Тревога занимает одно из главных мест в эмоциональном переживании любого кризиса. Но как она устроена, почему появляется и зачем вообще нужна? О том, кто виноват и что делать, знает психотерапевт Екатерина Сигитова. «Цех» приводит отрывок из ее книги «Идеальный шторм: Как пережить психологический кризис», которая вышла в издательстве «Альпина-Паблишер».
Тревога — это эмоциональное состояние. Всем оно знакомо, все знают, что это такое, и все по-разному его называют. В целом это ощущение беспокойства, внутреннего беспорядка, суеты, суматохи и волнения. То есть это состояние, противоположное спокойствию. Особенностью тревоги является отсутствие явной и конкретной угрозы для того, кто её испытывает (именно это отличает тревогу от чувства страха). Тревога и страх имеют общее ядро, так что можно сказать, что это два разных проявления одного и того же процесса психики. Страх чаще имеет конкретный объект (то, чего мы боимся), в остальном биохимический механизм практически такой же, как при тревоге.
Тревога — эволюционно необходимая эмоция. Она была нам нужна и продолжает быть нужна, чтобы выживать. Первобытным людям, которые еще не жили в городах и даже толком еще не стали людьми, было важно сохранять тревожное состояние, так как тревога — это способ дифференциации сигнала. Вот поступает какой-то сигнал, и надо быстро решить, существует ли связанная с ним угроза или нет. Весь комплекс биохимических реакций при тревоге обслуживает именно эту ось «угроза — нет угрозы», т. е. занимается сортировкой сигналов. Если есть угроза, то мы должны что-то сделать. Разумеется, выжили те из первобытных людей, кто был достаточно тревожным и начинал что-то делать при возникновении угрозы. Если справа шевелилась трава, возможно, там был кто-то опасный. Выжили те, кто именно так думал и убегал, а не те, кто думал, что трава шевелится просто так. Тех, кто был спокоен рядом с шевелящейся травой, уже с нами нет. АМ!
В современном мире опасности, во-первых, совсем другие, а во-вторых, их принципиально меньше. Мы больше не живем в дикой природе, и нам не нужно ежесекундно опасаться, что нас съедят. Но нам нужно опасаться других вещей, помельче масштабом. Они составляют сложную картину нашей жизни. Поэтому тревога эволюционировала вместе с человеком.
Важно понимать, что мы, как род живых существ, в масштабе Вселенной очень мало существуем, несмотря на нашу историю в сотни тысяч лет. Однако даже этих тысячелетий всё ещё недостаточно, чтобы тревога догнала наш бурно развивающийся мир и стала ему соответствовать.
Соответственно, многие сигналы современными людьми оцениваются как тревожные, хотя по факту они не содержат в себе ни сиюминутной, ни долгосрочной угрозы, а только информацию для размышления. Но у нас есть этот древнейший механизм тревоги, и мы на всякий случай всё-таки сортируем сигналы.
Из этого описания видно, что тревога относится к эмоциям, которые есть у всех людей в той или иной степени. Проблемой она становится тогда, когда чувство тревоги настолько сильное по сравнению с причиной, что её проявления парализуют все остальные процессы и дела: работу, учёбу, домашние хлопоты, выход на улицу, общение с людьми.
Точные механизмы возникновения тревоги (т. е. где конкретно что началось и куда дальше побежало) часто сложно установить, поскольку все процессы в человеческом теле и психике взаимосвязаны. Кроме того, учёными выявлено, что на тревогу сильно влияет окружение (обстановка в семье и обществе) и генетика. В общем, всё сложно.
Стимул — это что-то из внешней среды, сигнал, который нам надо отсортировать и поместить в одну из папок — «Угрожающие» или «Неугрожающие». Этот стимул мы видим, слышим, ощущаем и понимаем. Дальше вступает в игру наша центральная нервная система. В ней есть определённые структуры (участки мозга), которые занимаются всем связанным с тревогой. Они запускают каскад реакций или, наоборот, тормозят какие-то процессы.
Что влияет на то, как центральная нервная система будет обрабатывать и сортировать стимулы?
- Стадия развития психики. Для каждого возраста, с младенчества и до глубокой старости, характерна определённая стадия развития психики со своим набором реакций на сигналы. Если это подросток, то это один способ реакции, тогда как у пятилетнего ребёнка он будет другим, а у взрослого — третьим. Стадии развития психики — это не только деление про возрасту: есть изменения и по другим параметрам.
- Генетика. Современные исследования говорят, что примерно за 30% избыточной тревоги отвечает генетика. То есть это в чистом виде наследственные факторы, а вовсе не семейная поведенческая модель и не что-то другое — лишь разные гены, кодирующие гормоны, стрессовые ответы и прочее.
- Гендер. Мужчины и женщины по-разному реагируют на тревожные сигналы. Исследований на эту тему в последние годы стало очень много. Причина различных реакций на тревожные сигналы большей частью связана с социальным научением, т. е. с тем, как нас воспитывают, а не с биологическими различиями. Именно поэтому здесь написано «гендер», а не «пол».
- Социальный статус и контекст. Как правило, люди, которые живут в целом лучше, тревожатся в целом меньше. Живут хуже — тревожатся больше. Это очень сильное упрощение, но суть верна. То, как человек развивался, чему он учился, как он с тревогой справлялся в течение жизни, какие у него были модели поведения и условия, что и кого он копирует, — вот это всё составляет социальный контекст. Также важна и сама история жизни: если у человека были травмы, тревожные события и тяжёлый жизненный опыт, то всё это будет влиять. И наоборот: если всё было благополучно, хорошо и замечательно, то это тоже будет влиять, но с обратным знаком: будет уменьшать тревогу и склонность к восприятию сигналов как опасных.
Все самое важное и интересное собираем в нашем Telegram