Проблемы с работой есть не только у вчерашних студентов. Карьерный застой, страх становиться руководителем, разочарование в профессии — все это появляется уже после тридцати. О том, как справиться с новым кризисом и построить карьеру до сорока, «Цех» поговорил с директором центра карьеры ВШЭ и соосновательницей стартапа сareerspace.app Ариной Егоровой. Также своим опытом поделились менеджер по продукту Анна Наумова, психолог Егор Егоров и директор Universal University Екатерина Черкес-заде.
Арина Егорова
Директор центра карьеры ВШЭ, сооснователь стартапа сareerspace.app и автор карьерных телеграм-каналов Без aspera ad astra и сareerspace
Что делать, если в карьере застой и нет перспектив развития
Для начала глубоко вдохнуть, выдохнуть и принять этот факт. Перестать себя обманывать и признать — да, я в болоте. В вязком карьерном болоте. Из него есть три основных выхода:
- Ротация внутри компании
Если вы доказали свою компетентность на текущей должности, вы можете попробовать себя в другом направлении внутри вашей компании. Делать это там, где ваша репутация доказана, намного проще, чем стучаться к сторонним работодателям со словами: «Я десять лет работаю в дизайне, но возьмите меня разработчиком.» Доказать внешнему работодателю, что вы вытянете даже джуниор-позицию, будет очень сложно. - Нетворк
Кросс-функциональные переходы, например, из маркетинга в продажи или из аудита в корпоративные финансы, в 50% случаев происходят по знакомству. Ваши бывшие коллеги, друзья и приятели знают ваши реальные компетенции, а не судят по названию должности. Нет ничего постыдного в том, чтобы найти новую работу с их помощью. - Вторая карьера
Вторая карьера — это активность, параллельная основной работе. Чаще всего она никак не связана с вашей профессией и вырастает из увлечений или давнего хобби. Строить еще одну карьеру — это игра вдолгую: актив, в который постоянно нужно вкладывать силы и время, несмотря на основную занятость. Только в этом случае переход в новую сферу будет плавным. Если же вы решите резко поменять работу в один день, есть риск остаться без штанов, в кредитах и депрессии от разбитых надежд.
Как перестать сравнивать себя со списком Forbs «30 до 30» и считать себя неудачником
Ходите к психотерапевту и решайте эту проблему с профессионалом. Однако будьте аккуратны с псевдокоучами и психологами — российский рынок ими переполнен. Психотерапия — это нормально: когда у нас болит зуб, мы идем к дантисту, когда горло — к ЛОРу. Проблема не рассосется сама по себе, и истории топ-менеджеров, которые буквально выходят в окно, это доказывают. FOMO (Fear of missing out — навязчивая боязнь упущенной возможности — Прим. «Цеха»), синдром самозванца, апатия на работе — все это можно и нужно прорабатывать со специалистом.
Что делать, если боишься становиться руководителем
Карьерное развитие делится на два блока: вертикально-управленческое и горизонтально-экспертное. Если у вас нет потребности становиться руководителем, в этом нет ничего неправильного. Есть разные варианты карьерных треков, важно лишь понимать их плюсы и минусы.
- В первом случае вы классическим образом растете наверх: специалист — менеджер— хэд — директор
Плюсы:
Вы быстро увеличиваете штат подчиненных и учитесь управлять обширной командой, а ваша заработная плата стремительно растет. При этом вы сильно прокачиваете мягкие навыки. Именно они будут двигать вас на вершину карьерной лестницы: hard skills ценны до первой управляющей должности.
Минусы:
Основная задача управленца — продавать. Вовне — продукты и услуги, внутри компании — инициативы и свое видение. Ваши знания как специалиста отходят на второй план. Представьте себе дерево с толстым основанием и тоненькой верхушкой. Примерно так уменьшится уровень вашей экспертности и глубина понимания предмета при бурном вертикальном росте.
- Второй случай — это горизонтальный рост. Вы не идете вверх по карьерной лестнице, но углубляете свои компетенции.
Плюсы:
Главный плюс горизонтального роста — постоянное расширение экспертности и области знаний. Типичный пример — бэкенд разработчик, которому не хочется расти в тимлида и управлять чужой работой. Зато он может прокачать свои навыки до такого уровня, что один его час будет стоить от трех тысяч рублей. Еще один бонус — психологическая стабильность. Я ни разу не встречала человека с горизонтальной карьерой и синдромом самозванца, хотя им страдает каждый второй менеджер.
Минусы:
Хотя экспертный трек и дает возможность хорошо зарабатывать, здесь все же есть финансовый потолок. При вертикальном развитии мультипликатором вашей стоимости чаще выступают не реальные компетенции и знания, а правильный PR и умение себя продать.
