Верный признак дурацкой работы — когда ты спрашиваешь нового знакомого на вечеринке, чем он занимается, а тот избегает прямого ответа на вопрос. После пары бокалов человек произносит: «Я работаю в крупной компании старшим менеджером по…» Тут он сам себя прерывает и добавляет: «Если честно, большую часть времени я перекладываю бумажки». Рассказываем, как понять, что вы заняты дурацкой работой и каким образом это связано с феодализмом.
О чем речь
Термин «дурацкая работа» (в оригинале «bullshit job») придумал профессор Лондонской Школы экономики Дэвид Грэбер — анархист, который занимается антропологией или антрополог, который занимается активизмом. Грэбер также известен как популяризатор лозунга «Мы — 99%» и один из идейных лидеров движения «Захвати Уолл-Стрит». Дурацкая работа стала предметом одноименной книги Грэбера, которая вышла в 2018 году и напоминает скорее сборник баек о том, как устроен наш сегодняшний мир, чем серьезный научный труд. Само собой, теория Грэбера не бесспорна, и ее есть за что покритиковать.
Антрополог определяет дурацкую работу как ту, которую и сам сотрудник считает бесполезной; исчезни такая должность — это ровным счетом никак не повлияет на нашу жизнь.
Те, кто занимается дерьмовой работой, часто окружены восхищенными взглядами. К ним относятся с уважением, их должность считают престижной, и они получают хорошие деньги. Тем не менее, в тайне от всех они признаются себе в ненужности своего занятия. Вся их жизнь построена на лжи.
По мнению Грэбера, одна из причин появления подобных бессмысленных профессий — это когда прибыль компании построена на финансовых манипуляциях, а не на реальном производстве чего-либо. Полученная прибыль вкладывается в расширение статусной, иерархической системы. Толпы ассистентов и заведующих бумажками преимущественно выполняют в ней символическую функцию — функцию придворных, окружающих власть имущих. Гребер называет это «управленческим феодализмом» («managerial feudalism»). Его зарождение связано с переходом к постиндустриальной экономике, в которой роль рабочих оказывается менее существенна, чем менеджеров и так называемых «креативных» работников.
Как понять, что ваша работа не приносит пользы?
Журналисты Орен Нимни и Ник Слэйтер в своей рецензии на книгу Грэбера указывают на слепое пятно в теории антрополога: вряд ли большинство людей ежедневно занимаются самообманом. Просто многие работодатели умеют убеждать своих сотрудников, что их занятие приносит какую-то пользу обществу (даже если это не так). Как убедиться в том, что вы не находитесь под властью заблуждения? Перечисляем несколько признаков дурацкой работы.
- Вы заняты микрозадачами. Каждый день вы выполняете повторяющиеся задачи, не требующие особого осмысления. Вы не чувствуете свою ответственность за результат и не очень понимаете, как вы способствуете реализации заявленной миссии компании.
- Вы лишены обратной связи. Вы не работаете с клиентами или заказчиками. По сути, критерии качества выполняемой вами работы неясны или не существуют. Зато вы точно знаете, когда кто-то другой хорошо справился со своей задачей или умеете предугадывать настроение босса.
- Вы работаете в стол. Вы производите много идей и бумажных проектов, большая часть которых не воплощается в жизнь.
- Ваша деятельность скорее приносит вред, чем пользу. К примеру, вы используете свои знания инженера, чтобы придумать продукт с коротким сроком службы.
5 типов дурацкой работы по версии Дэвида Грэбера
- Лакей: главный смысл должности — заставить вашего нанимателя выглядеть или чувствовать себя влиятельной персоной.
- Бугай: когда пугающая внешность важнее самой работы (например, фейс-контроль).
- Исправлятор: это человек, которого вызывают, когда кто-то из сотрудников совершил ошибку и ее нужно срочно устранить, чтобы она не испортила репутацию компании.
- Заполнитель бумажек / перекладыватель бумажек: должность, которая существует, чтобы компания могла заявить, что она делает нечто, чего на самом деле нет.
- Суперсупервайзер / куратор задач: Тип 1 — человек, оценивающий чужую работу. Тип 2 — человек, который придумывает дурацкие задачи и следит за их исполнением или придумывает новые дурацкие вакансии.
В 2017 году 85% работников во всем мире признались в рамках опроса аналитического агентства Gallup, что ненавидят свою работу. В России, по данным Исследовательского центра портала Superjob.ru, больше 60% человек не любят свою работу, но ничего с этим не делают.
По словам Грэбера, наше недовольство работой и собой — это результат того, что мы перестаем понимать ценность и цель своего труда. Ребенок получает удовольствие, видя результат своего действия; так он впервые знакомится с понятием ответственности и творческого акта. Грэбер заключает: нами руководит творческое начало; мы не просто хотим работать, мы хотим знать, что меняем мир. Ведь в конце концов, считает антрополог, производство в первую очередь подразумевает создание общества и человечности, и лишь потом — товаров.
Как избавиться от западни дурацких работ?
Люди могут быть бесконечно креативны, если у них достаточно на это времени, полагает Грэбер. Он верит в идею безусловного базового дохода, который позволит нам уделять больше времени тому, что нам действительно нравится делать и что имеет для нас значение. Помимо этого, каждый житель должен иметь право на бесплатную медицинскую помощь и бесплатное высшее образование.
Для тех, кто хочет подробнее познакомиться с идеями Дэвида Грэбера, доступна видеозапись лекции антрополога про дурацкие работы: