1 марта 2025 года в силу вступило Постановление, отменяющее и сокращающее зоны охраны объектов культурного наследия. Под угрозой застройки — множество российских памятников, в том числе из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Рассказываем, почему подписание постановления называют «катастрофой» и как можно повлиять на его отмену.
Что меняет новое постановление о зонах охраны объектов
27 декабря 2024 года Михаил Мишустин подписал постановление Правительства № 1936 — новую редакцию Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (ОКН). Раньше порядок строительства на территории зон охраны регулировался постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Новый документ не отменяет Федеральный закон и постановление, но вносит радикальные изменения в постановление 2015 года — теперь на территории многих ОКН можно будет вести строительство, потому что своих зон охраны, согласное третьему пункту постановления, они просто лишатся.
Без зон охраны останутся мемориальные квартиры, некрополи и захоронения, достопримечательные места, произведения монументального искусства (в случае, если для их создания, возведения, установки не требуется разрешение на строительство) и объекты, полностью скрытые в земле и (или) под водой — в том числе, подчеркивается в постановлении, объекты археологического наследия.
Что такое зона охраны ОКН
Зона охраны, согласно статье 34 ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», — это территория вокруг ОКН, на которой нельзя или ограниченно можно использовать строительные технологии, способные навредить состоянию объекта, размещать взрыво- и пожароопасные объекты.
Федеральный закон устанавливает три зоны охраны объекта:
- Охранная зона — территория, на которой вообще нельзя строить
- Зона регулирования застройки и хоздеятельности — территория, строительство на которой ограничено и определяется требованиями к реконструкции уже существующих зданий и сооружений.
- Зона охраняемого природного ландшафта — территория, на которой запрещается уничтожение зеленых насаждений, хозяйственная деятельность, нарушающая облик объекта и размещение свалок.
Не всегда вокруг ОКН есть все три типа зон охраны. Размер и состав зоны охраны устанавливает Минкульт РФ для каждого ОКН отдельно — на основании экспертного заключения и других факторов.
Проект постановления обсуждали и раньше, но в 2022 году, по словам зампредседателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Евгения Соседова, активисты смогли добиться отклонения законопроекта.
В обращении ВООПИК по поводу уже нового постановления говорилось: «По нашему мнению, отдельные положения документа создают серьезные риски для обеспечения сохранности многих ценных объектов культурного наследия России в их исторической среде, а также предпосылки для бесконтрольной застройки территорий, прилегающих к историческим памятникам».
В тексте есть просьба перенести срок реализации постановления и провести экспертное обсуждение с представителями общественных организаций, но к мнению активистов не прислушались. Постановление вступило в силу.
За что критикуют постановление
Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия», выделяет несколько основных проблем:
- Экспертная проработка и диалог с общественностью. Документ внес кардинальные изменения в систему, строившуюся десятилетиями. Несколько категорий памятников, насчитывающих десятки тысяч объектов, лишаются зон охраны. Документ такой важности не может разрабатываться по стандартному протоколу — все его положения должны проходить экспертную проработку и общественное обсуждение.
- Несоответствие базовому Федеральному закону. Согласно ст. 34 ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…», для каждого ОКН в его исторической среде на сопряженной с ним территории обязательно устанавливаются зоны охраны — исключения в законе отсутствуют. А Постановление Правительства РФ выводит из-под действия 34-й статьи 73-ФЗ десятки тысяч памятников.
- Федерализм. Охрана культурного наследия в России — предмет совместного ведения субъектов Российской Федерации. Многие решения об установлении охранных зон приняты властями субъектов РФ — постановление отменяет законно действующие нормативно-правовые акты субъектов РФ.
- Расходование бюджетных средств. Разработка проектов зон охраны проводилась за счет бюджетных средств — их отмена означает потерю значительных финансовых вложений и труда специалистов.
- Археология видимая и невидимая. Отмена зон охраны для археологических памятников — катастрофа. Памятниками археологии являются земляные валы и крепости древнерусских городов. Отмена зон охраны означает возможность коммерческого строительства у валов Переславля-Залесского, Дмитрова, Радонежа. Памятниками археологии также являются объекты, наделенные статусом Всемирного наследия ЮНЕСКО — петроглифы Онежского озера, и Белого моря.
Константин Михайлов отмечает: «Надо приветствовать саму идею, заложенную в этот документ. Нужно упорядочить набор памятников, к которым [охранные] зоны применимы. Но эти моменты пытаются преодолеть, создавая другие — более опасные. Надеюсь здравый смысл восторжествует».
