Во времена «Тиндера» и других подобных сервисов все еще существует профессия свахи — и на неё есть спрос даже в крупных городах. Мы поговорили с двумя московскими свахами и узнали, как они пришли в эту профессию, почему считают себя мудрее психологов в некоторых вопросах и не боятся конкуренции приложений для знакомств.
К свахам обращаются не только люди старшего возраста, но также женщины и мужчины около тридцати лет. Свахи и брачные агенты берут на себя подбор подходящих кандидатур и гарантируют достоверную информацию. На «Авито» и в поисковиках можно найти несколько десятков предложений. Под брачные агентства иногда маскируются поставщики эскорт-услуг, но обычно это сразу заметно по сайту. Цены на услуги свахи или брачного агента в Москве — от 3 до 300 тысяч рублей. Условия сильно разнятся, часто их рассчитывают индивидуально.
Кто-то берет фиксированную сумму и ведет клиента «до победного», другие ограничивают договор по времени или количеству подобранных вариантов. В агентствах цены обычно в разы выше, но там могут и организовать свидание, и сделать фотосессию для анкеты. Девушек до 25–27 лет часто обслуживают бесплатно, но только «симпатичных» — оценку выносит сама сваха или сотрудник агентства. Тем не менее, многим людям свахи действительно помогают построить крепкие отношения и семью.
Марина Леонидовна
По образованию я историк-архивист, но по профессии никогда не работала. Как-то моя приятельница рассталась с молодым человеком, и я предложила её с кем-нибудь познакомить. Это был 1993–94 год, тогда, чтобы познакомиться, давали объявление в газету. Я дала объявление, подруга в итоге познакомилась с интересным мужчиной, а те, с кем у нее не сложилось, стали спрашивать: «А как же мы?»
Сначала я помогала им бесплатно, но в 1995 году решила, что можно всё-таки получать от этого доход. Стала давать объявления о своих услугах в «Московский комсомолец», «Комсомольскую правду», «Вечерний клуб». Тогда у многих не было даже фотографий, я сама со всеми встречалась, записывала характеристики человека и его пожелания в тетрадку. Редко приносили чёрно-белые фотографии, потом появились фотографии с полароида. Я давала рекомендации, кто, на мой взгляд, подойдёт, и телефон для связи. Мобильных не было, созванивались по домашнему или на работе, некоторые ходили в автомат звонить.
Сейчас, когда появились мессенджеры, люди сами присылают фотографии. Кандидатуры с фотографиями я также отправляю им по электронной почте: если кто-то понравится, предупреждаю человека, что ему позвонит такой-то.
«Как в мои руки попадают, начинают капризничать»
В девяностых было очень легко работать: люди были ещё советские — все достаточно скромно одетые, почти одного образа жизни. Потом народ постепенно стал меняться, появились люди с более высоким достатком и более жесткими требованиями. Одни стали жить очень хорошо, а другие, скажем так, средненько.
Возраст клиентов — от 22 до 70 лет. Позавчера приходил замечательный Константин, 65 лет. Вчера он уже был на свидании, сегодня собирается на следующее, хотя первая женщина ему понравилась. Они часто, как в мои руки попадают, начинают капризничать. Сначала говорил: «Мне бы просто хорошую женщину», — а теперь уже хочет всех посмотреть. Вообще, в любом возрасте должно ёкнуть, тогда уже все готовы и менять работу, и переезжать.
Последнее время очень много родителей звонят: сын, 32 года, или дочка, 29 лет, — не хотят вообще ничего. У мамы тепло, хорошо, зачем мне какая-то семья. Понимают, что знакомство — это брак, а брак — это ответственность, родится ребенок. Я могу с ними поговорить, в большинстве случаев соглашаются попробовать.
«Ваш папа — это мамина заслуга»
Ещё сейчас не хватает девушек до тридцати: я сделала вывод, что они интересуются мужчинами старше, которые не подходят им для брака. У таких уже есть опыт в общении, он красиво ухаживает, больше финансовых возможностей. Конечно, предпочтительнее общаться с мужчиной, у которого есть машина, чем у которого её нет, но никому в голову не приходит, что мы можем пожениться и через год эту машину купить. Надо, чтобы уже всё было готовенькое.
Некоторые девочки говорят: «Хочу такого, как мой папа». А папа — made in USSR, советский продукт. Если хотите такого, надо знакомиться и стараться, чтобы мужчина рядом с вами тоже был такой. Это же, наверное, мамина заслуга: она постаралась, чтобы рядом с ней был такой, каким получился в итоге ваш папа, он же не был таким с рождения.
