесь, например, на повара или стоматолога, а потом поступаете в какую-нибудь арт-школу и начинаете заниматься перформансами с приготовлением еды. Арт-школа — это не только образование в сфере современного искусства, но фаза вашего институциализирования, без которого будет довольно проблематично двигаться дальше».
Светлана Тейлор, куратор:
«Слотердайк (Петер Слотердайк — современный немецкий философ — прим. ред.) тут недавно брякнул, что «просвещение — это новое гостеприимство», вот казалось бы, а что ещё нужно, всего навалом: от лекций до резиденций, но тут возникает ряд подводных камней. Философы сегодня, как суперстары, люди интересуются и народ ходит, ну конечно не как на Билли Айлиш, но тоже и гастроли, и полный зал. Новые знания — приятный вояж, уникальный опыт прокатиться в безопасное неизвестное, ну и, само собой, набраться впечатлений. Желательно, максимально приятных. Все школы изменили вектор, что хорошо видно по последнему Винзаводу: все меньше разговоров об искусстве, но все больше — об образовательном опыте и сфере оказываемых школой услуг, что вполне легитимно в наше время. Если коротко, то все сместилось в сторону формирования «продукта», а что сейчас и что будет со всем этим — неясно. Даже можно сказать, что особо это никого не волнует. Конечно, чтоб совсем уж не быть чисто коммерческими инициативами, все перебирают глобальные проблемы современности, но в рамках наблюдателей. Проблема времени — сегодня никто не хочет оставаться один, фактически не может, даже не имеет права, любой перестанет существовать как художник без поддержки институций.
В наше время интернет по-прежнему остаётся самым демократичным способом жизни. В данный момент существует лавиноподобный сегмент, который захватывает все больше людей, это онлайн-образование. От бесплатных курсов Гарварда до openedu с сомнительными лекторами. И что касается лекционных занятий, то все прямо по Кафке: «Нет нужды выходить из дома. Оставайся за своим столом и прислушивайся. Даже не прислушивайся, жди. Даже не жди, будь неподвижен и одинок. И мир откроется тебе, он не может иначе…» — это значит, что все можно получить на знаменитом диване, где сидят не только войска нового сопротивления, но и все остальные тоже. То есть любая лекционная онлайн-инициатива, конечно же, очень перспективна. Процесс получения знаний сегодня — это то, что в старые добрые времена называлось хобби, но нет ничего приятнее скольжения по поверхности, без глубоких и порой опасных опрокидываний в темное и неизвестное.
Ну а в целом надо конечно начать с азов в виде Гомера, но никто это делать не будет. Поэтому все хаотично».
Книги
«Искусство смотреть», Оссиан Уорд
Книга художественного критика Оссиана Уорда посвящена искусству после 2000 года. Автор намеренно отказывается от более традиционного хронологического подхода. Каждая глава ассоциируется с каким-то определенным способом восприятия или понимания искусства: к примеру, «искусство как послание», «искусство как шутка» или «искусство как медитация». Книга написана очень живым и понятным языком, а выбор работ демонстрирует все многообразие практик, форм и методов современных авторов. «Новые медиа в искусстве», Майкл Раш
Чтение для тех, кому симпатичны новые технологии и вы хотите знать, как с ними обращаются художники. В книге Раша всего четыре главы — «Медиа и перформанс», «видео-арт», «жанр видеоинсталляции» и «цифровые технологии в искусстве». В них американский историк искусств лаконично рассказывает главное, что нужно знать об этапах развития визуального искусства второй половины XX века. Здесь вы найдете много примеров произведений, которые сейчас уже считаются классическими.
«Авангард на выставках. Новое искусство в XX веке», Брюс Альтшулер
Если вы готовы погрузиться в экскурс по знаковым выставкам первой половины XX века, вам пригодится книга Брюса Альтшулера. В ней дан хороший хронологический обзор важных для современного искусства событий. От показа произведений фовистов на Осеннем салоне в Париже в 1905-м до легендарной выставки «Когда отношения становятся формой», прошедшей в Нью-Йорке в 1969-м.