Как лучше обновлять свои знания, чтобы они не устарели
Есть выражение: «пони, который знает один фокус». Оно означает, что человек специализируется на крайне узкой области. Быть таким пони — опасная стезя. Развиваться нужно не только в своей, но и в смежной сфере — это и есть лучший способ обновлять знания. Идеально 70% времени уделять ключевой деятельности и 30% — смежной. Например, 70% — это ваши знания и умения в области найма людей и 30% — в области их обучения и развития. Или 70% — продуктовая аналитика, а 30% — управление командой разработки. Таким образом, вы расширяете ваше знание о бизнесе и открываете двери для карьерных переходов в соседние функции.
Как эти смежные компетенции получать? Самый простой способ — напрашиваться на участие в проектах к вашим коллегам из других отделов или проектных команд. Учиться у них, вникать, совмещая это с вашими стандартными рабочими обязанностями. Другой вариант сложнее — тоже напроситься, но в стороннюю компанию или стартап, который не может себе позволить дорогую звезду индустрии. Можно работать там на парт-тайме, также совмещая эту деятельность с постоянной работой. Да, это непросто, но никто и не говорил, что будет легко.
Анна Наумова, 35 лет
Senior product manager в технологической компании Zello
Сейчас я живу в США, где возрастные нормы сильно сдвинуты. Если в России в 30 лет уже нужно построить карьеру и создать семью, то в США все только заканчивают учиться и уезжают из родительского дома. Поэтому на всех профильных конференциях я обычно подросток среди седовласых дедушек.
В 29 лет я еще жила в Москве и работала в Mail.ru, занималась соцсетью «Одноклассники» на позиции «Руководитель продукта». На тот момент у меня все было прекрасно: муж, семья, интересная работа, уважение коллег и много друзей. Я родила ребенка и купила квартиру. В 31 год, когда дочери исполнилось два года, мне захотелось новых испытаний, и мы решили переехать в Америку. На тот момент я работала в «Одноклассниках» уже 10 лет, и у меня появилось ощущение, что я засиделась: нельзя современному человеку работать в одном месте так долго. Казалось, если я сейчас ничего не поменяю, потом будет сложнее. Я решила бросить себе более сложный вызов, чем просто перейти из Mail.ru в «Яндекс».
В Штатах случилось полное обнуление: другой язык, другие социальные нормы и правила коммуникации, другие рабочие процессы и требования к кандидатам на мою позицию. Мой многолетний опыт в России был никому не нужен, что было особенно больно. Пришлось заново учиться писать резюме, отвечать на вопросы интервью, вникать, что можно говорить, а что нельзя, как улыбаться, как вести small talks и давать фидбек.
Сейчас мой основной страх — это языковой барьер. Я достаточно бесстрашный и уверенный в себе человек, но когда ты не понимаешь детали разговора из-за акцента или скорости речи собеседника, становится неловко, и уверенность в себе падает. Невозможно руководить, если не понимаешь. Я переспрашиваю, но если второй раз непонятно, третий раз переспрашивать уже стыдно — боюсь показаться тупой. Но это опасно, можно неправильно понять и принять неверные решения. Поэтому все же нужно бороться с собой и переспрашивать или перефразировать до тех пор, пока не будешь 100% уверен.
Я постоянно учусь. И не только профессионально, а просто развиваюсь. До сих пор учу английский, даже несмотря на то, что живу в США уже четыре года. Также учу испанский язык. Регулярно читаю профессиональные блоги типа INTERCOM и Product Manager HQ. Обязательно примерно раз в год беру долгосрочные курсы. Например, в мае я прошла программу Reforge Growth. Плюс общение с коллегами и проекты на работе, самое лучше обучение — в бою.
К 40 годам — времени не так много, я хочу занимать топ позицию в крупной компании с зарплатой от $300k в год, например, продуктовый лид в Фейсбуке, а также менторить людей. Я корпоративный человек, мне комфортно работать в компаниях с небольшой бюрократией и не очень нравятся стартапы с хаотичными процессами. Хотя, может это и станет для меня новым вызовом: когда мне будет 40 — выйти из зоны комфорта и запустить свой проект.
Екатерина Черкес-заде, 34 года
Директор Universal University
До 30 лет я уже сделала несколько карьер: с 18 лет работала в издательском бизнесе, а после окончания университета поняла, что хочу двигаться в сферу искусства и дизайна. К этому времени у меня уже был достаточно большой организаторский опыт. Тогда я написала в очень молодую Британскую высшую школу дизайна: «Все хотят у вас учиться, а я — работать!»
Мне предложили заниматься коммуникациями Школы компьютерной графики и игровой разработки. Через две недели я ее уже возглавила, через три месяца мы запустили новые программы, а еще через полтора года окупили проект. Затем я занималась другими проектами, которые сейчас выросли в один большой университет креативных индустрий Universal University.
Я очень часто страдала синдромом самозванца. Это нормальная история для молодого руководителя, особенно девушки, потому что тебя все проверяют на прочность. Не могу сказать, что было страшно, я привыкла брать на себя ответственность. До этого я часто становилась неформальным лидером в разных коллективах.
