Миллионы людей по всему миру прямо сейчас учатся работать из дома, несмотря ни на что, не терять мотивацию и поддерживать постоянный контакт с коллегами. Компании вынуждены оперативно реагировать на проблему оплачиваемого отпуска, а сотрудники, наконец, в полный голос начали обсуждать проблемы психического здоровья. Все это лишь начало трансформаций, которые ожидают сферу труда в ближайшем посткарантинном будущем. «Цех» пересказывает материал онлайн-издания Quartz о том, как изменится отношение к труду и отдыху после пандемии COVID-19.
Что мы можем приобрести
Гибкий график
Пока неясно, насколько долго затянется самоизоляция и вынужденная дистанционная работа. Некоторые эксперты говорят, пандемия может быть угрозой для нас ближайший год-полтора, до тех пор, пока не будет создана вакцина. Режим карантина в этот период, скорее всего, будет действовать волнами, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что наше представление о труде и форматах рабочего дня поменяется.
Первая волна массовой удаленной работы станет залогом будущих перемен, считает менеджер IT-компании GitLab Даррен Мерф. Часть руководителей откажется от привычной модели опенспейса в пользу удаленной работы, увидев, что продуктивность не снижается, а затраты на аренду и содержание офиса можно сократить.
С другой стороны, сотрудники теперь будут увереннее и активнее требовать гибкий график. Однажды почувствовав вкус независимости и большей свободы, сложно отказаться от преимуществ нового расписания. Если раньше о виртуальной команде или варьируемых трудовых часах просили немногие, то сейчас, верит Мерф, такой подход оценят тысячи работников.
Более удобные домашние офисы
В ответ на кризис некоторые компании стали предлагать своим командам стипендии для обустройства рабочего места дома. К примеру, Shopify, в штате которого около 5000 людей, дает тысячу долларов на необходимую мебель и инструменты. А Facebook предоставляет своим сотрудникам бесплатные гаджеты Portal для видеочата.
Такие гранты не помешали бы и российским работникам: согласно опросу HeadHunter, 31% сотрудников недоволен своим домашним офисом.
Вероятно, в будущем компании предпочтут гибридную модель, когда есть физический офис для новых работников и больших совещаний и удаленная команда — для тех, кому так удобнее.
Доступность и инклюзия
Если виртуальные офисы станут новой нормой, это означает, что больше людей смогут получить должности, о которых раньше не могли мечтать. К примеру, женщины или мужчины, которые вынуждены ухаживать за детьми, пожилыми или больными родственниками. А также инвалиды и люди, в силу болезни не покидающие дом.
Руководство GitLab изначально сделало выбор в пользу удаленного труда. Менеджер по дистанционной работе Даррен Мерф рассказывает, что всем сотрудникам выделяется бюджет на обустройство комфортного домашнего офиса.
Еще одно преимущество дистанционных команд в том, что человек может находиться в любой точке планеты. В компании GitLab работают люди из 65 разных стран. Это дает возможность увидеть разные взгляды на мир и лучше понимать культурные особенности конкретных регионов — что, в частности, может пригодиться в случае выхода продукта или услуги на новый рынок.
По словам сооснователя компании Zapier Уэйда Фостера, штат которой насчитывает более 300 человек из 27 разных стран, те, кто привык работать удаленно, как правило, обладают отличными коммуникационными навыками. Они более инициативные и независимые сотрудники.
Корпоративная культура, основанная на заботе о здоровье
По словам Доуны Баллард, американского исследователя хронемики (наука об использовании времени в невербальном коммуникационном процессе — Прим. «Цеха») и коммуникаций, коронавирус заставляет нас серьезно задуматься о том, на что мы тратим свои силы, и расставить заново свои жизненные приоритеты. «Корпоративная культура, в которой недостаток сна в угоду большей продуктивности становится нормой, на самом деле приводит только к снижению качества работы и мотивации, поощрению презентеизма и ухудшению иммунной системы сотрудников, ” — продолжает Баллард.
Она также отмечает, что из-за пандемии Covid-19 стали очевидными чудовищные масштабы презентезима (то есть присутствия на работе ради присутствия — Прим. «Цеха») и его последствия — многие сотрудники в Азии и Америке продолжали ходить офис, несмотря на симптомы гриппа, потому что у них не было возможности взять оплачиваемый отпуск. И даже когда оплачиваемый больничный гарантирован по закону, многие по-прежнему предпочли бы лишний раз не отсиживаться дома из-за страха показаться менее мотивированным или продуктивным сотрудником.
Что мы можем потерять
Горизонтальные связи
С одной стороны, мы видим, как по всему миру усиливаются гражданские инициативы, появляются группы помощи для пожилых людей, образовательные сервисы и онлайн-каталоги открывают доступ к своим архивам для студентов и ученых и т. д.
