В прошлом Игорь Метельский был вице-губернатором Санкт-Петербурга. Сейчас значительную часть своего времени он занимается фотографией дикой природы, входит в жюри фотоконкурса Русского географического общества (РГО) «Самая красивая страна» и в Союз художников России. Поговорили с Игорем о том, зачем ему все это и стоит ли оно политической карьеры.
Про политику
У меня всегда была потребность в саморазвитии. Политика — это интересно и это тоже хороший способ самореализации. Только там ты 80% своего времени занимаешься чем надо, а 20% — тем, что не только надо, но и действительно интересно, и что приносит удовлетворение от сделанного.
В определенный момент ты понимаешь, что достиг предела и уже начинаешь останавливаться в саморазвитии, а параллельно внутри тебя вырастает новый скелет «состоявшегося человека», который начинает работать против тебя. Тогда надо принимать решение, что необходимо что-то менять. И вот тогда ты начинаешь смотреть, в каком направлении развиваться дальше.
Фотографией я занимался и до того, как стал вице-губернатором. И продолжал заниматься будучи им. После ухода с государственной должности я вернулся к своей прежней работе в юридической сфере, а также стал инвестировать в бизнес-проекты. Параллельно мои возможности в сфере фотографии стали шире, и времени этому получилось уделять больше. Как говорится: «Бойтесь своих желаний — они могут сбыться!».
Я благодарен судьбе за эти интересные и деятельные годы моей жизни, благодарен своим руководителям, коллегам, сотрудникам.
Сейчас я дистанционно управляю процессами в рамках моего фотопроекта в Приморском крае. И там очень востребован опыт работы с людьми и выстраивания взаимоотношений, направленных на достижение результата. При съемке дикой природы надо также взаимодействовать и с государственными органами, ответственными за эту сферу. Я объективно лучше понимаю этих людей, и поэтому легче разрешаю необходимые вопросы.
Про съемки
Фотография — искусство для терпеливых. Нужно уметь проигрывать, уметь делать из этого выводы, вставать, когда вставать совсем не хочется и очень любить то, чем занимаешься. Подготовка для меня — это широкое понятие. Это не только конкретные сборы, но и опыт всех предыдущих съемок, часы и дни в интернете и общение с людьми, которые знают предмет во много раз лучше тебя. И все это в результате сужает тот коридор, в котором притаилась удача.
Сама же природа — очень благодарная. Если вы любите то, что делаете и настойчивы, но уважительны в своем желании, то она обязательно даст вам шанс снять желаемое.

Все зависит от того, где и кого вы фотографируете. Как правило, используется или транспорт, или укрытие в совокупности с длиннофокусной оптикой. Для того, чтобы снять животное с близкого расстояния нужно использовать или фотоловушку, или обладать специальными знаниями, которые позволят вам приблизиться к зверю. В этом случае, речь, конечно, идет не о хищниках.
Задач при работе с фотоловушкой у фотографа много, но, если говорить о главной, — то очень важно изучить повадки животного и на этой основе спрогнозировать кадр. То есть правильно установить фотоловушку. Что включает в себя и правильные настройки съемки, ведь кадр фотоловушка делает сама, без вашего участия.
Про деньги
Я все поездки финансирую и организую самостоятельно. С Русским географическим обществом (РГО) мы сейчас больше сотрудничаем в сфере информационной (распространение моих знаний в том числе) и организационно-конкурсной: в этом году вхожу в состав жюри фотоконкурса РГО «Самая красивая страна». Но, возможно, в будущем мы с РГО расширим сотрудничество и на другие области.
На стоимость экспедиции влияют многие факторы, и, соответственно, в зависимости от наличия или отсутствия конкретных из них, стоимость может варьироваться. Если вы будете снимать в своем родном крае — это одна цена. Если, как я, летать в иные регионы — это другая история.
