Все больше образовательных проектов предлагают абитуриентам альтернативную систему оплаты: в некоторых случаях студент может получить обычный кредит от компании, в других — оплатить учебу только после трудоустройства, с которым ему помогают организаторы курсов. «Цех» поговорил с экспертами сферы образования, представителями и студентами крупных российских образовательных компаний о преимуществах и недостатках такой системы оплаты.
GeekBrains — программа «Год без забот»
Обучение практически по всем IT-специальностям университета GeekBrains длится год. Организаторы предлагают полностью посвятить его учебе, не отвлекаясь на финансовые вопросы. По сути, «Год без забот» — это классический кредит на пять лет. Оплата начинается с 13-го месяца после начала обучения и составляет в большинстве случаев 5000 рублей в месяц. При этом важно, что процесс обучения построен так, что студенты могут в любой момент взять паузу, а затем продолжить с того момента, где остановились.
Антон Гришин, коммерческий директор образовательного портала GeekBrains
Мы первыми внедрили эту модель на рынке РФ, анонсировав ее 25 августа 2018 года на конференции «Найди себя в Digital» в стенах Mail.ru Group. На тот момент это был прорыв, позволивший расширить наше предложение в индустрии онлайн-образования. На текущий момент GeekBrains предоставляет отсрочку оплаты на срок до 1 года — такой шаг с нашей стороны дал нашим студентам возможность сосредоточиться именно на процессе обучения, а не на финансовых заботах.
По факту, наша модель — это апгрейд банковских POS-кредитных предложений. Здесь мы взяли на себя финансовую ответственность студента в первый год обучения — при оформлении банковской рассрочки на срок от трех до пяти лет мы полностью компенсируем первые 6-12 платежей по графику выплат. Эта финансовая отсрочка позволяет студенту целенаправленно сфокусироваться на обучении, приобрести необходимые навыки, получить от нас помощь в трудоустройстве, а затем закрывать дальнейшие выплаты из собственных средств, которые он получает на новом месте работы.
В США используются совсем другие модели кредитования, там большое участие в этих процессах принимают корпорации и государство. Наше законодательство пока не позволяет развернуться многим программам субсидирования и кредитной помощи, как в Соединенных Штатах. Мы довольно плотно изучаем западный опыт и, возможно, скоро разработаем новый подход.
Мы видим, что студенты, которые учатся по программе «Год без забот», имеют свои характерные особенности: обычно это ребята с организованной самодисциплиной и предпринимательскими чертами. Они знают, почему им выгодно сейчас учиться и не тратить собственные средства пока не начнут добиваться результатов и зарабатывать новой профессией.
Гарантия трудоустройства прописана в договоре: если не сможем трудоустроить, вернем деньги.
К трудоустройству мы подготавливаем ребят уже в процессе обучения: составляем грамотные резюме, наполняем портфолио, проводим тестовые собеседования, даем много рекомендаций, как проходить воронку отсева у работодателей. Далее проводим «Дни карьеры», где знакомим выпускников с лидерами рынка разных индустрий, которым требуются профильные специалисты, там же ребята получают свои первые офферы. Многим нашим студентам поступают от нас предложения уже в процессе учебы.
При этом у каждого нашего студента есть возможность завершить обучение на любом этапе. Мы никого не ограничиваем, но стараемся разобраться в каждом конкретном случае. Зачастую выясняется, что можно найти другие пути — например, сменить один курс на другой или заморозить обучение на удобный срок.
Skillbox — «Первые 6 месяцев обучения—за 0 рублей»
Такая схема действует на многих курсах, включая годичные «Профессия Python-разработчик» для тех, кто хочет научиться понимать код, писать программы и разрабатывать веб-приложения, «Профессия веб-дизайнер» по веб- и UX-дизайну, «Профессия дизайнер интерьеров», в рамках которого учат проектировать чертежи в ArchiCAD и визуализировать идеи с помощью 3ds Max, а также «Я—Интернет-маркетолог PRO».
Учебу можно совмещать с работой, достаточно уделять занятиям 3-5 часов в неделю. Предполагается, что за первые полгода студент получает необходимые базовые знания и может браться за свои первые заказы, с одной стороны, прокачивая полученные навыки в работы, с другой — зарабатывая новой профессией.
Елена Орлова, студентка Skillbox
Я учусь на двухгодичном курсе «Таргетолог». Тот факт, что платеж отложен на полгода, никак не влияет на мою мотивацию: я понимаю — платить все равно придется. Мне кажется, на таких условиях человеку проще решиться на обучение. Прием на курс был максимально простым и удобным и занял всего два дня, на третий я уже приступила к обучению.
Ольга Константинова, бывшая студентка Skillbox
Я училась на курсе «Интернет-маркетолог: с 0 до Pro», сейчас именно этого курса уже нет, его проводили совместно с агентством Ingate — оттуда были преподаватели, туда же нас и трудоустраивали. Отсрочка платежа на полгода была удобной, но не решающей в выборе. В целом, у меня сложилось впечатление, что многие выбирают такую формулировку просто как способ для продвижения своего курса.