«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»
Это фактически Библия для современных художников. Авторы статей — именитые западные критики Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Алена Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло и Дэвид Джослит. Труд для подготовленного читателя, который немного понимает терминологию и контекст современного искусства. Книгу стоит читать дозированно и воспринимать скорее как энциклопедию, благодаря которой можно ориентироваться в запутанной истории художественных течений и биографиях известных художников. Единственное, чего вы тут почти не найдете — это истории нет-арта и био-арта.
«Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва–Ленинград 1946–1991», Екатерина Андреева
Эта книга важна, чтобы понять контекст искусства нон-конформизма. Искусства подполья, возникшего в знак сопротивления официальной повестке и идеологии, а также визуальному языку соцреализма. Повествование Андреевой содержит много интереснейших деталей, цитат и подробностей не только художественной жизни, но и быта нонконформистов.
Ссылки
Telegram-канал про новости искусства — от живописи на тему Брекзита до проектов нового шпиля для Нотр-Дам-де-Пари. Обратите внимание, здесь нет анонсов событий. Только краткая информация о происходящем в мире. И про российский контекст мало пишут.
Telegram-канал журнала «Искусство»
В противоположность — или дополнение — блогу «Кунсткамера», тут часто освещают московские и питерские события. Так что по этому каналу можно следить за свежими выставками и лекциями. Иногда бывают ссылки на любопытные статьи. И, конечно, анонсы новых номеров самого журнала «Искусство».
«История искусства». Курс от ВШЭ
Рассказывают молодые искусствоведы — Александра Старусева-Першеева, Антон Дежурко и Мария Калинина. Все, что надо знать про основные этапы развития искусства — скульптуры, живописи, графики — и архитектуры, начиная с древних времен (Древняя Греция и Древний Рим) и до первой половины XX века.
Курс «Русское искусство ХХ века» на Arzamas
Хорошим дополнением к курсу по истории искусства от ВШЭ станет эта серия материалов на Arzamas. Помимо записей про ключевые направления — модерн, авангард, соцреализм, концептуализм — здесь можно узнать о том, как художники делают и используют в своем творчестве объекты, инсталляции и реди-мейды. А также в чем отличие акции от перформанса и хеппенинга. После изучения видео- и аудио- лекций можно пройти тест, чтобы проверить свою память.
Раздел «Что надо знать» в архиве журнала OpenSpace
Подробные разборы творчества важных художников современности — чьи имена вы могли не слышать раньше, но стоит обязательно узнать. В материалах есть списки главных работ автора, о котором идет речь, и полезные ссылки по теме. Этот раздел курировали арт-критики Екатерина Деготь и Давид Рифф — что для определенной части художественного сообщества звучит как гарантия качества.
Фильмы
Способы видеть Ways of Seeing (1972)
Легендарный британский сериал, созданный арт-критиком Джоном Берджером. Позже по мотивам сериала вышла одноименная книжка, которую не так давно перевели и на русский. Так что можно выбрать более удобный формат для себя. Берджер разбирает отношения между классическим искусством и современной ему визуальностью и объясняет, как связаны носитель и образ. Подробнее о содержании серий можно прочитать здесь.
Выход через сувенирную лавку (2010)
Фильм Бэнкси про то, как создается уличное искусство. Что здесь факт, а что вымысел — вызывает споры, как и биография самого художника. Это история о некоем французе, который владеет сувенирной лавкой, снимает уличную жизнь и встречается с авторами граффити. Однажды он знакомится с Бэнкси, чье лицо зрителю не показывают, и… из документалиста и свидетеля мсье Гетта сам превращается в создателя граффити — Мистера Мозгоправа.
Ай Вэйвэй: никогда не извиняйся (2012)
Документальный фильм американской журналистки Элисон Клэймен, три года снимавшей Ай Вэйвэя — художника, который известен не только благодаря своим остроумным и провоцирующим работам, но и открытым противостоянием китайским властям. Власти в разное время запрещали его блог, уничтожали его личную мастерскую и даже незаконно заключали под стражу самого художника. В этом фильме-биографии есть и моменты признания, и семейные сложности, и испытания на прочность.
Художники рисуют (1973)
Насыщенный двухчасовой сборник интервью с главными представителями американской художественной сцены 1970-х, снятый Эмилем де Антонио. Прямая речь Фрэнка Стеллы, Джаспера Джонса, Виллема де Кунинга, Энди Уорхола и других авторов. Многие из них давали интервью еще до того, как получили признание.