Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Татьяна Сухарева почти десять лет проработала в интернет-маркетинге, пройдя путь от программиста до руководителя отдела, но в итоге поняла, что это не её призвание. Стабильной офисной работе она предпочла сферу современного искусства. Татьяна рассказала «Цеху» о том, как искала свой путь и училась доверять интуиции.
Программирование как челлендж
Я с раннего детства любила рисовать. В шесть лет меня отдали в изостудию, потом еще четыре года я училась в художественной школе. Мой папа был поэтом, я тоже немного сочиняла стихи. Мои родственники и друзья считали, что я стопроцентный гуманитарий. Но я не чувствовала челленджа в том, чтобы стать гуманитарием, и в одиннадцатом классе захотела поступить в технический вуз. Я восхищалась одноклассниками, которые умели решать сложные задачи, а у самой математика была на четыре с минусом.
Я начала заниматься с репетитором, и в итоге поступила на специальность «Прикладная информатика в экономике» в смоленский филиал Московского энергетического института. Мы изучали программирование, маркетинг, веб-разработку, дизайн в рекламе (PhotoShop, Illustrator, Flash-анимацию). Создание сайтов и веб-дизайн интересовали меня больше всего. Я освоила их самостоятельно по урокам в интернете, еще до того, как это начали преподавать в институте (это был 2003 год).
После окончания учебы я переехала в Москву, стала заниматься интернет-проектами. Решила усилить знания по PHP-программированию, поступила на соответствующие курсы в МАИ. Потом я несколько лет работала в разных агентствах, прошла путь от «чистого» программиста до digital-продюсера. Я приходила домой после офиса и занималась собственными проектами. Тогда только появился iPhone первого поколения, мы вдвоем с партнером создали четыре игры для AppStore. Параллельно я брала на разработку сайты, создавая их с нуля — начиная от дизайна и заканчивая кодингом.
Все это мне нравилось и приносило неплохой доход. Но чем больше я занималась программированием (с 2007 по 2011 годы), тем больше понимала, что сама себя обкрадываю. Я не знала, куда дальше развиваться в этой сфере — разве что изучить еще больше библиотек?
Однажды на меня вышел рекрутер туроператора TUI и предложил должность веб-аналитика. Я согласилась: мне было интересно анализировать, что делают посетители сайта, проводить на основе этой информации расследования и улучшать юзабилити. Со временем в TUI я стала руководителем отдела онлайн-маркетинга. Для меня это было логичным карьерным ростом. В общей сложности я провела в TUI шесть лет. Но где-то на четвертый год начала чувствовать себя «не в своей тарелке». Мне нужна была творческая волна.
Нью-Йорк — Мумбаи: творческий поток
В 2014 году я поехала в Нью-Йорк учиться креативному мышлению вместе со школой «ИКРА». Мы жили в Уильямсбурге — это округ Нью-Йорка, где тусовалась вся творческая интеллигенция. Занятия проходили на Кент Авеню, в здании бывшей фабрики. С крыши этого здания можно было наблюдать просто потрясающие закаты! А ещё там проходили концерты разных альтернативных групп. Один из музыкантов, Руслан, как-то раз предложил сходить на урок рисования с натуры.
На занятии меня пробил мощный поток творческой энергии. Я рисовала обнаженную модель, испытывала от этого процесса невероятное счастье и недоумевала: почему я от этого ушла? Я же потратила на обучение рисованию в общей сложности семь лет своей жизни.
Вернувшись в Москву, я продолжила заниматься своей основной работой. Ходила на скетчинг к Руслану Гончару, записалась на основной курс «ИКРЫ», много нового узнала про креативные методики в рекламе. Меня все не отпускала тема с программированием, поэтому, отучившись в «ИКРЕ» на основном курсе, я пошла туда же на Digital Production. Мне всё хотелось как-то совместить свои художественные навыки с программированием. Но этот паззл еще долго не складывался.
Все начало «срастаться» только в 2015-м. Я поехала на випассану в Мумбаи, прочищать мозг от корпоративного бэкграунда. На седьмой день мне наконец удалось добраться до сути. Я сказала себе: «Таня, почему ты учишься рекламе? Иди учиться искусству!»
Потребность в переменах
Вернувшись из Индии, я пошла учиться в Британскую высшую школу дизайна на Pre Foundation Art and Design. Там я структурировала все свои знания, начиная от скетчинга и заканчивая PhotoShop. Поскольку в TUI я была на руководящей позиции, с деньгами тогда все было хорошо. Но я очень устала от своей основной сферы, ведь я проработала с сайтами в общей сложности десять лет, знала про них все вдоль и поперек. Я собралась с духом и стала постепенно уходить с работы. Сначала на месяц перешла на удаленку, улетела на остров Панган. Там я решила, что все-таки готова прыгнуть в неизвестность, и уволилась окончательно. Полгода путешествовала по Азии, одна прошла 15-дневный пешеходный трек в Непале по Гималаям.
