Хотите выбраться из дома на вечеринку, но в итоге остаетесь в кровати? Не можете собраться в поездку, потому что мешает тревога? Вы не ленитесь — ваш мозг просто устраивает самосаботаж. Нейробиолог Николь Вильола в книге «Перестройка мыслей и чувств» (издательство «МИФ») рассказывает, почему тревога перед выходом из зоны комфорта никогда не исчезнет и как все-таки переступить через страх ради более насыщенной, яркой жизни.
Преодолейте страх и победите самосаботаж
Мозгу нравится контролировать ситуацию и чувствовать себя в безопасности, даже если это неправильно. Самосаботаж — это основанный на страхе механизм, который защищает нас от неизвестного. Наш мозг ассоциирует привычность с безопасностью, даже если привычность не соответствует тому, чего мы на самом деле хотим. Вот почему люди, подвергавшиеся жестокому обращению в семье, могут обнаружить, что повторяют одни и те же модели жестокого обращения, и вот почему люди постоянно вступают в романтические отношения с токсичными людьми. Это то, что знакомо мозгу.
Известный отрицательный исход безопаснее, чем потенциальная опасность неизвестности.
Это означает, что иногда вы спрашиваете совета у своих друзей, но все равно поступаете совершенно наоборот — даже если знаете, каков правильный ответ и что вам следует делать. Возможно, вы находите оправдания своему поведению, потому что сделать это легче, чем признать, что вам нужно измениться. Прокрастинация и перфекционизм — это также формы самосаботажа; они часто означают, что вы никогда не вступаете на путь перемен, потому что боитесь потерпеть неудачу (корень прокрастинации) или не справиться идеально. Эти привычки мешают вам вносить позитивные изменения в свою жизнь и держат вас в тисках стыда, потому что мозг по умолчанию предпочитает оставаться там, где проще и безопаснее, а не позволять вам выходить из зоны комфорта в неизвестность.

Но реальность такова, что перемены происходят в неизвестности, в дискомфорте. Именно в клаустрофобических промежутках между решением что-то предпринять и реальным движением все начинает меняться. Это нельзя сделать, не испытывая дискомфорта. Самосаботаж проистекает из страха, потому что мы недооцениваем свои возможности; известный результат, даже если он отрицательный, все равно безопаснее, чем потенциальная опасность неизвестного результата. Поэтому мы находим способы убедить себя в том, что не можем или не должны что-то делать, и этим оправдываем свое поведение, из-за которого и застреваем в тупике.
Джокович не живет без страха. Он признает, что страх все еще силен в нем. Дело не в том, что он бесстрашен, а в том, что он использует страх как вдохновение и в любом случае решает играть. Именно из-за этого страха мы создаем новые синаптические связи… благодаря которым растем. Цель не в том, чтобы стать бесстрашным, — цель в том, чтобы быть смелым. И когда это произойдет, вы поймете, что мир оценит вашу смелость. Тьма по-прежнему существует; вы просто учитесь быть светом в ней.
Преодолеть страх можно двумя способами
«Потихоньку-полегоньку все получится»
Вы можете заглянуть в неизведанное и показать своему разуму и телу, что находитесь в безопасности. Шагнув в неизвестность, вы начинаете понимать, что все не так уж плохо, и поэтому вы можете пойти немного дальше, сообщив своему мозгу, что способны на такие перемены.
Моя вторая собака Макс — склонный к излишней реакции щенок из приюта, помесь малинуа с немецкой овчаркой. Ей довольно трудно пришлось в детстве. Хотя на момент написания этой главы ей было всего десять месяцев, она уже крупнее других псов и выглядит довольно грозно. Макс была плохо социализирована, и она часто пытается прогнать людей, которые подходят к нам слишком близко. К тому же у нее есть генетическая особенность, делающая ее нервной. Она очень не уверена в окружающем мире, боится других людей и собак, поэтому реагирует соответствующе. Можно понять, почему владельцы таких собак не хотят выводить своих питомцев на улицу, но тогда собаки никогда не столкнутся лицом к лицу со своими страхами и не преодолеют укоренившиеся привычки. Хозяева могут отталкивать питомцев от людей и других собак, еще больше укрепляя убеждение, что их следует бояться и избегать (помните, как племя екуана, о котором я рассказывала во введении, передавало информацию с помощью языка тела?).
Понимая работу мозга и будучи одержима нейропластичностью, я твердо решила не идти по этому пути с Макс; мне было интересно наблюдать, как она меняется и адаптируется. Я беру ее с собой везде, где только могу; мы сидим и смотрим на людей, идущих мимо, и я при каждом удобном случае угощаю ее, особенно когда она принимает верное решение посмотреть на меня или проигнорировать прохожих.
Однажды мы взяли ее с собой на пляж, где бываем почти каждую неделю, и отвели на ее любимый пирс, с которого ей нравится прыгать. Обычно там довольно тихо, но в тот летний день компания из шести человек заняла большую часть платформы. Сначала мы хотели обойти этот участок стороной и подождать, пока они уйдут, но вскоре поняли, что уходить они не собираются. Поэтому мы набрались смелости отправиться туда, справиться с любой ситуацией, которая могла возникнуть, и стойко перенести невзгоды. В конце концов, это была неплохая возможность потренироваться.
