Сегодня все больше людей стараются заботиться не только о физическом здоровье, но и ментальном: к занятиям в спортзале добавились встречи с психологом, коучем или ментором. Эмбодимент-подход позволяет объединить оба процесса. «Цех» поговорил с эмбодимент-фасилитаторами Антониной Осиповой и Татьяной Новоселовой и выяснил, в чем заключается их работа и где этому можно научиться.
Казалось бы, только мы взялись осваивать майндфулнес, как стало ясно, что он отвечает не на все вопросы. Невозможно быть «осознанным», не принимая во внимания свои телесные проявления. Все, что происходит с телом, влияет на то, как мы воспринимаем себя и жизнь вокруг. Хотя мы, как правило, вспоминаем о нем только когда у нас что-то болит, хочется есть или размножаться. Эмбодимент-подход помогает настроить связь между физическим состоянием и ментальным.
Эмбодимент — это методика, направленная на работу с сознанием через тело с помощью самых разных практик. Основная идея эмбодимента — интегральное восприятие человека через неразрывную связь тела и ума.
Эмбодимент отвечает на многие запросы жителей мегаполисов: учит расслабляться и справляться со стрессом, переключаться между множеством разных ролей от родителя и супруга до лидера, а также помогает справиться с состоянием, когда вроде бы всё есть, а «шарики не радуют».
Научиться работать с сознанием через тело помогают эмбодимент-фасилитаторы (фасилитатор — посредник, обеспечивающий успешную коммуникацию). Процесс совместной работы с фасилитатором может быть похож на коучинг, консультирование или даже терапию в зависимости от выбранного подхода. При этом цель всех эмбодимент-практик одинакова: помочь человеку понять, как его физическое состояние связано с внутренним самоощущением и, если нужно, изменить его.
Эмбодимент-подход берет свое начало в восточных традициях, где вместо противостояния разума и тела говорится о единстве духовного и телесного. Позже о неразрывности тела и сознания рассуждали и многие философы: Спиноза, например, воспринимал человека как единое целое, отрицая деление на «ментальное» и «физическое».
Идеи современного эмбодимент-подхода сформировались в 70-е годы благодаря распространению медитаций, йоги, восточных боевых искусств, телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапии. В русском языке понятие «эмбодимент-практик» появилось сравнительно недавно, благодаря Александре Вильвовской, которая открыла в Москве представительство английской программы Embodied Facilitator School. Практики быстро стали популярны, и уже в конце 2017 года The Village внес «эмбодимент» в словарь популярных слов.
Татьяна Новоселова
Руководитель программы «Развитие эмоционально-телесного интеллекта/эмбодимент-коучинг» в Московской школе практической психологии
По образованию я психолог, в 2003 году защитила диссертацию, а затем начала заниматься обучением и развитием персонала. Параллельно я осваивала профессии бизнес-тренера, коуча и фасилитатора, продолжала преподавательскую деятельность в вузах и занималась разными хобби, связанными с телом: тхэквондо, йогой, сальсой, танго, контактной импровизацией. Я прошла программу «Психосоматика и телесная терапия» в ИГиСП и первую ступень «Невербального коучинга», а затем два года была членом команды и коучем программы эмбодимент-фасилитаторов в России.
Саму идею эмбодимента — единство ума и тела — сложно назвать революционной, при этом практики эмбодимента чрезвычайно созвучны нашему времени. Кроме того, практики очень простые, большинство можно освоить за несколько минут без всякой предварительной подготовки. Правда, чтобы достичь заметного результата в продуктивности и качестве жизни, потребуется время и регулярные занятия.
Ключевые принципы эмбодимент-подхода — это осознанность и выбор. Если я могу осознать, что происходит в моем теле в определенной ситуации, я могу это изменить. Дима Зицер (педагог, основатель школы НО «АПЕЛЬСИН» и Института Неформального образования INO — Прим.ред) в одном из своих выступлений говорил про родителя, который замечает, как сжимаются его кулаки, когда он злится на ребенка. Разжать кулаки и включить другой режим мыслей, чувств и действий — одна из возможностей, которой учит эмбодимент-подход.
Как эмбодимент может выглядеть на практике? Подумайте о какой-то умеренно неприятной ситуации, обратите внимание, что происходит при этом в вашем теле. Теперь расслабьте язык. Если у вас развит навык телесного самонаблюдения, вы заметите, что у вас при этом расслабляются другие мышцы головы и лица, например, мышцы вокруг глаз и мышцы лба и челюсти. Сделайте мягкий медленный вдох и такой же выдох через нос. Снова подумайте о той же ситуации и обратите внимание на разницу в отношении к ней и в собственных телесных реакциях. В лице и передней части тела собирается максимальное число эмоциональных мышечных зажимов. Если научиться регулярно поддерживать в себе более спокойное расслабленное состояние, вы сможете лучше владеть собой и ситуацией.
Сейчас навыки эмбодимента можно получить на длительной практико-ориентированной программе при Московской школе практической психологии института психоанализа. На нашу программу приходят люди с двумя типами задач: получить инструменты для помощи себе и другим в решении различных проблем, а также пройти через кризис смыслов и заново найти себя.
Главное отличие запросов к эмбодимент-коучу — желание решить свою задачу или проблему «не через голову». Содержание запросов может быть совершенно любым: от бизнес-запросов на развитие компетенций, планирование и принятие решений до личных запросов на отношения, творчество и счастье.