Вернувшись из долгого азиатского путешествия, я наконец поняла, что мне надо заниматься современным искусством. Сходила в Британку на интенсив, потом решилась на бакалавриат Foundation Art and Design по направлению «Современное искусство». Обучение было очень насыщенным: full-time на английском языке с использованием британских методик преподавания.
В Британке было много возможностей работать в мастерских. Можно было пользоваться фотолабораторией, 3D-принтером, лазерной резкой, освоить шелкографию, даже сварку. Это дало мне потрясающий набор знаний по работе с материалами и целое портфолио работ. Я попробовала себя в перфомансе, 3D-инсталляциях, видео-арте.
В какой-то момент у меня стали заканчиваться деньги, и я перевелась на российское отделение Британки, где занятия проходили по вечерам. Продолжая учиться, я отправила свое резюме в компанию «Лунапарк», которая занимается разработкой интерактивных инсталляций для фестивалей и различных ивентов. Мне ответили, что пока у них нет свободных вакансий.
Я училась расслабляться и бороться со страхами, каждое утро делала медитацию-настройку.
Искусство в теории и на практике
Через полгода меня взяли в «Лунапарк» креатором. Это была работа мечты — я наконец не только придумывала концепты, но и могла реализовать свои идеи. Мы с командой сделали много интересного: инсталляцию для фестиваля Present Perfect, классные поп-ап проекты для крупных брендов, выиграли конкурс на участие в световом шоу в Латвии. Но это все же было коммерческое искусство, времени на свои работы у меня почти не оставалось. А еще я почувствовала, что мне не хватает теоретической базы.
Благодаря портфолио, наработанному в Британке, в 2019 году я поступила в Институт Современного Искусства Иосифа Бакштейна. Там дают глубокие знания о современной художественной культуре, ее исторических, философских и теоретических аспектах. Все это очень способствовало генерации смыслов в моих работах. Правда, на первом курсе мне приходилось много пропускать, потому что работа креатором требовала 100% вовлеченности. На втором курсе я снова вернулась к фрилансу по графическому и веб-дизайну. К тому моменту мое портфолио было уже довольно внушительным, клиенты начали приходить сами собой. Совмещать учебу и работу стало легче, я почувствовала серьезный прогресс. Фриланс-проекты по графическому дизайну сегодня не только приносят мне доход, но и позволяют оставаться в курсе того, что происходит на рынке. Поскольку я умею и кодить, и делать дизайн, то чаще всего свои идеи реализую сама, что существенно экономит бюджет.
Вечный ученик
Мои ближайшие родственники не в восторге от того, что я поменяла сферу деятельности на менее стабильную. Для них мои занятия — что-то сродни развлечениям. Мне так и говорят: «Сколько уже можно учиться!» Да, у меня сейчас относительно небольшой доход, но я чувствую себя внутренне богаче. Мой круг общения органически сменился, хотя и осталось много добрых связей из «прошлой жизни». И я не собираюсь останавливаться учиться, это мой майндсет.
Я считаю, что менять сферу деятельности — это нормально, особенно когда вы чувствуете такую внутреннюю потребность. Человек в принципе меняется — если сравнить, кем мы были в двадцать лет и кто мы сейчас, естественно, это уже две разные личности. Работа должна отвечать нашему актуальному внутреннему состоянию. Смена деятельности бросает нам вызов, в мозге рождаются новые нейронные связи. Но не стоит резко сбегать с работы, особенно, если вас некому обеспечивать (как было в моем случае). Надо как-то совмещать свой график с работой и учебой, и быть готовым чем-то пожертвовать — тусовками, соцсетями, общением с друзьями. Поначалу будет сложно, но потом возместится с дивидендами.
Сейчас я современный художник — это моя основная деятельность, то, ради чего я живу. Но я бы не хотела делить свою жизнь на «до» и «после». Все, что было «до» — это такой многолетний рисерч, который я сейчас использую в своей художественной деятельности. Мои работы в современном искусстве концептуально посвящены влиянию технологий на человека. Бэкграунд в программировании и интернет-маркетинге тоже мне помогает: я делаю работы на тему «Постинтернет», программирую их и выкладываю. У меня были и офлайн-работы, которые выставлялись в московских галереях («Фрагмент», «Проун», ЦСИ «Винзавод»). Сейчас я делаю два проекта, концептуально ориентированых на взаимоотношения общества, новых технологий в digital-маркетинге и психологических приемов в нем, а также на практики самопознания (привет моему азиатскому опыту). Последнюю работу, как раз на тему технологий, можно будет увидеть летом 2020 в «Гараже» на Триеннале современного искусства.