Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Юлия Глазова организовывала дипломатические и бизнес мероприятия, работала в «Газпроме», а затем решила обучиться лечебной физкультуре. Сейчас она специалист по медицинскому фитнесу и инструктор по йоге в грузинском World Class. Юлия рассказала о том, почему отказалась от большой зарплаты ради новой карьеры и как это изменило ее жизнь.
МГИМО и амбиции
Мое первое образование — экономист-международник со знанием иностранных языков. Именно так написано в моем дипломе бакалавра, а затем и специалиста. Еще в раннем возрасте отец сказал, что хочет, чтобы я поступила в МГИМО. Поэтому в 10-11 классах я ходила на курсы редких языков при университете и учила арабский. Этот выбор, в основном, сделал мой отец, но я не сопротивлялась, потому что была довольно ветреным подростком, который один день хотел поступать в ГИТИС, а другой — заниматься археологией или медициной. Логика отца была правильной. В те далекие времена ЕГЭ еще не было, а редкий язык на вступительном экзамене повысил шансы нашей арабской группы. Поступили все.
МГИМО — это отличный старт, он действительно «отрабатывает» свою репутацию. Но надо понимать, что высокие ставки с самого начала требуют их постоянного повышения в дальнейшем. Когда твой старт уже выше среднего, дальше у тебя есть путь только наверх. Рекорд за рекордом, должность за должностью. Это достаточно жесткая гонка, которая не принимает слабостей, творческих отпусков и раздумий в духе «кем я хочу стать когда вырасту». Среди моих бывших однокурсников есть блестящие карьерные истории.
Начало карьеры
Как любой молодой выпускник я была очень амбициозна. Однако в этом возрасте ты еще не всегда понимаешь, идет ли твоя амбициозность изнутри или же это скорее необходимость соответствовать планке, которую для тебя ставят окружающие. В моем случае стимулы точно были только внешними.
Я достаточно быстро росла и приобретала опыт. Поняв, что деловые взаимоотношения с арабским миром — это «не мое», я стала расти в административных должностях, занимаясь организацией дипломатических и бизнес мероприятий.
К счастью, моя работа по-прежнему была только административной и не касалась политики. Еще в 24 года я стала начальником небольшого отдела, ко мне начали обращаться по имени-отчеству, что добавляло амбиций, но значительно уменьшало количество нервных клеток.
В коротких перерывах между перелетами и мероприятиями я все чаще себя спрашивала: что мне дает моя работа? Ответ находился не всегда. В 28 лет я уже работала в главном офисе «Газпром нефти» в Питере. Все было настолько интенсивно, что здоровье убавлялось рекордными темпами.
Занятия йогой
Когда мне было 23 года, я попала в аварию, отделалась по большей части испугом, но повредила шейные позвонки. Начались сильные головные боли, да и образ жизни не добавлял здоровья. И тут моя подруга буквально силой вытащила меня на занятие йогой. Я долго сопротивлялась, так как была скептической карьеристкой и не хотела, чтобы кто-то раскрывал мне какие-то непонятные чакры. Но как это всегда бывает в судьбоносных делах, мне повезло с инструктором, мы занимались телом, а не эзотерикой. О чудо, я починила шею.
Занятия были единственным способом поддержать ускользающее здоровье. Со временем мне захотелось понять, как это работает. Что такое психосоматика, как работает тело и почему я выхожу с занятий в те же самые внешние стрессы, но уже слегка всех люблю, хотя бы на полчаса. Способствовал и мой давний интерес к медицине, который развивался на фоне ухудшения здоровья. Как это бывает в классических историях о поворотных событиях в жизни, закончилось все «скорой», больницей и приговором: «Вам нельзя летать в течение двух лет». Все это из-за порвавшейся прямо в самолёте шефа барабанной перепонки. А ведь вся моя работа была связана с перелетами.
Это были вполне себе медицинские препараты по рецептам, а не какие-то запрещенные вещества. Не лучшие 2-3 года моей жизни, но, безусловно, нужные.
Перемены
Я действительно стала видеть, что приобрести физическое и моральное здоровье можно только путём повседневной добросовестной работы с телом. Я справилась с сильными паническими атаками с помощью занятий йоготерапией. Еще не приняв решение о смене работы, я стала помогать маме делать упражнения для лечения ее спины. Когда мы решили эту проблему совместными последовательным усилиями, я почувствовала силу своих тогда еще небольших знаний.