Обучение на программе «Развитие эмоционально-телесного интеллекта / Эмбодимент-коучинг» в Московском институте психоанализа стоит 150.000 рублей за 8 модулей обучения, с возможностью помодульной оплаты. Персональная консультация эмбодимент-коуча в среднем обходится в 1500-2000 рублей у начинающего специалиста и до 4000-5000 рублей у опытного.
Американский профессор, автор популярного курса «Невербальный коучинг. Система 5 колец» Стюарт Хеллер часто говорит: «Я ещё не встречал человека без тела». Через тело можно найти ключ к решению любого запроса, сделать это аккуратно, этично и безопасно.
Антонина Осипова
Эмбодимент-фасилитатор, директор по развитию и тренер в проекте «Тело — в дело»
Я работала в маркетинге, занималась рекламой, но параллельно продолжала своё психологическое образование. Мой коллега и близкий друг Андрей Пентин рассказал мне об эмбодименте, я прошла несколько консультаций с Александрой Вильвовской, которая открыла в Москве представительство английской программы Embodied Facilitator School, и в 2016 году пошла туда учиться. Для меня это был переломный момент: на курсе мне удалось вернуть себе личные смыслы, стать более устойчивой и уверенной, возобновить практику с клиентами.
Я пришла повышать свою квалификацию как специалист, работающий с людьми. Тогда я воспринимала эмбодимент не как профессию, а как дополнительный полезный навык. В процессе я увидела, что это делает меня счастливее во всех областях моей жизни. После прохождения курса я как фасилитатор присоединилась к команде «Тело — в дело». Сейчас это моя основная работа. Даже если я занимаюсь каким-то бизнес-проектом как предприниматель, то все равно работаю в эмбодимент-парадигме.
Главная идея эмбодимент-подхода — это осознанная телесность. Мы часто отделяем тело от себя самого, а ведь оно с нами каждый день и каждое мгновение участвует во всех процессах. Из последних любимых цитат: «Почему бы вам не влюбиться в тело, если вы спите с ним всю жизнь?» Стюарт Эмери. В эмбодименте мы говорим об интегральном отношении к себе, без разделения на тело и сознание.
Замечу, что эмбодимент-подход не изобретает велосипед. Основатели программы EFC Russia Марк Уолш и Александра Вильвовская собрали все существующие сегодня на Востоке и Западе знания о телесных практиках и базовые принципы работы с телесностью. Люди, которые занимается йогой или боевыми искусствами, скажут: «Мы это уже делали». Но, скорее всего, это было неосознанно и мало связано с жизнью. Любую эмбодимент-практику отличает осознанное формирование намерения. Я замечаю «как я сейчас» и формирую намерение «как я хочу быть».
Через внимательность к телу эмбодимент-принципы и инструменты, которые мы используем, развивается телесный интеллект. Начиная с работы со своим состоянием и заканчивая способностью влиять на состояние другого. Это касается профессиональной фасилитации. Если я работаю в офисе с командой, то могу своей телесностью, дыханием, голосом, взглядом в хорошем смысле влиять на других людей. Я говорю не о манипуляции, а об управлении процессами.
В рамках эмбодимент-подхода есть более узкий инструмент — эмбодимент-йога. Я представляю и развиваю этот метод в России. На занятиях мы воплощаем архетипичные позы, замечаем свои телесные ощущения и отношение к ним, делаем выводы о своем состоянии и его связи с жизненными контекстами, обсуждаем или записываем в дневник наблюдения и намерения на практику. Всего в эмбодимент-йоге 26 базовых поз, которые можно использовать для разных тем и целей. Например, вчера я проводила мастер-класс по целеполаганию. Мы работали с тайм-менеджментом, с помощью эмбодимент-йоги учились ставить цели и следовать к их реализации.
Все это легко интегрируется в жизнь. Бывает, ты приходишь в йога-зал, там происходит что-то особенное, но потом выходишь на улицу и все твое спокойствие остается в зале. Значит, ты ничего не вынес. Задача эмбодимент-фасилитации — непрестанная связка с жизнью, чтобы человек действительно менял качество своей жизни.
Эмбодимент подходит для всех, кто готов пробовать и проживать новый опыт, осознанно и возможно с переменами. Это позиция любопытствующих людей. В телесные практики точно не нужно идти тем, кто скептически настроен к чему-то новому, не готов взглянуть на техники саморазвития с другой стороны.
Телесная работа противопоказана также людям, которые переживают какие-то острые перемены в жизни или потери — это ещё сильнее расшатывает эмоциональный фон. Это базовая этика и безопасность нашей практики. Даже когда ты в устойчивом состоянии начинаешь практику осознанности и эмбодимента, чувствительность повышается, и ты замечаешь все, что на тебя влияет: от складочки одежды до архитектуры города. В то же время помимо развития чувствительности мы даем инструменты, как ей управлять и уметь приводить себя в устойчивое состояние.
Сейчас на эмбодимент большой спрос. Я консультирую индивидуально и провожу групповые занятия: занимаюсь эмбодимент-образованием помогающих специалистов. Если работаю онлайн, то всегда с камерой: важно видеть телесные проявления друг друга. Иногда на консультациях мы выходим на прогулки, не сидим в кабинете, а двигаемся.