Последнее десятилетие ученые активно исследуют вязание.
С одной стороны выяснилось, сколько пользы оно приносит здоровью. Во-первых, успокаивает нервы — понижает пульс, давление и уровень кортизола (гормона стресса) в крови, как занятия йогой или бегом. Во-вторых, вязание помогает при хронической боли, снижая её интенсивность. В-третьих, больные анорексией отмечают значительные улучшения своего состояния после того, как начинают вязать. В-четвертых, человек во время вязания концентрируется не только на процессе, но и на результате, что активизирует в мозге систему вознаграждения и, благодаря этому помогает в борьбе с разными зависимостями — отвлекает от вредной привычки и бесконечных мыслей о ней, занимает руки и мозг делом, обещая вознаграждение в виде жилетки или шарфа, а не сигареты или рюмки водки. В-пятых, доказана эффективность вязания в профилактике деменции и возрастной потери памяти.
C другой стороны за вязание всерьёз взялись технари. Для физика и математика Элизабетт Мацумото вязание намного больше, чем просто полезное для здоровья хобби. Она запустила проект «Какую сеть мы плетём», финансируемый Национальным научным фондом США, для изучения математики и механики «этой древней технологии, известной как вязание».
Старейшие образцы вязаных предметов были найдены в Египте и датируются одиннадцатым веком до нашей эры, но несмотря на почти три тысячелетия практики, физические и математические свойства трикотажного полотна редко изучались с точки зрения моделирования прогнозов поведения таких тканей.
Доктор Мацумото утверждает, что вязание — это программирование, а пряжа — программируемый материал. Результаты исследования её команды могут помочь инженерам создавать основы для использования в качестве умного текстиля, искусственных тканей и материалов, используемых в реактивных турбинах.
«Стежок представляет собой целую серию узлов», — говорит доктор Мацумото. Ряды и столбцы узлов образуют решетчатый рисунок, настолько регулярный, что он аналогичен кристаллической структуре и кристаллическим материалам.
В качестве первого шага её команда сейчас фиксирует все возможные вязаные узоры: «Мы знаем, что их будет неисчислимо, бесконечно много. Как их классифицировать — это то, над чем мы сейчас работаем «.
Само исследование основано на математической теории узлов. С её помощью доктор Мацумото разрабатывает свою теорию вязания: алфавит стежков из элементарных ячеек, глоссарий комбинаций стежков и грамматику, регулирующую вязаную геометрию и топологию — возникающую эластичность ткани.
Эластичность ткани и есть та самая загадка, которая привлекла внимание учёных. Нить пряжи сама по себе почти не тянется, но вязаные изделия, созданные из неё, растягиваются и могут значительно изменяться в объёме. Степень эластичности меняется в зависимости от паттернов и узоров, поэтому Мацумото называет пряжу — метаматериалом.
Возможно ли искусственно создать такой метаматериал покажет время — у команды Мацумото впереди пять лет на исследование этого вопроса.