Каждый может стать медиа — рассказывать истории, убеждать, провоцировать, и даже вовлекать в оффлайновые активности — вопрос в том, какие средства использовать в 2020 году. «Цех» спросил у журналиста и писателя Николая Кононова, зачем вообще сегодня создавать медиа, на чём можно заработать, что лучше — подкаст или YouTube-канал и почему вокруг столько образовательных медиа-проектов.
14–15 декабря в InLiberty пройдёт интенсив Николая Кононова «Как сделать медиа с нуля». Специально для наших читателей — скидка 20% по промокоду zeh.
Есть ли вообще смысл сегодня делать медиа?
Если видеть в медиа не просто журналистскую историю, а платформу с контентом — тестами, квизами, мемами и гифками, то у такого продукта есть аудитория в России. В отличие от американской, она растет медленнее, но тем не менее, хорошо развивается. Момент, когда массовая аудитория пресытилась смешными видео, ещё не наступил. Условный «Мужик бухает с вороной» всегда будет популярнее сложного контента.
Какие медиа сегодня востребованы?
Делать дорогостоящее деловое медиа о бизнесе в России сейчас глупо — хотя бы потому что частное предпринимательство ушло в гаражи. Лучше создавать что-то, чего сейчас не хватает аудитории и что принесёт ей пользу. Посмотрите на Reminder Максима Кашулинского и Полины Потаповой: они создают полезные материалы и не перегружают их избыточными элементами, в том числе визуальными. Они просто и внятно рассказывают, что делать если, например, у тебя высокий холестерин или ты плохо спишь. Среди удачных проектов «с нуля» за последние пять лет я бы ещё назвал «Медиазону», «Мел», The Bell, Т—Ж.
Как медиа может зарабатывать сегодня?
Выгодно делать медиа при сервисах: у каждого крупного сервиса или платформы, начиная с YouTube и заканчивая Авито, есть огромная аудитория. Для того, чтобы привязать ее к себе и быть ей полезной, можно создавать медиа. Наличие сервиса обесепечивает доступ к большой аудитории на старте и даёт много возможностей.
Какие средства доставки контента выбирать в 2020 году?
Разговорное шоу на YouTube и подкаст — это похожие вещи, слушают их одинаково, но подкасты намного дешевле в производстве, чем видео. При этом в YouTube ты получаешь большую аудиторию от гигантской платформы, а подкасты слушают очень мало людей. Конечно, их аудитория растёт, но пока это несравнимые величины.
Мода на подкасты имеет под собой очень понятную логику: можно очень дешево записать интересную историю, дать всем послушать и, возможно, привлечь рекламодателя. Грубо говоря, если нет денег на производство дорогого YouTube-шоу, то обратиться к подкасту — отличная идея. Только нужно изучить аудиторию, она может быть очень понятная, но категорически «неподкастовая».
Нет ничего странного и невозможного в 2020 году. Можно даже делать печатный журнал, если это будет работать на конкретную задачу. Проблема только в том, как заставить это работать. Мой курс как раз про это: как за имеющиеся деньги получить максимальный эффект.
Какая связь между медиа и образовательной средой?
Образование и медиа перемешались. Казалось бы, рынок в этом сегменте заполнен, но находятся все новые возможности и появляются новые проекты. Сюда относятся и «Арзамас» и «Большой музей», который мы недавно запустили, и даже Republic, которому уже 10 лет — это тоже больше про «просвещение», чем про прикладную пользу.
Это связано с общим недостатком информации по важным жизненным вопросам. Интересна ещё история про объединение образовательных проектов и контента. Например, у Skyeng есть подразделение, которое делает контент для уроков английского, которые могут выходить, например, на YouTube: влогерка рассказывает про использование одного выражения на примере какого-нибудь сериала.
Как сделать медиа корпорпации полезным для человека?
Грань между корпоративными и некорпоративными медиа исчезает. Самый понятный пример — это Тинькофф-журнал. Он очень четко позиционирован — это медиа конкретного банка, но при этом они выпускают материалы, полезные широкому кругу людей. Например, есть очень смешные материалы — как купить квартиру в Москве, если твоя зарплата 200 тысяч рублей, а есть очень полезные — какую форму существования выбрать фрилансеру: ИП или самозанятый? Эти тесты интересны аудитории гораздо более широкой, нежели просто клиенты Тинькова. Отвечая на вопросы максимально чётко, интересно и с пользой для читателя, они создают медиа репутация эксперта, и работают на создание у читателей привязанности к бренду и чувство благодарности за качество информации. Это реально работает.
Как оценивать эффективность?
Самая важная метрика — это люди, которые возвращаются и максимально долго читают, смотрят или слушают ваши истории. Становятся ли они постоянными пользователями или заходят один раз и забывают о вас навсегда? Если однажды выстрелило что-то удачное, но в целом контент неинтересный и на него никто не приходит, нужно влезать внутрь процессов и разбираться, почему такая пользовательская реакция. Устойчивое внимание читателей важнее всего.
Как учиться создавать медиа: онлайн или офлайн?
На очном курсе всегда есть возможность личного контакта. Можно что-то спросить напрямую, а не писать в комментариях. На своём курсе я выслушиваю вопрос, вижу человека, могу что-то уточнить, и понять, в чём на самом деле проблема. В онлайне это сделать сложнее. Я уважаю людей, у которых получается успешно проводить вебинары, и может быть я сам когда-то этим займусь, но пока для моих задач подходит оффлайн. К тому же на очном курсе есть нетворкинг, люди знакомятся друг с другом, у них общие проблемы и интересы. Для медиа очень важна коллаборативная работа, важно уметь аргументировать, договариваться, убеждать.
Какие навыки нужны?
Прийти на курс без специального образования можно, но лучше начинать не совсем уж с чистого листа. Если вы работали архитектором в бюро и вдруг решили сделать своё медиа о майндфулнессе, в этом случае я бы попросил подумать ещё раз, потому что это не совсем релевантный опыт. Но если вы пиарщик или маркетолог и думаете о том, чтобы представить директорам, инвесторам свой проект медиа или, наоборот, вас попросили проверить идею насчёт контент-маркетинга, то тогда точно всё замечательно зайдёт.