Позволить себе заниматься съемкой дикой природы сегодня может любой человек: достаточно иметь смартфон в кармане
Выехать на природу в родном регионе тоже может каждый. А дальше все беспредельно и зависит от ваших амбиций, мастерства и финансовых возможностей.
У меня, например, есть несколько мест внутри Приморского края и везде есть свои отличия: разные условия и разные цены.
В бюджет обычно заложены: перелет или переезд в регион; путь до точек на месте — либо договариваетесь на перевозку, либо приобретаете свой транспорт (тогда на вас налоги, топливо, ремонт, хранение); проживание на месте; питание (либо входит в стоимость проживания, либо закупаетесь сами); стоимость услуг ваших гидов и помощников; стоимость необходимого для вашей поездки оборудования (если это установка оборудования — одна цена, а если просто проверка, то минимальная стоимость); закупка инструмента для работы; если не хотите возить часть необходимых вещей постоянно туда-сюда, то необходимо хранение этих вещей.
Про самые сложные съемки
Самая трудная моя съемка была в Африке. Когда я первый раз поехал туда, у меня было огромное желание увидеть и снять леопарда. Я провел две недели в Кении, но леопарда ни разу не увидел. И я сказал себе, что сниму это животное в любом случае, и сниму красиво. С тех пор гоняюсь за этими кошками везде, в моей коллекции много прекрасных кадров с их изображениями.

Есть еще один случай. Я очень хотел в Антарктиде достичь колонии императорских пингвинов в море Уделла под названием Сноу Хилл. И две экспедиции заканчивались неудачей из-за погодных условий и нежелании капитана и руководителя экспедиции брать на себя ответственность (возможно обоснованно). Но в итоге, с третьего раза у меня получилось. И получилось в несезон, что вообще уникально для Антарктиды. Это были уникальные съемки с обмороженным ледяным ветром лицом, покрытыми толстым инеем очками, замерзшими на лице солеными слезами, и не только слезами…
Про зверей в кадре
Для меня леопарды — самые красивые звери, символ природной грации. И наш Дальневосточный леопард, как наиболее редкий его подвид на планете. И тигр. Он не такой грациозный как леопард, но его способности, в моем понимании интеллектуальные, меня поражают все больше и больше. Рысь также мне интересна как кошка. Отдельные куньи тоже привлекают к себе: харза, росомаха, медоед.
Конечно, и принципы, и философия съемки у меня есть. Приоритетом для меня является изображение животного в связи с окружающей его средой, с взаимодействием животных между собой, то есть некое «второе дно» кадра за пределами портрета. Не люблю съемки с использованием привады (корма для приманки зверей — Прим. ред.) в ее крайних проявлениях. Знаю, что очень часто это почти единственный способ заполучить в кадре того или иного зверя, но душа не лежит.
Про фотографию — как хобби и профессию
Сначала надо взять в руки фотоаппарат, затем у вас что-то получится. Для этого есть и курсы, и интернет. Начинайте снимать на базе полученных знаний. Через время поймете, что именно вам нравится фотографировать больше всего. И здесь в каждом направлении съемки есть свои нюансы. Овладевая ими, вы постепенно повышаете свое мастерство. Зная правила, вы уже можете творить и экспериментировать с камерой.
В силу житейской привычки человек всегда фотографирует с высоты человеческого роста
А чтобы поменять ракурс съемки надо потрудится: или присесть, или даже куда-то залезть. Плюс нужно постоянно смотреть работы других авторов. Насмотренность — один из самых главных факторов развития.
Мое понятие профессионализма отличается от общепринятого. Традиционно профессиональный фотограф — это тот, кто зарабатывает себе на жизнь фотографией. Я себе такую задачу не ставил.
В моем понимании профессиональный фотограф — это тот, кто может ставить перед собой сложную цель, понимает как ее достичь и получает желаемый результат. В этом смысле я самокритичен и мне еще много предстоит работать в данном направлении. Хотя в отдельных аспектах фотографии я уже достаточно профессионален.