С другой, по мнению сооснователя стартапа Humanyze, специализирующейся на аналитике в сфере трудоустройства, будет увеличиваться разрыв между руководством компаний и рядовыми сотрудниками. Вряд ли вы зайдете в Slack и напишите CEO что-то вроде: «У вас найдется минутка поговорить?» В теории — это возможно, но данные говорят, что такое случается редко. Такая форма коммуникации мало похожа на непринужденный разговор у кулера.
Корпорациям, в которых работают тысячи человек, предстоит понять, как настроить дистанционную работу так, чтобы каждый человек чувствовал себя услышанным и оцененным. А руководителям — освоить азбуку онлайн-харизмы и отнестись к цифровому этикету серьезнее, чем когда-либо.
Ощутить себя частью коллектива куда проще, когда ты регулярно видишься с людьми лично и обмениваешься с ними какими-то необязательными фразами. Как бы мы ни относились к болтовне в курилке или корпоративам, это те неформальные взаимодействия с коллегами, которых больше всего не хватает в онлайн-работе.
Сооснователь компании Zapier предполагает, что сотрудники в будущем разделятся на два лагеря: те, кто страдает без опенспейса, и те, кто комфортно себя чувствует на дистанции.
Бесполезная работа
Потеря, о которой мы не будем переживать.
Ученый Саймон Мейр, занимающийся исследованиями в сфере экологической экономики, в своей статье высказал мнение, что неподготовленность мировой экономики к пандемии COVID-19 отчасти связана с самим ее устройством. Коронавирус высветил избыток бесполезных должностей и нехватку кадров в жизненно важных областях. Что неудивительно, в мире, где меновая стоимость является основным принципом экономики. Ведь сегодня все необходимые товары можно получить только за деньги — и мы даже не способны представить альтернативу.
Однако коронавирус заставил правительства и компании принимать меры, о которых три месяца назад не могло быть и речи. В Испании частные больницы были национализированы. В Великобритании обсуждают национализацию некоторых видов транспорта. А Франция объявила о готовности национализировать крупный бизнес.
Изменения происходят и на рынке труда. Дания и Великобритания ввели денежные компенсации для тех, кто не может работать из-за пандемии. Пособия по безработице на время самоизоляции выплатят и москвичам. Это очень важный шаг в сторону понимания того, что люди должны получать минимальные средства для жизнеобеспечения даже, если они не работают.
Мы наблюдаем, как базовые потребности снова одерживают верх над бесполезными должностями. Здравоохранение и товары первой необходимости частично возвращаются в руки государства. Возможно, мы увидим мир, в котором рынком перестанет править жажда накопления прибыли.
Вызовы
Продуктивность
Срочный переход на дистанционную работу — это серьезная встряска для бизнеса. Пока сложно судить, как такие перемены отразятся на продуктивности. Тем более сейчас, когда у людей есть масса забот и тревог помимо работы, например, дети, которые также перешли на обучение из дома.
Данные на эту тему противоречивы. Согласно исследованию стэнфордского профессора экономики Николаса Блума, сотрудники китайской IT-компании Ctrip, работавшие из дома, были на 13% продуктивнее своих офисных коллег. В то же время другая группа ученых обнаружила, что у разработчиков уходит на 32% больше времени на выполнение задач в онлайн-формате.
Остается вполне рациональный вопрос: насколько эффективно мы способны распределять свое время и сохранять баланс между трудом и отдыхом, предпочитая домашний офис?
Баланс между жизнью и работой
Дистанционная работа приводит нас к зависимости от технологий и интернета. Продуктивность будет страдать, если у сотрудников часто возникают технические сложности или из-за дисбаланса между отдыхом и трудом.
Фостер из компании Zapier говорит, что скорее проблемы могут возникать из-за того, что люди работают слишком много, а не наоборот. Часто сотрудники на удаленной работе тратят на задания больше времени, чем стали бы, находясь в офисе.
Компаниям, которые планируют отдать предпочтение виртуальным командам, придется заново обучать своих менеджеров. В частности, новые лидеры должны уметь соблюдать здоровый баланс между присутствием онлайн и временем на отдых, а также объяснять сотрудникам, что делать перерывы — нормально и нужно.
Забота об окружающей среде
Что касается влияния работы из дома на окружающую среду, здесь тоже не все однозначно.
С одной стороны, уровень потребляемой электроэнергии значительно увеличивается. Кроме того, согласно недавнему исследованию английских ученых, в холодное время года современные офисы также выигрывают в плане более низкого энергопотребления.
Количество выбросов CO2 в атмосферу из-за поездки на общественном или личном транспорте на работу, зависит от конкретной страны. В некоторых государствах все активнее в обиход входят электрокары, велосипеды и другие «зеленые» средства передвижения.
Переменных так много, что, похоже, выгоду или вред от перехода на удаленный формат нужно считать отдельно, исходя из конкретной ситуации.