Иногда кажется, что сексуальное образование для взрослых ограничивается курсами орального секса для женщин и уроками пикапа для мужчин. Однако прокачивать эти навыки может быть не только бессмысленно, но и опасно. О том, как найти действительно полезный тренинг, выбрать этичного сексолога, а также принять свое тело рассказывает клинический психолог и сексолог Наталья Фомичева. Еще больше о сексе не как о физиологическом процессе, а как о важной части жизни людей, можно узнать в ее книге «Близость», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер».
Чему и зачем учить взрослых
Многие взрослые нуждаются в самом что ни на есть прямом сексуальном просвещении не меньше, чем дети и подростки. Это, например, взрослые, получившие воспитание в тех обществах, где о сексе не принято говорить; взрослые из маргинальной среды, которым неоткуда было получить информацию о контрацепции, безопасном половом поведении, не говоря уже о способах преодоления трудностей в этой сфере; взрослые, которым их комплексы и травмы не позволяют вести удовлетворяющую их сексуальную жизнь. В Европе действуют специальные программы сексуального просвещения для взрослых, в России их количество меньше.
Если среди ваших близких есть человек, который нуждается в подобной информации (например, ваш партнер или кто-то из родственников), лучшим выходом будет консультация с хорошим сексологом. Если учиться «чему-то о сексе» идет взрослый, уже имеющий базовую информацию, то, скорее всего, он сталкивается с препятствиями на пути к хорошему сексу, а возможно, он хочет знать, какие вариации, приемы, детали можно внести в свою сексуальную жизнь, чтобы она стала интереснее. Такой взрослый нередко рассматривает для себя вариант тренингов. Как понять, какие тренинги вам нужны, а какие могут навредить?
Хорошие и плохие тренинги
Тренинг — это хорошо работающий инструмент, направленный на отработку конкретных навыков. Какие полезные навыки, связанные с сексом, можно отрабатывать на тренингах?
- Навыки осознанности: способность быть в контакте со своим телом, замечать, что происходит, быть в процессе, фокусироваться на ощущениях.
- Навык коммуникации — способность говорить и невербально демонстрировать, что хочешь слышать по отношению к себе.
- Навык отказа и умение справляться с отказом.
Есть приемы и практики, которые можно пробовать, но сам акт коммуникации каждый раз происходит по-разному, даже с одним и тем же партнером. Однако, к сожалению, большая часть существующих тренингов связана именно с этим. Лизать огурец, отрабатывая навыки орального секса, совершенно бессмысленно. Секс не та история, в которой есть подходящие для всех и безотказно работающие технические приемы.
В 1990-е гг. тренинги сексуальности бывали и более экстремальными. Например, пытаясь снять застенчивость, люди приходили на «голые марафоны» — психологические тренинги, где все сидели нагишом. Сама идея того, что это как-то связано с сексуальностью, неверна. Есть люди, которым вполне комфортно находиться голыми в обществе других, а есть те, кто этого стесняется, но даже если кто-то отработал раздевание перед незнакомыми людьми и перестал смущаться, это не поможет ему меньше стесняться своего тела в сексе. Секс — иной процесс: интимный, близкий контакт с другим. Обычно наедине.
Идея достигать оргазма на тренинге, а потом переносить его в постель с партнером, тоже не работает. Помним: секс — процесс, зависимый от контекста. Контекст тренинга и контекст контакта в постели — разные. Можно сходить на тренинг ради исследовательского интереса, чтобы посмотреть, что там придумали сексологи; но не стоит надеяться, что это сильно изменит повседневную сексуальную практику.
Более адекватная идея — марафоны и тренинги, направленные на развитие телесных ощущений. На таких марафонах никто не мастурбирует. Тренер дает задание, которое люди выполняют дома, в спокойной обстановке, которая связана с контекстом секса. Но и тут есть некоторая проблема: подобный тренинг продвигает идею, что секс — это гениталии. Подразумевается, что надо что-то сделать с половыми органами, научить их воспринимать ощущения, и все будет отлично. Это не совсем так. Далеко не у всех нас проблема в фокусировке на ощущениях. Хотя некоторым именно такой тренинг будет полезен и оправдает вложенные деньги, время и усилия.