Придя к пирсу, мы спросили этих людей, комфортно ли им с Макс, и они ответили «да». Более того, они с пониманием отнеслись к ее довольно гиперактивному поведению и были рады поучаствовать в ее взрослении. К концу дня они уже играли с ней в мяч, и она без проблем бегала между ними. Подошли еще люди и тоже присоединились к нам, но Макс, казалось, была невозмутима. Она по-прежнему будет излишне реагировать — не стоит ожидать, что она изменится за один день, — но все эти небольшие переживания в итоге приведут к тому, что она станет чувствовать себя совершенно спокойно и комфортно среди людей.
Возможно, вы не любите собак, но все мы можем чему-то научиться даже у такой склонной к излишней реакции собаки, как Макс. Потихоньку-полегоньку все получится. Речь идет о том, чтобы ставить себя в неудобные ситуации, давая себе понять, что вы в безопасности и беспокоиться не о чем, не переступая при этом порога стрессоустойчивости. Рано или поздно, когда ваш мозг перестроится на менее пугливый и более уверенный в себе образ жизни, вы преодолеете страх. Порог у всех разный. Я знаю, каков он у Макс, благодаря опыту и тому, что вижу ее триггеры и знаю, насколько сильно я могу ее подтолкнуть. Я также знаю, каков мой порог и как далеко я могу зайти в определенных вещах. Вам придется выяснить собственный предел и начать расширять его границы.
«Прыжок в пропасть»
Я уже рассказывала, как меня бросили через два дня после переезда в город, в котором я до этого была всего один раз. Я оказалась в совершенно новом месте без друзей. В свои двадцать шесть лет я была самой старшей на курсе бакалавриата. Ощущение дискомфорта и неопределенности — это еще мягко сказано. Моему мозгу пришлось очень быстро вносить новые пластические изменения. Представьте, что вас перенесло бы назад во времени, когда еще не было мобильных телефонов и электричества; вашему мозгу пришлось бы очень быстро приспосабливаться, чтобы выжить.
Это еще один способ борьбы с самосаботажем и страхом. Все равно что обрить голову, подать заявление на получение степени доктора философии в шестьдесят пять, продать все свое имущество и отправиться путешествовать. Все это очень экстремальные способы преодоления страха. Такой путь подходит не всем, но тем не менее им часто пользуются.
Но подобным способом можно воспользоваться менее драматично. Я помню, как впервые провела лекцию вживую. Я получила электронное письмо от финансовой компании с вопросом, выступала ли я когда-нибудь публично. Это было сразу после пандемии, когда я в основном вела лекции в интернете, поэтому я ответила: «Да, преимущественно это были онлайн-вебинары, по- этому у меня нет большого портфолио». Я взяла быка за рога. У меня всегда хорошо получалось проводить презентации, и я считаю себя довольно харизматичным человеком, поэтому я подумала: «Сделай это». Вы можете подумать, что я преувеличиваю, но на самом деле я увидела возможность и воспользовалась ею. Если бы я тогда не согласилась, когда бы я смогла выступить впервые? Я очень нервничала, но пользовалась всеми известными мне инструментами саморегуляции и репетировала выступление, пока не почувствовала уверенность в том, что смогу донести свою мысль. Все прошло успешно, я получила отличные отзывы, и после этого у меня стало появляться все больше и больше возможностей выступить. Так что я не брила голову и не уезжала из страны, но все равно совершила довольно большой прыжок в неизвестность, заставив себя выйти из зоны комфорта.
Исследование* показывает, что мы с большей вероятностью выберем немедленное вознаграждение — то, в чем уверены сейчас, а не то, в чем нельзя быть уверенным в будущем. Если немедленная награда заключается в том, чтобы оставаться в безопасности в своей зоне комфорта, даже если вы знаете, что выход из нее может решить ваши проблемы, вы все равно можете выбрать безопасное и знакомое. Если бы Макс могла, она бы никогда, ни за что не пошла туда, где есть люди или другие собаки; она бы вообще никогда не выходила из дома. Но так жить невозможно. Нам нужно выбрать, как мы относимся к страху, и у нас есть несколько вариантов. Можно двигаться потихоньку или броситься в омут с головой. Каждая ситуация индивидуальна, и к каждой можно найти свой подход.
Как вы собираетесь бороться со своими страхами? Я надеюсь, что вы не будете продолжать саботировать себя. Я надеюсь, что вы начнете выходить из зоны комфорта, используя все инструменты и советы, которые я вам дала, и станете выстраивать новые связи в мозге на основе нового опыта, который заставит вас взглянуть на вещи по-другому. Если вы искали знак, разрешение или плечо, которое поддержит вас, то это то, что вам нужно. Эта книга — то, что вам нужно.
Обложка: коллаж «Цеха». Фото: Laura Chouette, Possessed Photography / Unsplash