Skyeng — крупнейшая в России онлайн-школа английского языка для взрослых и детей. Контент-директор компании Михаил Свердлов отвечает за все образовательные продукты школы: следит за эффективностью обучения, вовлеченностью и прогрессом учеников. В интервью «Цеху» он рассказал, как сделать образование интереснее Netflix, почему MBA — не панацея, а lifelong learning — наша реальность.
О выборе профессии
Много ли школьников в возрасте 15-17 лет понимают, кем хотят стать в будущем? Это большая проблема, которую образовательная система не решила, и не факт, что сможет решить. В российском образовании нет права на ошибку, и это очень сильно сдерживает развитие учеников. Если ты ошибся, ты — лох. При этом без ошибок невозможно двигаться вперед. Во многих странах выпускники школ берут перерыв на год, ездят по миру, познают себя, пробуют разные направления и только потом выбирают специальность. Менять свое решение — нормальная практика, чтобы в итоге учиться тому, что действительно интересно тебе и нужно рынку.
Еще до поступления в университет я занимался бизнес-проектами и организацией мероприятий, и решил, что IT в сочетании с бизнесом — это отличная база для карьеры. В России я учился в двух вузах: в Нижегородском Политехе на кафедре автоматизированных систем управления (АСУ) и Нижегородском институте экономики и бизнеса (НИМБ) на факультете управленческой психологии. Вынужден констатировать, что опыт, который я получал в вузах был фундаментальным… с фундаментом двадцатилетней давности. Индустрии очень быстро развиваются, а преподаватели при этом принимают экзамены по зазубренной наизусть методичке 1999 года выпуска. Я до сих пор помню начало такой по информатике: «Мы живем на стыке двух тысячелетий, когда в наш век…». К счастью, есть исключения, но их мало.
На втором курсе я пошел работать «по специальности» и быстро понял, что сидеть и писать код — это не мое. Сейчас, когда я преподаю, настоятельно советую студентам идти работать уже на первых курсах, а еще лучше в школе, разбираться в ремесле, примерять его на себя, чтобы понять, действительно ли вам это подходит. Из моего выпуска в Политехе две трети ребят остались работать по специальности, это кажется колоссальным успехом. В целом, статистика по стране достаточно печальна: часто ребята поступают в вузы просто потому что так принято, а мальчики, чтобы еще и решить вопросы с армией.
При этом высшему образованию в России, да и во всем мире, огромную конкуренцию составляют краткосрочные профильные программы MOOC, Skillbox, Практикума, Нетологии. Сертификаты и дипломы об их окончании уже часто котируют выше, чем дипломы вузов. На моих последних работах, в том числе в Skyeng, меня никто не просил предоставить диплом. Я и сам за последние три года принял на работу более 150 человек и не смотрел ни одного диплома. Это бумажка, не имеющая ничего общего со знаниями и навыками.
Об учебе за рубежом и MBA
В бизнес-школе в Австрии, где я учился, около 80% преподавателей были практиками. Они приходили к нам прямо с переговоров, совещаний и стратегических сессий из своих компаний или фирм, где работали наемными управленцами. У нас всегда были актуальные кейсы из индустрии, редко датированные прошлым годом. Все обучение было основано на реальных проектах с участием игроков рынка, когда мы несколько недель работали в командах вместе с сотрудниками, а потом защищали свои проекты. В последние годы в ряде российских учебных заведениях тоже стала популярна такая система (и я сейчас не говорю про летнюю практику). Но что нам мешало применять этот подход 15 лет назад?
В Университете Иннополиса (Иннополис — первый в России «умный город» для IT-специалистов в Татарстане; в университете Иннополиса студенты получают высшее IT-образование и участвуют в научных исследованиях в этой области. — Прим. «Цеха»), где я преподаю для корпоративных студентов в рамках программы Бизнес-модуль, есть обязательные индустриальные проекты. Десятки компаний предлагают свои кейсы и студенты, формируя команды, берут их на семестр в разработку. На выходе они отдают готовый продукт, поэтому компании стоят в очереди для участия.
Что касается МВА, то это — не панацея. У меня он есть, но это не первое, что вы увидите в моем профиле LinkedIn или в рамке на стене. MBA отлично систематизирует менеджерские скиллы, дает growth hacking-инструменты, а главное — правильный нетворкинг. При этом я часто видел руководителей, которые приходили после очередного модуля программы и начинали менять все в своем департаменте. Сотрудники уже знали, что когда очередной модуль закончится — жди беды. Так делать не стоит, в каждой компании свой путь, нужно брать лучшие практики и адаптировать их, а не ориентироваться на «среднюю температуру по больнице».
О самообразовании
Мир и индустрии меняются слишком быстро, поэтому история с lifelong learning становится не просто PR-ходом образовательных компаний, а реальностью. Сейчас важно иметь актуальные навыки, а значит, нет времени на остановку. Свое обучение я могу разделить на три больших части:
1. Фундаментальное
Курсы на Coursera по большим направлениям, например, Innovation management; Mini-MBA курс для руководителей внутри Skyeng; и, конечно, английский в Skyeng.
