Впервые термин «нейромаркетинг» появился в 2002 году. Пока общество обсуждает этичность его методов, многие компании их уже успешно применяют. Маркетинг — как раз одна из областей, в которых мы предлагаем разобраться в рамках проекта «Цеха» и «МегаФона» «Цех: Перезагрузка». Если вы пока не готовы делать это на профессиональном уровне, посмотрите на список самых распространенных уловок нейромаркетинга со стороны покупателя — наверняка вы ведетесь хотя бы на одну из них.
Нейромаркетинг существует на стыке экономики и нейронаук: ученые исследуют вкусы покупателей и то, как они принимают решения, с помощью энцефалограмм, записи движения глаз и даже полиграфа, чью эффективность считают сомнительной.
Напрямую нейромаркетинг не способен повлиять на человека: чтобы заставить нейроны, отвечающие за принятие решения, действовать определенным образом, понадобится специальное оборудование и электрический ток. Поэтому исследования помогают компаниям подстроить свои продукты под восприятие покупателя так, чтобы он захотел получить вещь до того, как сделает осознанный выбор.
Большинство исследований касается каких-то конкретных задач — например, с помощью нейромаркетинга Campbell’s провел редизайн своей легендарной банки супа, что привело к ежегодному росту на 10%. Но в работе мозга есть и общие принципы, уже открытые учеными и интересные нейромаркетологам.
Мы доверяем большинству
Как бы мы не стремились выделиться из толпы, наш мозг предпочитает конформизм. Он считает опасным сильно отличаться от большинства, поэтому надписи вроде «Миллионы мам доверяют» на пачке подгузников или «Этот вариант превысил ожидания 97% гостей, оставивших отзыв» на сайте-агрегаторе отелей будут считываться мозгом и подталкивать нас к покупке.
Наш выбор может быть продиктован любовью
Одно из самых известных исследований нейромаркетинга показало, что люди выбирают Coca-Cola чаще, потому что привязаны к бренду, несмотря на то, что в слепом исследовании те же респонденты оценили вкус Pepsi выше. При виде любимого бренда у людей активировалась участки мозга, отвечающие за память и формирование предпочтений, и привязанность побеждала вкусовые качества.
Мы склонны верить, что дороже — значит лучше
МРТ-сканирование показало, что вещи нравятся нам больше, если мы знаем, что они дороже. В исследовании Калифорнийского технологического института участникам предложили попробовать вина с разной стоимостью и рассказать об ощущениях. Участники искренне хвалили более дорогой вариант — их мозг показывал, что они действительно испытывают больше удовольствия. На самом деле в обоих случаях вино было одинаковым, к тому же не самого высокого качества.
Нам нравится покупать все экологически чистое
Стикеры вроде «эко-», «био-» или «organic» воздействуют на центр удовольствия, и продукты с такими приставками кажутся нам более ценными. Когда подобные надписи оказываются всего лишь маркетинговым ходом, их называют гринвошингом. Термин ввел американский эколог после призыва одной гостиницы пользоваться полотенцами больше одного раза, чтобы уменьшить вред окружающей среде, когда в реальности это было нужно только чтобы сократить расходы.
Мы любим выгодные сделки
Если предложить людям две одинаковые по стоимости путевки: в Рим и в Париж, человек попробует выбрать исходя из личных предпочтений. Однако если добавить третий вариант — путевку в Рим с бесплатным утренним кофе, наш мозг начнет считать эту сделку гораздо выгоднее двух предыдущих, и человек вероятнее всего выберет именно ее. Поэтому при выкладке продукции или оформлении сайта товар, который должен обеспечить большую выгоду компании, сопроводят двумя «невыгодными» вариантами, чтобы подстегнуть наш интерес.
Нам нравятся лица
Мы скорее запомним упаковку с изображением лица, чем какую-то другую: лица цепляют наше внимание, воздействуя на центр удовольствия, показали эксперименты. На основе другого исследования Mercedes-Benz разработала дизайн рекламы, в которой автомобиль спереди напоминал человеческое лицо — продажи за первый квартал выросли на 12%.
Мы склонны награждать себя за хорошие поступки
Отдел с овощами и фруктами часто находится при входе в супермаркет. Это сделано для того, чтобы люди могли купить их в первую очередь. Согласно исследованиям, после такого «хорошего поступка» люди тратили больше денег на другие товары: например, на сладости и снеки.
Мы любим сиюминутные удовольствия
Мозг предпочитает близкую выгоду отдаленной — мы склонны к импульсивным покупкам и не любим задумываться, во сколько нам обходится за год ежедневный кофе с собой. Поэтому компании предпочитают облегчать нам доступ к товарам, предлагая тестовые периоды, после которых вещь можно бесплатно вернуть, или устанавливая возможность быстрой доставки для вещей, которые пользуются популярностью.
Мы испытываем симпатию к тем, кому помогли
Эффект Франклина звучит противоречиво, но работает: чтобы завоевать преданность не нужно оказывать человеку услугу, наоборот, о ней надо попросить. Мозг человека обоснует просьбу о помощи симпатией и настроит его на ответную доброту. Поэтому некоторые компании просят клиентов о небольших услугах: например, заполнить анкеты или оставить обратную связь.
Нами руководит голод
Чувство голода при походе в магазин способно увеличить не только количество съедобного в вашей корзине, но и число других товаров. Голод требует удовлетворения и эндорфинов, которые выделяются не только при покупке еды. В некоторых магазинах используют ароматизаторы воздуха с запахом свежевыпеченного хлеба: запах пробуждает голод, а голод — желание покупать.
Большинство результатов подобных исследований не афишируется, поэтому сказать наверняка, сами ли вы приняли решение об очередной покупке или вашему мозгу помогли, довольно трудно — кроме сложных нейромаркетинговых приемов существуют обычные, но эффективные маркетинговые уловки. Грядущая Черная пятница — подходящий способ проверить ваше чутье.