В один «прекрасный» ноябрьский петербургский вечер, лежа с температурой 39 в одиночестве в съёмной квартире, я задала себе честный вопрос: «В чем польза от моей работы? Где я буду через пять лет?» Ответы были неутешительными.
Написав заявление об уходе из «Газпрома», мне предстояло выдержать очень сильный скепсис моего тогдашнего окружения. Зная мою любовь к йоге, многие шутили, что я, как истинный дауншифтер, уеду на Гоа, буду ходить босиком и всех любить. Но в моей голове чётко звучал ответ на вопрос, в чем должна быть от меня польза. Я знала, что есть множество людей с гораздо более сложными проблемами со здоровьем, чем те, с которыми я столкнулась во многом по своей глупости. Прозвучит пафосно, но в жизни появился неведомый ранее смысл.
Многие знакомые, конечно, пропали из моей жизни, так как на какое-то время я перестала быть «выгодным знакомством». Но главное, что семья поддерживала, хотя, конечно, представляю их беспокойство. Я очень благодарна им за терпение и деликатность, для их поколения такие резкие смены сферы деятельности часто приравнивались к социальному самоубийству. К счастью, в нашем поколении 30+ это уже не так.
Начало новой жизни
Вместо билета на Гоа в один конец я сразу взяла быка за рога: накупила учебников по анатомии и физиологии, стала готовиться к курсам инструкторов йоги и фитнеса. У меня была подушка финансовой безопасности, но заработки начинающего инструктора, конечно, не могли сравниться с зарплатой на моей последней должности в «Газпроме». Вспомнив урок основательного подхода от моего отца, я стала готовиться к поступлению во второй университет. К счастью, в РГУФК, крупнейшем физкультурном вузе страны, была подходящая очная программа профессиональной переподготовки в области лечебной физкультуры. Я поступила на очное отделение. Три раза в неделю я снова была студенткой, сидела за партой и даже в анатомической лаборатории, а по вечерам вела занятия йоги и йоготерапии. В процессе подготовки к институту я прошла обучение и сдала экзамены на сертификат инструктора.
К 30 годам во мне проснулся дикий голод к знаниям. Я впитывала их отовсюду, откуда могла. Прежняя амбициозность, вероятно, помогла и тут, хотя, конечно, главным фактором роста был мой собственный опыт под названием «как похоронить свое здоровье и вернуть его себе заново физическими упражнениями».
Жизнь сейчас
Теперь я веду индивидуальные и групповые занятия по йоге, медицинскому и оздоровительному фитнесу в сети клубов World Class и живу в Грузии. Мой переезд сюда оказался еще одним счастливым билетом, которые начинаешь вытягивать, когда удаётся нащупать то, что дает тебе драйв. Я знаю то, как стать лучшей версией себя, но мое знание не представляет ценности, если я не буду им делиться.
Я постоянно продолжаю свое обучение на различных курсах повышения квалификации, очно и заочно. Мои знания реально начинают приносить пользу людям и я уже гораздо ближе к той заветной мысли, пришедшей мне промозглой питерской ночью — помогать людям с неврологическими заболеваниями. Сейчас мой график весьма насыщен, а спектр вопросов по здоровью, которые мы совместно решаем с моими подопечными, все шире.
Мой заработок сейчас обеспечивает мне вполне комфортную жизнь, а главное он пропорционален моим усилиям, и я знаю инструменты для его дальнейшего повышения. Не хочу никого обидеть, но деньги это та же энергия, которая подчиняется законам физики. К сожалению, работая в офисе на нелюбимой работе, мы имеем денежный потолок, а заработанное тратим на то, чтобы избавиться хотя бы на выходные от мыслей о работе — источнике тех самых средств. Разве это логично?
Совет другим
Менять карьеру нужно не методом «от противного»: мне это не нравится, поэтому я пишу заявление и ухожу искать себя. Может, найду, а, может, и нет. Повестка любых жизненных изменений должна быть позитивной, то есть. «это будет так», а не «не знаю что, но не это».
Обязательно нужна подушка финансовой безопасности, хотя бы на пару месяцев. Да, ваше эго пострадает от снижения зарплаты, когда вы снова станете новичком в профессии. К тому же хорошее образование никогда не бывает дешевым.
Я считаю, что любая деятельность должна отвечать на три главных вопроса: Приносит ли это пользу мне? Приносит ли она пользу для кого-то еще? Будут ли мной гордиться мои дети?
Страх будет всегда, это наша биология. Но избавиться от боязни перемен можно только действием, так же как от телесной боли можно избавиться только физической работой. Как специалист по лечебной физкультуре теперь я это точно знаю.