Мутации определенных протеинов влияют на длительность биологических часов, превращая некоторых людей в «жаворонков». Об этом заявляют исследователи из медицинской школы Duke-NUS и Калифорнийского университета в Санта-Круз. Цикл суточных ритмов сокращается до 20 часов вместо привычных 24 — из-за этого человек раньше ложится спать раньше и встает по утрам раньше. Исследования американских ученых показали, что за мутации отвечает один и тот же молекулярный механизм у всех животных — от мух до человека.
Биологические часы — природный механизм, который помогает нам ориентироваться во времени и регулировать циркадные ритмы. Он также влияет на физиологические и психологические изменения в организме. Ночной сон и дневное бодрствование — пример циркадного ритма.
Мутации протеина казеин-киназа 1 — не новость для ученых, но раньше они не знали о том, как это сказывается на биологических часах организма. Теперь исследователи высянили, что мутации в казеин-киназе 1 и в PERIOD-протеине могут сдвигать работу биологических часов, заставляя их ускоряться или замедляться.
Нам важно понимать, как устроены циркадные ритмы и причем тут мутации регулирующих их протеинов, потому что эти изменения затрагивают не только режим сна и бодрствования, но и многие другие физиологические процессы. Соавтор исследования Давид Виршуп уверен, что дальнейшее изучение молекулярных механизмов поможет ученым придумать, как корректировать суточные ритмы организма. Такие разработки особенно пригодились бы тем, кто страдает от джетлага (недомогания из-за смены часовых поясов — Прим. «Цеха») или нарушений сна.