Хороший совет для всех начинающих специалистов — найдите наставника. Мне очень повезло обрести таких людей на старте, без них я бы вряд ли справилась. Однако наставник не появится сам собой: в буддийской культуре, чтобы у тебя был крутой учитель, нужно для начала назвать себя учеником. Важно не бояться задавать дурацкие вопросы и просить о помощи. Когда ученик перерастает своего учителя, нужно просто уходить и быть благодарным.
Возглавить большую компанию в 30 лет — стало для меня главным профессиональным вызовом. Весь твой управленческий опыт сыпется, когда количество людей под твоим руководством увеличивается в два раза. Мне пришлось научиться принимать волевые решения — например, расставаться со старой командой, которую ты очень любишь. Все это было очень трудно, но руководитель всегда должен исходить из интересов компании.
Главный плюс жизни после 30 лет — это то, что от тебя все отстают с тем, «что нужно сделать до 30 лет». Ты начинаешь жить нормально и принимаешь себя. Сейчас я уже не ищу, где у меня больше возможностей, а думаю, где я могу быть наиболее полезной. Иногда я спускаюсь в лифте со студентами, и они рассказывают мне, как делали чумовой проект, сидели до двух часов ночи и их выгнали уборщицы. В эти моменты я понимаю, что все не зря. Ты не просто делаешь какой-то частный университет, а меняешь жизнь людей, и это, наверное, самое главное.
К нам в Universal University часто приходят люди после 30 лет, которые наконец-то поняли, кем они хотят быть когда вырастут — и это абсолютно нормально. В 17 лет решить, чем ты хочешь заниматься — очень сложно. К тому же до многих профессий нужно действительно дорасти. Стать режиссером в 20 очень сложно, а в 30 ты уже знаешь, например, что такое любовь и можешь снять об этом кино. Нужно смело пробовать, в 30 лет все только начинается.
Егор Егоров, 36 лет
Психолог, автор подкаста «Чай с психологом»
В начале своей карьеры я работал на радио и телевидении, а потом около восьми лет довольно успешно занимался дизайном. При этом у меня не было ощущения, что быть дизайнером можно и в 50 лет. Я стал думать о будущем, и понял, что хочу развиваться в психологии — эта сфера всегда была мне интересна.
Сначала я учился самостоятельно, а потом решил, что мне нужно официальное образование и, параллельно с работой, поступил на заочку психфака. Мне было около 30, но в группе учились люди гораздо старше. Раньше ключевым возрастом действительно считались «тридцать», но теперь, как мне кажется, цифра сдвинулась к сорока. К этому времени нужно найти то, чем ты будешь заниматься если не до старости, то ближайшие десять лет — до встречи с новым кризисом.
Потом я получил еще два образования и постоянно учился у звезд психотерапии. Гипноз я изучал у Бетти Эриксон — дочери известного на весь мир американского психиатра Милтона Эриксона, а краткосрочную стратегическую терапию у итальянского профессора Джорджио Нардонэ. Я никогда не жалел денег на свое образование — это критически важно. Только самые классные специалисты дают настоящие практические навыки. Если вы решаете, потратить деньги на отпуск или на дорогущий курс, я считаю, нужно выбирать образование. Потом это не раз пригодится вам в жизни.
Однако даже начав практику, я продолжал работать дизайнером. Трудно и очень страшно отказываться от того, что хорошо тебя кормит. Я понимал, что это уже не мое, но все равно тащил свое тельце на работу. В один момент я занимался только терапией, но начал строить дом, и денег не хватало. Я снова взял дизайнерские проекты, а потом столкнулся с серьезной депрессией. Тогда я понял: или я сейчас что-то делаю со своей жизнью, независимо оттого, провалюсь я в финансовом плане или нет, или просто слягу. Удачно (для меня) в мире начался кризис, дизайнерских заказов стало мало, и я плавно ушел только в терапию. Примерно через год я запустил подкаст «Чай с психологом». После работы на радио у меня остались все необходимые для этого навыки, плюс, подкастинг пока не так забит, как YouTube, и лицо свое показывать не надо.
Главная проблема, с которой я столкнулся, когда начал работать на себя — менеджмент своих сил. На работе, даже если ты не собирался в отпуск, тебя все равно в него отправят, а тут — ты сам себе начальник. На фрилансе я много лет вообще не отдыхал, постоянно думал: «А зачем?» Из-за этого очень легко выгореть. Сейчас я стараюсь отслеживать такие моменты. По этой же причине я ограничиваю количество клиентов в день, иначе мне просто не хватит сил.
Очень важно, чтобы человеку нравилась именно его работа, и деньги не становились самоцелью. Конечно, попасть в список Forbes — хорошая идея, но это не должно становится главной задачей. Есть риск попасть в такую зависимость от денег, что все другое просто перестанет иметь смысл.
Все самое важное и интересное собираем на страницах «Цеха» в Instagram и ВКонтакте