Как понять заранее, хороший ли тренинг вам предлагают?
Если на тренинге предполагается совершать реальные сексуальные действия, этот тренинг плохой и неэтичный. Кроме того, он не гарантирует возможности перенести выученное в свой контекст. Особенно — тем более! — если сексолог пытается выступать в роли партнера. Это показатель грубого нарушения этических принципов профессиональной работы. Человек, который пришел к сексологу в роли клиента, находится в зависимом положении, а значит, сексуальный контакт с ним — злоупотребление властью. Сразу возникает вопрос: если бы эти отношения были равными, а не отношениями учителя и ученика, врача и пациента, стал бы клиент заниматься сексом? Если нет, значит, это использование; если да, значит, стоит просто заняться сексом и не приплетать к этому обучение.
Женщине не нужно учиться достигать оргазма с гуру. Ей не нужно «растворять свою личность» в диффузной, разлитой сексуальности группы или секты. Наоборот: ей нужно учиться лучше понимать, интегрировать собственную индивидуальность и сексуальность, прислушиваться к себе и к партнеру и достигать оргазма вместе с ним. Индивидуальность в сексе — это не помеха, а, наоборот, путь к наслаждению. История с энергетикой харизматичного лидера и группы в целом — тупиковый маршрут, по которому, однако, идут многие, так как подобные практики манипулируют психологическими травмами, обещая их немедленное излечение. К сожалению, на деле все только усугубляется.
Скажу несколько слов о такой практике, как массаж йони: женщина приходит, мужчина делает ей массаж гениталий, и она уходит довольная. Здесь мне не вполне понятно, почему бы не обучить этим навыкам партнера. Причем лучше бы не в реальном процессе взаимодействия, ведь не всем парам захочется впускать в свой секс постороннего инструктора. Массажист может записать видео, на котором видны только его руки и половые органы женщины. Конечно, это тоже сработает не для всех, ведь у женщин разные вагины, разная чувствительность головки или ножек клитора. Попытка алгоритмизировать процесс не работает.
И даже одна и та же женщина сейчас любит одно, а потом другое. Но по крайней мере такие обучающие видео можно было бы смотреть наедине с партнером и пытаться внедрить в свою практику.
Поймите меня правильно: все описанные варианты вполне могут быть полезны какому-то человеку или паре. Если взять всю популяцию людей, мы найдем тех, кому тренинг, который я называю сомнительным, понравится, будет полезным и не причинит психологического или физического ущерба. Найдем мы и тех, для кого этот же тренинг будет означать ощущение стыда, ретравматизацию и кто не бросит занятия лишь потому, что легко входит в зависимость и нуждается в гуру. По моим наблюдениям, таких людей больше. Проблема в том, что человек, предрасположенный к получению вреда от подобного тренинга, сам эту предрасположенность не осознает. Он просто не замечает, что ему наносят вред, и не понимает, почему появились новые сексуальные проблемы. Поэтому сомнительный тренинг опасен, ведь мы не знаем, что возникнет на его фоне. Чтобы не сделать себе хуже, лучше не рисковать.
Однозначно вредными я считаю всевозможные тренинги женственности и мужественности. В книге Джины Риппон «Гендерный мозг» (Gendered Brain: the new neuroscience that shatters the myth of the female brain) дан хороший обзор исследований, которые проводились в области поиска половых различий, и представлена статистически обоснованная критика этих работ. Из моей книги читатель также узнал, что мужественность, женственность и вообще гендер — это целиком результат воспитания.
В сексе хорошо тому, кто обнаружил и лучше понял свою индивидуальность и желания партнера, а не привел их в соответствие со стереотипами.
