В новой рубрике «Полезное чтение» мы просим экспертов в области образования, друзей «Цеха» и известных людей рассказать нам о нон-фикшн книгах, которые помогли им в карьере, саморазвитии и самообразовании. В новой подборке своим списком любимой и полезной литературы делится историк советской культуры, директор образовательных программ InLiberty Илья Венявкин.
Образование
«Искусство обучать», Джули Дирксен
Мода на педагогический дизайн возникла в России относительно недавно и, как мне кажется, еще не достигла того уровня, которого она заслуживает. Я сам несколько лет назад с удивлением обнаружил, насколько интересной может быть разработка процесса обучения и сколько знаний и навыков из самых разных научных дисциплин может потребоваться, чтобы придумать учебное занятие или курс, грамотно его спроектировать, оценить результаты и при этом не потерять учеников по дороге. Книга Джули Дирксен — сама устроена как учебное пособие, и с помощью иллюстраций, примеров и заданий помогает читателю на базовом уровне разобраться с принципами и практиками современной педагогики.
«Современное обучение. Практическое руководство», Джефф Петти
В книге Петти, так же как и у Джулии Дирксен, собраны очень конкретные инструменты, которые могут облегчить жизнь любому преподавателю — так что эти две книги можно читать последовательно или параллельно. У Петти меня отдельно подкупает то, что он стремится связать все, о чем пишет, с современными исследованиями в сфере изучения обучения и то, как он ведет свое повествование. Петти при этом не забывает, что пишет книгу не для идеальных преподавателей, а для людей, живущих в режиме стресса и переработок. Неслучайно последняя короткая глава называется «Как преподавать и не сойти с ума».
«Building the intentional university», Stephen M. Kosslyn, Ben Nelson (на русский не переведена)
Эта не самая увлекательная книга на земле — манифест проекта «Минерва», который поставил перед собой цель перепридумать высшее образование. «Минерва» — это университет без постоянного кампуса, где вместо лекций студенты занимаются в веб-семинарах с лучшими профессорами, и каждый год переезжают с континента на континент, чтобы лучше представлять себе проблемы современного мира. Мне очень нравится подход, когда параллельно с запуском образовательного эксперимента, его создатели публикуют книгу, чтобы объяснить свои принципы и раскрыть методологию.
Общество и ценности
«Справедливость. Как поступать правильно?», Майкл Сэндел
Несколько лет назад мы в InLiberty придумали проект «Возвращение этики» и поразились, сколько людей пришло на лекции по моральной философии. Книга Майкла Сэндела задает очень важный, но все еще непривычный вопрос «Как поступать правильно?». Она не только рассказывает, как на него отвечали лучшие философы от античности до наших дней, но и показывает, почему без этих ответов нам очень трудно разобраться в спорах о неравенстве, климате, налогах или правилах поступления в университет. Книгу, впрочем, хорошо читать параллельно с просмотром одноименного гарвардского видеокурса — в этих лекциях Сэндел демонстрирует совершенно поразительное умение вовлекать в дискуссию аудиторию в несколько сотен человек.
«Праведный разум: Почему хорошие люди оказываются разделены политикой и религией», Джонатан Хайдт
Социального психолога Джонатана Хайдта тоже интересует, как поступать правильно, только он изучает не то, что об этом думают философы, а то, как люди выносят моральные суждения. Главным образом, Хайдта занимает вопрос, почему люди по всему миру вместо того, чтобы договориться об общих ценностях, формируют группы, объединенные общей моралью, и начинают войну (холодную или горячую) с носителями другой морали. С одной стороны, Хайдт приходит к неутешительному выводу о том, что разум часто бывает бессилен преодолеть моральную интуицию, которая делит мир на «нас» и «них» — одновременно ослепляет и сплачивает. С другой — только разобравшись в том, как устроено наше моральное чувство, можно увидеть в оппоненте человека с ценностями, которые тоже заслуживают уважения и обсуждения.
«Благими намерениями государства», Джеймс Скотт
Английское название книги Джеймса Скотта — Seeing like a state — тяжело переводится на русский, зато отлично передает основное ее содержание. Антрополог и политолог Скотт пишет трагическую историю того, как самые разные государства в XIX и XX веках чрезмерно увлеклись идеями социального прогресса и регулирования и не смогли предвидеть катастрофические последствия своей политики. В качестве самого выразительного примера из книги, можно привести рассказ Скотта о проекте научного лесоводства в Пруссии и Саксонии XIX века. Чрезмерная вера в менеджерские таланты государства привела к тому, что лесами стали управлять армейским способом и первое время упорядоченные леса, в которых остались только ровные ряды деревьев одной породы, дали потрясающий экономический эффект. Однако через несколько десятков лет часть этих лесов умерла. Они не пережили радикального упрощения. Оказалось, что для существования лесу необходим сложный симбиоз грибов, насекомых, животных и других растений. Книга Скотта — отличное предостережение против излишней веры в радикальную социальную политику и напоминание о необходимости критически оценивать даже самые прогрессивные схемы.
Советское и постсоветское
«Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение», Алексей Юрчак
Эту книгу стоит открыть хотя бы из-за заголовка, в котором образцово сформулирована исследовательская задача. Изучая устройство позднесоветского общества, антрополог Алексей Юрчак, замечает парадокс — многие советские люди были уверены, что СССР будет существовать вечно, но совершенно не удивились, когда он распался. На протяжении остальной части книги Юрчак разворачивает очень красивый анализ самых разных советских культурных практик (от стеба до собирания пачек из-под импортных сигарет) и показывает, как «одеревенение» официального языка парадоксальным образом приводило к расширению пространства свободы.
«Борис Пастернак и литературное движение 1930-х годов», Лазарь Флейшман
Долгое время для меня как историка советской культуры это была настольная книга. Филолог Лазарь Флейшман ставит перед собой, казалось бы вполне привычную задачу — рассказать творческую биографию большого поэта на фоне исторических событий. Непривычны тщательность и качество, с которым он эту задачу решает. В результате Флейшману удается создать поражающее вниманием к деталям описание литературного и культурного процесса, где находится место и самому поэту, и советским функционерам и писателям третьего ряда, и Сталину — лучшее, на мой взгляд, описание советской культуры 1930-х годов.
Фикшн и нон-фикшн
«Жизнь и судьба», Василий Гроссман
Зачем читать великий роман Гроссмана, лучше всего объясняет короткая и замечательно точная рецензия литературного критика Григория Дашевского. Вместо того, чтобы ее пересказывать, просто приведу здесь ссылку.
«Дневник токаря Белоусова (1937–1939 гг.)»
Как один из создателей проекта «Прожито», я последние несколько лет регулярно читаю советские дневники тех, кого часто называют «обычными людьми». С течением времени эта практика очень сильно изменила мои ожидания и представления о сюжете и героях повествования: такие тексты хороши именно тем, что напоминают, что люди совсем не обязательно должны совершать запоминающиеся поступки или записывать выдающиеся мысли. Многие из этих дневников так и останутся в электронном виде, а из тех, что нашел своих публикаторов, я хочу выделить довоенный дневник Николая Белоусова — токаря ленинградского завода «Большевик». Как и многие читатели «Цеха», Белоусов тоже заинтересован самосовершенствованием и самотрансформацией. Только для него инструментами служат не он-лайн курсы и образовательные подкасты. В попытке стать по-настоящему культурным советским человеком он читает книги о жизни Моцарта и Леонардо и русскую литературную классику.