Гарантированное трудоустройство действительно есть. Только не в том виде, в котором хотелось бы. В моем случае программа проводилась совместно с рекламным агентством Ingate, куда нас и устраивали с оплатой около 200 рублей за час. При этом месячный объем работы позволял получить максимум 3600 рублей. Это походило, скорее, на стажировку с символической оплатой, что шло вразрез с той концепцией, которую тебе преподносят менеджеры курсов. Лично для меня эта опция оказалась дополнительным, но совершенно бесполезным бонусом. Я ожидала большего. Знаю, что есть другие курсы, где дают реальные заказы по нормальной рыночной стоимости.
Яндекс.Практикум — «Профессия аналитик данных»
С предложением об отложенном платеже Яндекс.Практикум вышел только на израильский рынок и только в рамках одной программы — анализа данных. Причем сделал это совсем недавно — в самом начале 2020 года, но тут же «сорвал куш»: количество желающих попасть на одно из ста мест на курсе, которые начнется уже в середине июня, перевалило за четыре тысячи.
Константин Килимник, руководитель образовательных программ Яндекса в Израиле
Яндекс.Практикум на рынок Израиля вышел вместе с партнерами, которые занимаются всей операционной работой, в том числе заключают юридический договор для такой непростой услуги как «обучение с оплатой только по факту трудоустройства». В Израиле лишь одна компания имеет лицензию на осуществление такого вида услуг, с ней мы и работаем. На стороне Яндекс.Практикума остается весь контент, образовательный процесс и сопровождение студентов. Не до конца понятно, можно ли предлагать такой формат в России, как решать этот юридический вопрос. В Израиле от нас не требовалось решение финансовых и юридических тонкостей, весь процесс уже был настроен.
Чтобы попасть на программу по такой схеме, студенты проходят собеседование. Это позволяет увидеть их мотивацию и принять на программу только тех, кто действительно хочет сменить профессию. Отбор включает 4 этапа. Первый — это бесплатный вводный курс (pre-course). Второй — подробное анкетирование кандидата, включающее личные данные, опыт, образование, есть даже вопрос про друзей в IT. Третий — это устная презентация: мы просим записать видео, где кандидат анализирует исходный график с данными и выдвигает гипотезы. Четвертый этап — короткое мотивационное онлайн-интервью с теми, кто успешно прошел предыдущие отборочные этапы.
После успешного прохождения интервью студенты заключают договор Income Share Agreement и начинают учиться. Главный пункт нашего договора: студент оплачивает курс, только если после его окончания находит работу с зарплатой выше определенной суммы (9000 шекелей — около 178 000 рублей по актуальному курсу — Прим.«Цеха»). До середины десятимесячной программы можно бросить учебу и потерять только 100$, после этого на тебя распространяются правила выпускника: если уходишь, то должен выполнить условия оплаты в случае получения работы. Карьерный акселератор — это часть программы, мы всем помогаем с трудоустройством. У нас отработанный карьерный трек в России, и сейчас он начинает работать в Израиле и США. Акселерация включает партнерства с местными компаниями и отдельными HR-специалистами.
Формат это не новый. Взять тех же Lambda School — это буткемп, который длится год, после чего ты можешь устроиться на новую работу. При этом по факту успешного трудоустройства они забирают у бывшего студента довольно большую сумму (17% от доходов выпускника, если зарплата превышает $50 тысяч в год — Прим.«Цеха»). Кстати, у них можно не подписывать такой договор и заплатить взамен $20 000 за обучение. У нас сумма ниже — $2000, длительность договора — два года. Это означает, что человек может начать работать в течение года после окончания обучения и платить по 5% от зарплаты первые 12 месяцев, либо до достижения потолка в $2000.
Насколько это работающая модель, мы сможем ответить в начале 2021 года: сейчас идет набор студентов на первый поток по программе аналитики данных. Они начнут учиться в середине июня 2020, а закончат спустя 10 месяцев. Первые результаты мы увидим раньше: обычно кто-то устраивается на работу еще до окончания обучения, кто-то просто уходит с программы. Выручки пока никакой нет, это работа с перспективой. Мы инвестируем в этот проект сейчас, а отдачу увидим после трудоустройства первых студентов.
Соня Смыслова, куратор School of Education,
Мне кажется, что в модели «учись сейчас — плати потом» могут быть несомненные плюсы и очевидные минусы. Зависеть это будет от реализации. Например, такая модель по сути реализована в американских вузах — студенты получают кредит на обучение, который начинают оплачивать, устроившись на работу после выпуска. Однако если что-то пошло не так (например, поменялись семейные обстоятельства под конец обучения, или в стране грянул кризис или пандемия и массовая безработица), то кто-нибудь останется в проигрыше `— либо студент, не успев найти постоянную работу, будет вынужден гасить кредит, либо образовательный проект лишится оплаты и из-за этого может закрыться.
Возможно, такая модель могла бы работать в краткосрочной перспективе, когда мы хотя бы немного видим горизонт событий — например, 2-3 месяца. Однако, если речь идет про обучение с нуля, за 2-3 месяца невозможно вырастить специалиста, который сможет устроиться даже на джуниорскую позицию. Если же мы говорим про человека, который уже обладает какими-то профессиональными навыками, то возникает другой вопрос — каков вклад школы в трудоустройство уже квалифицированного специалиста?