Тренинги пикапа тоже ничего не дают для качественного сексуального или коммуникативного акта. Они поддерживают стереотип мужской соревновательной сексуальности. Как говорил один мой знакомый: «Мой рекорд — 12 минут от знакомства до оргазма». Зачем нужны такие рекорды? Вывод, что я молодец и мне хорошо, лучше делать из полученного удовольствия, а не из числа звездочек на фюзеляже.
Когда нам начинает казаться, что секс — набор манипуляций, мы его портим. Вернусь к началу: хороший секс-тренинг — это тренинг, направленный на развитие эмоционального интеллекта и навыков коммуникации. И он не обязательно должен быть сексуально ориентированным по своей тематике, а может быть просто «про отношения».
Как выбрать сексолога
Хороших сексологов в России пока немного, поэтому выбирать надо тщательно, чтобы не навредить себе и партнеру.
Критерии хорошего специалиста таковы:
- В контакте с ним вам не становится неудобно, стыдно. Если вам кажется, что все не так, значит, вам это не кажется. Умелый сексолог может говорить о любых сексуальных переживаниях с клиентом так, чтобы тот чувствовал себя безопасно, спокойно и не испытывал ни стыда, ни вины.
- Осмотр не нужен! Хороший сексолог не будет рассматривать ваш лобок, гениталии, волосы на теле. Если вы попали к специалисту, для которого это важно, значит, он следует не сексологической, а медицинской парадигме. Сексологу не требуется оценивать ваши органы с точки зрения анатомии и физиологии. Сексолог — это консультант. Он помогает найти проблемные места в контакте, в общении, в том числе в отношениях клиента с самим собой. Если вы уверены, что проблема отчасти медицинская, на стыке здоровья и сексологии, проконсультируйтесь одновременно с профильным специалистом — гинекологом или андрологом. Сексолог также может направить вас к таким специалистам, если сочтет нужным.
- Важно, чтобы клиент ощущал: специалист хочет ему помочь, не относится к нему как к объекту, не примеряет на него свои стереотипы, помогает, поддерживает, не давит, не основывает свои выводы на одном-единственном факторе. Скажем, если у клиента есть инвалидность, ожирение или психотравма, хороший сексолог не будет исходить только из этой информации, пренебрегая другими подробностями.
- Посмотрите, прошел ли сексолог специальную подготовку. Это может быть, например, программа по сексологии для психологов (Российское научное сексологическое общество, специализация в семейной терапии).
Ходить к сексологу придется, скорее всего, раз в неделю на протяжении примерно трех–четырех месяцев. У каждого могут быть свои ожидания от таких визитов. Но что можно получить на самом деле?
- Вы сможете проработать психологические травмы. Не забыть, а именно проработать, в результате чего они не будут мешать жить. Забыть не получится, а вот снизить интенсивность переживаний, их вынужденность — да. После такой проработки меняется отношение к сексу или к собственной сексуальности.
- Если есть нарушения образа тела (например, «стыдно заниматься сексом, потому что я толстая»), они уйдут. Вы сможете принять обусловленные возрастом или беременностью изменения своего тела.
- Ваши отношения с партнером улучшатся, прояснятся сложные моменты коммуникации. Вы научитесь предлагать секс и встречать отказ.
- Если у вас или у партнера снизилось влечение в результате стресса, сексолог поможет вернуть уровень влечения, но он будет работать со стрессом, а не с сексом.
- Сексолог не даст женщине волшебной таблетки для оргазма, но может предложить домашние задания, которые помогут его достичь. Здесь многое будет зависеть от вас (и от вашего партнера, если речь об оргазме в партнерском сексе).
Люди иногда думают, что сексолог ближе к врачу, чем психолог, и от него ждут таблеток, реальных или виртуальных, в виде безошибочно работающих техник и советов. Однако таблеток не существует ни в том, ни в другом смысле. Есть совместная работа по достижению целей — на нее и стоит настраиваться.
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram