Тревожиться, когда происходят серьезные изменения, — абсолютно нормально. Другое дело, когда уровень эмоций зашкаливает, мешает нормально жить и работать, и толкает на экстравагантные поступки. Шеф-редактор «Цеха» Сююмбике Давлет-Кильдеева размышляет о том, что делать с паникой, которую провоцирует пандемия коронавируса и как помочь самому себе и тем, кто рядом.
«Не дай вам Бог родиться в эпоху перемен» — я помню, как эту присказку год из года повторяли школьные учителя, видимо, намекая на то, что именно нашему поколению так сильно не повезло, и именно мы живем в крайне неспокойное время.
Я пошла в школу в 94 году и только сейчас понимаю, что на тот момент прошло всего три года после распада советского союза — и, действительно, нам ещё попадались советские учебники, карты СССР и прочий марксизм-ленинизм, уже лишенный своей символической власти и потому для нас совершенно нелепый. Мой старший брат успел побывать пионером, а мы с одноклассниками хихикали, когда учителя по старой памяти называли нечто всероссийское — всесоюзным.
Мы застали время, когда вся система образования «переобувалась» и встраивалась в новую реальность и рыночную экономику. Интернета толком ещё не было, но цитатам уже приписывали ошибочное авторство. Эту фразу о переменах то вкладывали в уста Конфуция, то называли китайским народным творчеством. На самом деле, слова «May you live in interesting times» впервые произнёс сэр Остин Чемберлен в 1936 году, ошибочно назвав их китайским проклятьем, а дальше все стали за ним неправильно повторять. В самом Китае такого проклятия не знают, а Конфуций ничего подобного не утверждал — по крайней мере, свидетельств тому не существует.
Другое китайское проклятье заставило вспомнить меня об этой поговорке — COVID-19 стремительно меняет тот мир, который мы знаем и любим, параллельно будто бы в тишине обваливается рубль и переписывается Конституция, а мы снова живем в эпоху перемен, последствия которых не можем ни оценить, ни предсказать — и потому паника застилает умы лучших из нас. Мой собственный уровень тревоги и в спокойные времена оставляет желать лучшего, а в последнюю неделю я просто вылетела на паническую орбиту.
Меня добила публикация «Ведомостей», в которой говорилось о том, что по слухам в Москве на днях введут карантин, комендантский час и улицы будут патрулировать Росгвардия. Рационально поддерживая все меры по сдерживанию эпидемии, но имея, так сказать, некие внутренние этические и эстетические разногласия с Виктором Васильевичем Золотовым, я живо представила как росгвардейцы ломают ноги тем, кто просто вышел в аптеку и мне окончательно поплохело.
Опровержение дали через пару часов после публикации, но за это время я успела накупить туалетной бумаги, манной крупы, которую не ела лет десять (просто другие в магазине закончились) и консервированного тунца, а в голове у меня красной строкой бежала мысль: «МЫ ВСЕ УМРЕМ». Когда я успокоилась и ко мне вернулась способность глубоко дышать и немного соображать, глядя на пакеты с ненужной едой — вроде трех упаковок рахат-лукума, который я не особо даже люблю, я срочно решила изучить и собрать все заслуживающие внимания рекомендации по снижению коронавирусной тревоги, и поделиться ими с миром, потому что множество людей вместе со мной паникуют и скупают гречу, бешено вращая глазами. Нам, пожалуй, надо успокоиться, и вот, как можно это сделать.
Сладко спать
Первое, что мы теряем, когда слишком много тревожимся — спокойный сон. Особенно, если меняется наша привычная рутина, как, например, при переходе на удалённую работу. Спать до полудня, а ночами скроллить ленту, читая посты безответственных паникеров — медвежья услуга самому себе. Оптимальное решение — приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить привычный режим сна и бодрствования. Мы подробно рассказывали о важности сна в материале »Ожирение, снижение либидо и ранняя смерть: чем грозит недостаток сна» или, например, в тексте, который написал наш технический директор Михаил Елфимов «Я понял, что многие комфортные вещи портят нам сон». Обзор книги «Зачем мы спим. Новая наука о сне и сновидениях».
Другая плохая идея, которая поначалу может показаться гениальной — работать из кровати. Как любят говорить психологи: «Постель — только для сна и секса». Если ваш мозг начнет ассоциировать вашу кровать со стрессом, а поднимите руки, у кого не бывает нервных ситуаций на работе, то вскоре вы можете встретиться с бессонницей. Если это уже произошло, то вам может помочь текст Иры Соломоновой »Как покончить с бессонницей: 7 научно обоснованных правил».
Тренироваться
Стресс, тревога и паника — это физиологические реакции, которые влияют на наше тело, и занятия спортом остаются одним из самых эффективных способов снижать их негативные последствия. Ходить в спортзал сейчас — не лучшее решение, но остаются такие опции как домашние тренировки и пробежки в парке. О том, как связана нервная деятельность и спорт подробно рассказывала Марина Пустильник в колонке «У всякого high есть своё low»: как физическая активность влияет на мозг», а где можно заниматься йогой узнаете из текста Виктории Васильевой: «Шавасана, которая всегда с тобой: 5 бесплатных онлайн-ресурсов по йоге». Моя личная рекомендация — 20-минутная практика под названием «Йога для тех, кто тревожится» от Эдриен Мишлер. Действительно отпускает.
Глубоко дышать
В тот момент, когда паника уже вас настигла, важно попытаться вспомнить о дыхании. Понаблюдайте за тем, как ваше тело реагирует на страх — сжимаются челюсть и кулаки, зажимаются плечи и шея? Направляйте свое внимание на эти участки тела и делайте глубокие вдохи и выдохи. Не надо изо всех сил стараться расслабиться — это стремление может только ещё больше напрячь. Просто наблюдайте за своими ощущениями в той или иной части тела, которая больше всего реагирует на страх, и глубоко дышите.
Чтобы быстро прийти в себя и снизить уровень тревоги можно использовать методику «дыхание квадратом». Делайте вдох на четыре счета, задержку дыхания на четыре, выдох — тоже на четыре и ещё одну задержу на выдохе. Подробнее о дыхании и других техниках в нашем тексте «Быть спокойнее, улучшить память и повысить тонус. Как связаны дыхание и мозг».
Разрешить себе паниковать
Сопротивляться тревоге и панике бесполезно. Чем сильнее вы будете пытаться заставить себя успокоиться, тем сильнее эта пружина ударит в ответ. Попробуйте принять тот факт, что беспокойство и тревога — это абсолютно адекватные реакции на происходящее вокруг. При появлении сильных эмоций, не подавляйте их, а наблюдайте за ними и изучайте свои реакции. ДБТ-психологи любят сравнивать эмоции с волной — никакая, даже самая интенсивная эмоция не длится бесконечно, она приходит и уходит. Важно уметь выдерживать свой страх, тревогу и панику, какими сильными бы они ни были, и помнить, что сами по себе они вам навредить не могут.
Не стоит шеймить других за покупку гречки и туалетной бумаги — это естественный ответ психики на массовую истерию. Тем более не нужно выкладывать в социальные сети фотографии пустых полок со словами: «Вот же дебилы». Действуя так, вы в большей степени, чем те, кого вы в обвиняете в глупости, ведете себя неразумно. Вы провоцируете дальнейшую панику.
Ограничить медиа-потребление и реально оценивать угрозу
Это довольно сложно сделать, но не значит, что не надо пытаться. Не читайте/не смотрите всё подряд — медиа эксплуатируют тему коронавируса с разной степенью вменяемости. Выберите один источник, которому вы доверяете, настройте ленту так, чтобы не видеть посты о коронавирусе, перестаньте читать текст или смотреть видео, если чувствуете, что у вас учащается сердцебиение и появляются тревожные мысли в духе: «Спасайся, кто может». Стресс провоцирует не сам коронавирус, а наши мысли о нём. Подумайте о реальном состоянии дел — какова действительная вероятность заболеть, вспомните о том, что большинство уже заболевших переносит вирус в легкой форме, постарайтесь адекватно оценить реальную угрозу вашей жизни и жизни ваших близких. Проговорите это вслух, а лучше запишите на бумагу, чтобы вернуться к фактам, когда снова станет очень тревожно.
Общаться
Да, миллениалы не любят говорить по телефону, но пришли иные времена, как пела героиня Ларисы Гузеевой в фильме «Жестокий романс». Акции Zoom, сервиса для видео-конференций, взлетели к небу — в нем проводят рабочие встречи, дружеские посиделки и даже вечеринки. Карантин — не повод оставаться наедине с самим собой и своими самыми мрачными мыслями. Продолжайте общаться с людьми, запрашивайте эмоциональную поддержку и давайте её другим. Осмысленная коммуникация снижает уровень тревоги или, иначе говоря, когда вместе — тогда не так страшно.
Помогать людям с ментальными особенностями
Люди с психическими расстройствами и другими особенностями психики наиболее уязвимы во времена массовой паранойи — им труднее справляться со сложными состояниями. Если у вас есть силы и ресурс, и вы знаете кого-то, кто по жизни тревожный пассажир, попробуйте предложить свою помощь и поддержку. Если тревожный пассажир — это вы, обеспечьте себя необходимыми медикаментами и обсудите своё состояние со специалистом.
Расслабиться и получать удовольствие
Уж до чего банальная идея, но как известно, все истины — банальны. Когда включается панический режим, мы отбрасываем всё ненужное, всё, что не направлено на выживание — например, все приятные занятия. Важно помнить о том, что мозг использует эту уловку, и выступить с осознанным сопротивлением. Вспомните и выпишите все активности, которые приносили вам в мирное время удовольствие — вкусная еда, смешные видосики, отправление самых дурацких мемов лучшему другу, секс, в конце концов. Пандемия — не повод от них отказаться. Если не получается вспомнить, то вот текст, в которым мы однажды собрали «100 удовольствий на каждый день: целовать пузико кота, кайфовать от новых знаний и ржать от души». Смело берите идеи из него.
Редакция «Цеха» желает всем читателям пройти этот период перемен с минимальными потерями. Мы, с свою очередь, постараемся сделать всё, что от нас зависит, чтобы скрасить вашу жизнь в эти интересные времена.