«Кому надо переспать, идут на сайты знакомств»
Интернет, конечно, всё очень ускорил, но я всегда за то, чтобы конфетно-букетный период продлить. У меня нет такого, что «знакомлюсь, потому что надо переспать». Все, кому надо просто переспать, идут на сайты знакомств.
Сайты эти не мешают, а наоборот: ко мне обращаются люди, которые уже пробовали так познакомиться, но, по их мнению, там люди в основном ищут материального общения — «ты меня будешь содержать, а я тебя буду оказывать сексуальные услуги». Причем как с женской, так и с мужской стороны. Мне иногда звонят с запросом «познакомьте меня с богатой женщиной, я молод, хорош собой и сексуальный гигант». Я с такими не работаю.
С сайтов не беру информацию: все, кого рекомендую, только мои клиенты, созваниваются все только от моего имени, после звонка могут со мной обсудить и дать обратную связь. Люди понимают, что если я свидетель знакомства, то смухлевать не удастся. Одна дама сказала: «Знаете, почему я его сразу в гости пригласила? Потому что он к вам обратился. Если бы познакомилась на улице или на сайте, то побоялась бы». Люди приходят с паспортами: данные я не записываю, но смотрю, чтобы человек не состоял в браке.
Хотя не отрицаю, что через сайты познакомиться можно, если ничем больше не заниматься, а сидеть и вылавливать крупицы золота в этом потоке.
«Психологи разговаривают штампами, а я — бытовыми словами»
Я нигде этой профессии не училась, мне достаточно моего общего кругозора и развития. Я умею общаться с людьми, достаточно тактична: могу мягко подсказать, что нужно решить вопрос стоматологии или поярче одеться, некоторых женщин учила краситься. Клиенты приходят через мой сайт, по знакомству часто, в газеты я уже не даю объявлений. Я есть во всех соцсетях, у меня страничка в фейсбуке, хочу сделать телеграм-канал.
Психологи с образованием разговаривают штампами и объясняют всё с точки зрения своих знаний. Я разговариваю бытовыми словами и на основе своего опыта — это невозможно нигде прочитать. С терминами я не знакома, но если вижу, что человек вдовец, то прекрасно понимаю его тоску и говорю: «Поймите, вы не предаете человека, который ушел, вы просто хотите дальше жить. И наверняка партнер был бы не против. Жизнь продолжается, вы не должны хоронить себя заживо». Не знаю, как это называется в терминах.
Вообще у меня есть идея написать в Госдуму и создать какой-то курс обучения свах на государственном уровне. От некоторых клиентов слышу негатив о предыдущем опыте со свахами, поэтому, может быть, нужно создать такой «курс молодого бойца». Я уже в таком возрасте, когда могу свой опыт передавать.
«Девочки, не несите мне последние деньги»
Профессия свахи — мой основной доход с 1995 года. Бывало, что в день приходило по четыре человека, а во время кризисов в 1998 и 2008 году — за весь месяц два-три человека. Мои услуги всегда стоили очень дешево, сейчас это 5 тысяч рублей. Я не преследую материальную выгоду, и люди, наверное, это тоже чувствуют. Всегда говорю: «Девочки, не несите мне последние деньги, если у вас ребенок сидит на картошке, давайте я вас лучше бесплатно запишу». Если вы принесете деньги, а я не смогу познакомить? Я вывернусь из кожи, чтобы вам помочь, но не всё в моих силах. Работой я живу, мне можно звонить круглосуточно. Были люди с большими проблемами, нескольких женщин просто спасла от самоубийства, мы ночами разговаривали. Ушел любимый мужчина — всё, жизнь закончилась.
С клиентами заключаем договор, он не ограничен по времени и автоматически продлевается. Есть клиенты, которыми я занимаюсь по несколько лет и не собираюсь их бросать, пока человек не познакомится или сам не захочет прекратить. Бывает, что уезжают на несколько лет, потом возвращаются, я всех помню и поддерживаю связь. Иногда счастливые пары пытаются отблагодарить деньгами, но я принимаю только сладкое или сувениры.