2. Скиллы
Курс Learning How to Learn от Coursera, GoPractice, курс по аналитике и BI Tableu на Udemy. Регулярно беру курсы на Skyway — нашем внутреннем образовательном портале. Skyway построена по принципу платформы Skyeng: мы видим скорость и качество прохождения курсов. У нас есть общие программы для развития гибких навыков и специальные курсы для каждой команды. Например, на Skyway размещен курс по продуктовой разработке ProductStars, который сделал наш продуктовый директор Миша Карпов.
3. Повестка
К «повестке» я отношу подписку на подкасты и каналы в Telegram, статьи на Medium, Rb, VC, INC, Forbes, HBR и профильные образовательные СМИ. Также я хожу на конференции и смотрю записи с них: обычно это TED или BigThink.
О принципах образования Skyeng
У кого нужно учиться быть интересными и удерживать внимание, так это Netflix и соцсети. Netflix конкурирует со сном человека, а образование — с ленью и прокрастинацией, пытаясь отвоевать у этих ребят время для пользы человека.
Сейчас сотни профессий доступны в сети бесплатно. Мы можем проходить курсы от топовых преподавателей и университетов на Coursera, но как мы видим из статистики, это делает не так много людей. В Skyeng мы стремимся сделать образование привлекательным, приводить к результатам, которыми хочется гордиться — это наша миссия. Мы на входе спрашиваем о целях ученика, а затем переспрашиваем, используя разные методики и механики определения, чтобы ученик не врал себе, и мы могли собрать для него действительно персонализированный трек.
Мы адаптируем контент под современные модели потребления: свайпы, лайки, образовательный контент в сторис, лента в приложении, микроблоки с заданиями, которые можно выполнять в метро или в пробке. Мы стараемся окружить ученика языком.
Дав студенту возможность выбирать длительность домашнего задания, мы смогли увеличить процент выполняемости, не снижая количества упражнений в них. Ученик получает важную для него положительную эмоцию, когда выполняет короткое домашнее задание полностью, а потом с радостью отвечает «ДА» на предложение потренироваться еще.
Мир изменился, теперь мы все делаем онлайн: оплачиваем счета, заказываем еду и также получаем образование. В 2018 году 20 миллионов студентов зарегистрировались на открытые онлайн-курсы по всему миру. Это больше, чем население некоторых стран. Все знания мира доступны в сети бесплатно — важно сделать из них работающую систему. Благодаря онлайн-образованию мы можем жить где угодно и учиться у лучших специалистов в том формате, который нам удобен.
Кроме того, онлайн-форматы дают больше персонализации, чем офлайн, а это — важный момент в процессе вовлечения ученика. Мы выделяем персонализацию на пяти уровнях: интересы; цель; психотип; модель потребления информации (аудиал, визуал, кинестетик); базовый уровень ученика; бюджет и наличие времени на обучение.
Мне кажется, любой популярный коммерческий продукт — это крутая команда, которая делает нужный клиенту продукт с отличным сервисом. Есть боль — мы решаем, как с ней справиться, и не для галочки, а с отдачей, превосходя ожидания клиента.
Очень важно, чтобы команда говорила на одном языке. Помочь в этом может корпоративное обучение. Необходимо понимать, какую цель вы преследуете, чтобы не отвлекать людей на очередной тренинг по тайм-менеджменту. Корпоративное обучение может помочь донести ценности команды, синхронизировать коллег, задать нужный тон и поднять планку навыков. У нас в команде каждый выбирает себе курсы для профессионального и личностного роста, а какие-то программы мы проходим коллегиально, если понимаем, что нужно усилить скиллы по аналитике или продуктовой разработке.
О тайм-менеджменте и выгорании
Я живу по календарю, расписываю две-три недели вперед. В расписание вношу обязательные и регулярные встречи с командой, совещания руководителей в Skyeng, работу с коучем, обед (часто это дополнительный часовой слот на ASAP встречи). Календарь доступен по ссылке всем коллегам и партнерам, и каждый знает, что если в нем есть свободный слот, то его можно занимать. Каждая встреча должна иметь повестку и результаты, к которым мы хотим прийти. Мы не совещаемся ради совещания. Если есть возможность решить задачу без встречи, за рюмкой чая, то вместо часа на это уходит 5-7 минут. В календаре также стоит образование, спорт и чтение. Моя жена тоже имеет доступ к моему календарю, и всегда понимает, когда я вернусь домой, или какой слот можно занять днем, если вдруг понадобится.
Чтобы не выгорать, я стараюсь менять картинку. Это может быть путешествие, работа из нового места в Москве или мире (у нас отлично практикуется удаленная работа, процентов 90% контент-команды живут в 14 часовых поясах). Я меняю проекты и мои фокусы на них, подключаюсь к ключевым вещам, которые нужно решить быстро, и ускоряю там процессы.
Когда мы жили в Иннополисе, мне нравилось с утра перед работой или в обед сходить в бассейн или на спорт. В Skyeng открыли крутой спортзал, и я уже собрал сумку со спортивной одеждой в офис, периодически буду перезагружаться. А вообще, когда нет времени останавливаться, нет времени и на выгорание. Важно, чтобы был work life balance, в эти новогодние праздники впервые за лет 10 практически не открывал ноутбук. Новый опыт!