Надежда Завьялова, кандидат архитектуры, член-корр. Академии архитектурного наследия, член НК по культурным ландшафтам НК ИКОМОС (Россия), член Союза архитекторов РФ, аттестованный эксперт государственной историко-культурной экспертизы МК РФ:
«Постановление разрушает систему охраны историко-культурного и природного наследия, складывавшуюся на протяжении десятилетий. Оно не содержит понимания основ охраны ОКН. Это очень опасно.
Поправки, внесенные в Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 года, нарушают конституционные права граждан в сфере культуры — право на доступ к культурным ценностям. Этим постановлением лишаются охраны тысячи ОКН страны и около 60 тысяч объектов археологического наследия, в том числе — что самое тревожное — братские захоронения, воинские монументы, места кровопролитных боев. Например, Мамаев курган. Это трудно даже себе представить.
Лишение памятников археологии зон охраны чревато потерей важных археологических объектов. Представьте себе древнее городище — это такое земельное возвышение, огороженное. Древние города наши — в валах. Это Старая Рязань, Рязань, Руза, Звенигород, Дмитров, Юрьев-Польский. В некоторых валах памятники находятся в культурном слое и еще требуют исследования, их нельзя застраивать. Например, в Юрьеве-Польском, где мы на общественных началах занимаемся спасением Георгиевского собора XII в., сложнейшего объекта в валах. Древний город Радонеж — родина Сергия Радонежского — там тоже сплошная археология. Лишается охраны Гнездово под Смоленском — известнейший памятник археологии.
Помимо этого, разрушается целая наука, появившаяся в последние годы — ландшафтная археология. Человек древности жил в широком смысле не только там, где отдыхал и готовил пищу. Он занимался охотой, рыболовством, в более поздние времена выращиванием злаков, т.е бытовал и хозяйствовал, что не менее важно для науки, чем датировка артефактов. Это изучает ландшафтная археология.
Памятники истории культуры (усадьбы, особняки, монастырские комплексы, храмы), монументы, памятники археологии — это точечные объекты. Но они находятся в своей родной исторической среде, что очень важно. Окружение памятников — это черты ландшафта, которые вошли в русскую традицию, символику, в художественные произведения русских писателей и художников. Мы все отличаем родную среду от иной. В путешествиях нам интересны особенности страны, а общие черты архитектуры, которая сегодня преобладает — высотки, плотная типовая застройка, — они мало кого интересуют. Важны национальные черты — они везде разные, этим и отличаются национальные памятники в окружающей среде.
В Москве сейчас вышел Закон, согласно которому выявленные объекты культурного наследия, не включенные в реестр до 1 июля 2025 г. будут сняты с госохраны. Когда мы сносим исторические памятники в мегаполисе с колоссально плотной застройкой центра, когда главный архитектор Москвы провозглашает, что город будет высотным, — это полная катастрофа. В городах ведь тоже есть зоны охраны, иногда это небольшая территория, иногда объединенные зоны охраны. А в постановлении есть такое понятие, как «стесненная городская застройка» — границы территории памятников могут вплотную подходить к границам домовладений — это недопустимо.
О постановлении № 1936 (по зонам охраны) мы узнали довольно поздно. Оставалось мало времени до его вступления в силу. С нами никто не советовался, не проводил никаких совещаний. Сейчас мы пытаемся повлиять на постановление. По некоторым объектам, которые не включаются в зоны охраны, скоро дойдет до судов. В Москве более тысячи памятников могут лишиться охранного статуса. Но я все равно надеюсь, что нам удастся остановить это».
Как повлиять на отмену постановления
Согласно статье 115 Конституции РФ, президент может отменить уже принятое постановление. Поэтому специалисты пытаются добиться именно этого решения.
Члены Научного комитета по культурным ландшафтам Национального комитета ИКОМОС составили оценку положений постановления и обратились к Президенту России с просьбой принять меры по предотвращению обозначенных в Заключении угроз. Депутаты Госдумы от фракции КПРФ Михаил Матвеев и Сергей Обухов направили депутатский запрос генпрокурору России с просьбой провести проверку законности и обоснованности принятого постановления.
Повлиять на отмену постановления могут и люди, не состоящие в общественных организациях и партиях. Любой гражданин РФ может направить обращение Президенту в электронной форме через специальную форму. Пока единого текста обращения для граждан по поводу постановления, отменяющего зоны охраны, не существует — его можно составить в свободной форме, взяв за основу обращение, опубликованное ВООПИК.