«В девяностых любили больше»
Некоторые клиентки говорят: «За мной бывший муж так не ухаживал, я даже не думала, что встречу такого мужчину. Нашла свою половинку». Кто в тридцать находит, кто-то в пятьдесят, кто-то и под семьдесят. Однажды мужчина приехал, сказал, что ищет кому квартиру завещать, я говорю: «Погодите умирать, я вас сейчас познакомлю, у вас вторая молодость начнется, будете разъезжать везде».
Хотя, мне кажется, в девяностых любили больше. Сейчас, как бы человек ни понравился, если он немного из другого круга, то говорят: «Он, конечно, хороший человек, но, чтобы меня пригласить в театр, ему нужно дождаться зарплаты», — то есть, полный мезальянс. А в 90-х, если люди влюблялись, то у них просто сносило крышу и уже не обращали внимания, у кого что есть.
Галина Евгеньевна
Я была главным бухгалтером — ходовая профессия, но для меня это было мучение. В итоге уволилась, и в тот же вечер стала писать в брачные агентства. В первое, в которое приняли, и пошла работать, а в итоге выкупила его. Я хотела стать психологом, думала поработать, пообщаться с разными людьми, собрать материал для какого-нибудь исследования. Но до этого не дошло, осталась свахой.
Когда ты берешь ответственность за отношения людей и видишь, почему у них не складывается, появляется опыт. Всё время слушаю мнения мужчин про женщин и в обратную сторону — что нравится и не нравится, и стараюсь в этом направлении кандидатам подсказывать. Ко мне приходят клиенты-психологи, и у них в голове часто одно учение спорит с другим. Так что я думаю, что человек с нормальным жизненным опытом, с умением общаться, с хорошими границами может гораздо лучше подсказать, чем психологи, у которых каша из разных течений в голове.
«Молодых людей я беру с 29–30 лет, моложе никому особо не интересны»
Клиентов объединяет то, что они не хотят быть одинокими, но не могут сами эту проблему решить: кто-то много работает; кто-то после развода; бывает, что девушка с маленьким ребенком и ей не вырваться никуда. Сайты знакомств многие пробовали, но этому нужно очень много времени посвящать, чтобы найти что-то ценное. Есть люди, которые в принципе не светятся в соцсетях и на сайтах знакомств по своему статусу или убеждениям.
Девушки начинают приходить после 25 лет более осознанно, совсем молодые тоже звонят, но часто не доходят, хоть я и готова с ними работать бесплатно. Молодых людей я беру с 29–30 лет, моложе никому особо не интересны. Самый старший клиент сейчас — мужчина 78 лет, но бывали и старше, даже один ветеран войны.
«Цена зависит от того, насколько клиент востребован»
Если клиент очень востребованный, могу брать по минимуму, от 20 тысяч рублей. От запроса тоже зависит: если сложный, цена будет выше. Вот пришёл бизнесмен, 60 лет, вроде могу его за низкую цену взять, потому что женщины около пятидесяти с удовольствием будут знакомиться, а он говорит — хочу молодую, до 30 лет. С таким будет сложно. Если хочешь быть чисто спонсором — это не к нам, а в эскорт-агентства.
В среднем индивидуальное ведение обходится около 80 тысяч. Есть активная часть договора, есть пассивная: вначале несколько знакомств гарантирую — всем разное количество, а потом оставляю их в базе на случай, если кто-то подходящий появится. Есть договор «до результата», когда обязуюсь или оставить человека с парой, или уже до подачи заявления в загс.
Если встречаю подругу без пары, сразу начинаю: «Давай я тебе кого-нибудь присмотрю», — это уже навсегда со мной, не только на работе. У меня есть помощница, а многие свахи работают в одиночку, им тяжелее: общение только с клиентами всё-таки утомляет, это как-никак клиентский сервис.
«Чтобы получить любовь, надо прокачивать себя»
Для меня любовь — это когда люди друг о друге заботятся, друг друга уважают, смотрят в будущее вместе, это не только эмоции. Но чтобы любовь заполучить, надо свои ресурсы прокачивать. Для девушек — имидж на первом месте. Чтобы в вас влюбились или хотя бы на улице подошли, вы должны всегда хорошо выглядеть. Кожа хорошая, ногти, зубы, волосы, фигура подтянутая — это необходимый минимум. И, естественно, умение вести себя в границах и спонтанность: в скучных не влюбляются. Женщины смотрят, чтобы был перспективный, чтобы чувствовался характер и было интересно. У женщин постарше требования снижаются, в основном просят, чтобы был хотя бы самостоятельным и мама рядом не сидела.