Одни люди склонны на любое проявление усталости реагировать восклицанием: «У меня депрессия!». Другие не готовы заподозрить у себя это расстройство даже после полутора недель в постели без сил. Публикуем колонку психолога, блогера и автора книги «Это не усталость! Как распознать стресс и научиться восстанавливаться» (издательство «Альпина Паблишер») Натальи Керре, которая специально для «Цеха» рассказала, как отличить депрессию от стресса.
Признаки стресса
Что может указывать на то, что вы испытываете стресс, даже если кажется, что ситуация под контролем? Кстати, ситуация правда может быть пока «под контролем», ведь стресс — это механизм приспособления к меняющимся условиям. Ваша нервная система действительно справляется, но — как холодильник, работающий с открытыми дверцами в сильную жару: на какое-то время ресурса хватит, но он закончится, если не принять меры. И в итоге все может обернуться серьезной поломкой.
Сразу оговоримся: если вы слишком долго игнорировали проявления стресса, и он принял хроническую форму, он вполне может стать депрессией, и тогда вы вряд ли справитесь с ситуацией без помощи специалистов. Так что лучше обратить самое пристальное внимание уже на первые «звоночки».
Обратите внимание на следующие признаки.
- У вас сместились ваши «родные» ритмы биологической активности: например, если вы всегда с утра были активным и продуктивным, теперь вы не можете заснуть заполночь и всю первую половину дня испытываете вялость, от которой не спасают даже пара-тройка чашек кофе.
- Вы постоянно боитесь опоздать, приезжаете на встречу сильно заранее, даже если никаких объективных причин для того, чтобы вы опоздали, нет, и вы прекрасно знаете, что даже если эта неприятность с вами и случится — вас спокойно дождутся.
- Перед выходом из дома вы несколько раз проверяете, выключили ли вы электроприборы, газ, вытаскиваете все вилки из розеток и размещаете их так, чтобы видеть. Только это не особо помогает, и вы иногда возвращаетесь от лифта или с половины дороги, чтобы проверить, а точно ли вы все выключили.
- Ваш перфекционизм приобретает все более мучительный формат: вы выкладываетесь по полной программе даже там, где вполне хватило бы уровня «удовлетворительно». И также по много раз проверяете сделанное, даже когда понимаете, что выполнили все, как нужно.
- Вы все чаще и чаще раздражаетесь без существенных причин. От этой раздражительности не спасает ни отдых, ни длительный сон, ни переключение на новую деятельность.
- Вы стали очень чувствительны к дружеским шуткам, хотя раньше такой мнительности за собой не наблюдали. Любая фраза может довести вас до слез и агрессии, даже когда вы точно знаете, что никто не хотел вас обидеть. Иногда вам кажется, что над вами смеются и вас осуждают за спиной, хотя никаких объективных причин для таких мыслей нет.
- Вы слишком остро переживаете любые неудачи, даже самые незначительные, склонны винить во всем себя. Все чаще вспоминаете ситуации, где вы были «не на высоте»: заваленные экзамены, разорванные отношения, ссоры с друзьями и прочее. Вам казалось, что вы пережили их, но теперь они почему-то всплыли в памяти и снова мучают вас.
- У вас изменились сны: они стали гораздо ярче, изменилось содержание: сюжеты все чаще печальные или пугающие, а иногда они откровенно абсурдные, во сне словно перемешивается всё, что вы пережили за день или последнюю неделю.
- У вас все чаще болит голова.
- Вы чаще стали бегать в туалет «по-маленькому», хотя уверены, что состояние вашей мочеполовой системы и уровень сахара в относительной норме.
Знакомство с депрессией
Что может указывать на то, что ситуация все-таки зашла слишком далеко, и, вероятно, дело дошло до депрессии?
Прежде всего — неизбывная, мучительная тоска, которая длится больше двух недель. Вы не можете избавиться от нее, отвлечься. Она становится все более невыносимой, и вам порой начинает казаться, что проще умереть, чем терпеть это состояние. Тоска обычно носит цикличный характер, и вы точно знаете, что утром вам совсем плохо, а потом становится легче, или, наоборот, с утра вы еще более-менее справляетесь, а к вечеру ситуация начинает усугубляться.
Часто можно столкнуться с мнением, что обязательный признак депрессии — суицидальные мысли, которые выглядят как конкретный план, итоговая цель которого — лишить себя жизни. В реальности всё несколько сложнее. И задолго до того, как созреет конкретный план, возникают идеи из серии «Мне так все надоело, я хочу заснуть и не проснуться», «Хочу, чтобы это всё просто прекратилось». Эти мысли тоже относятся к разряду «суицидальных», и требуют самого внимательного к себе отношения.
Ваше чувство вины разрастается до нереальных масштабов. Вы чувствуете, что виноваты перед всеми: перед клиентами, начальством, родителями, партнером. Иногда ваши идеи приобретают совсем странное направление, вы думаете, что в ухудшении мировой экологии, например, тоже есть ваш вина. И ваша вина — в том, что вы недостаточно активно прилагаете усилия для того, чтобы исправить ситуацию. Вам кажется, что вы недостаточно стараетесь, недостаточно хороши во всем, и стараться нужно ещё больше. Правда, почему-то, чем больше вы прилагаете усилий, тем острее становится чувство вины и тревожность. И примерно так же работают увещевания родных и близких, что для них вы достаточно хороши: вы уверены, что они просто слишком добры или не видят ситуацию достаточно ясно.
Внезапно начинает сбоить здоровье, и причину этих проблем врачи найти не могут. У вас часто и сильно болит голова, желудок, суставы, может появиться кожный зуд, который становится особенно мучительным по ночам, при отсутствии видимых внешних высыпаний. То, что врачи не дают ответа на вопрос, что с вами происходит, разгоняет вашу тревожность ещё сильнее: вам кажется, что те, к кому вы обращаетесь, недостаточно квалифицированы, с вами происходит что-то страшное, и вы, вероятно, скоро умрете.
Вам становится тяжело переживать эмоции. Со временем даже улыбнуться в ответ человеку вам становится трудно. Вы пытаетесь внешне адекватно реагировать, но внутри эмоций остаётся все меньше, иногда вам кажется, что вы заполнены по самую макушку тревогой и тоской, ничего другое в вас просто не помещается, и так теперь будет всегда. Вы словно забыли, как чувствовать. Вы чувствуете, что и мимика становится всё беднее, и иногда управлять ей так же тяжело, как поднимать штангу в тренажёрном зале.
Ваши страхи и фобии расцвели ярким цветом. Вы без причин переживаете не только за себя, но и за близких, становитесь гиперконтролирующим, но это не помогает. Вы вдруг начинаете бояться, что вас бросит партнёр, с которым вы прожили вместе большую часть жизни, что дети тяжело заболеют, и вы не сможете им помочь, что вас внезапно уволят, и вы не сможете найти новую работу.
Нарушения сна приобретают выраженную форму. Теперь вы не можете заснуть по три-четыре часа, просыпаетесь каждую ночь в одно и то же время (чаще всего это два-три часа), или, напротив, постоянно чувствуете сонливость, и вас не избавляют от неё даже десять-двенадцать часов сна.
Если вы узнали в этом описании себя — не геройствуйте, обращайтесь к специалистам. Если речь действительно идёт о депрессии — чем дольше вы тянете с началом лечения, тем длительнее и серьезнее оно будет. К кому обращаться? Как ни странно — в первую очередь обращаться есть смысл к врачам, а не психологом. В состоянии выраженной депрессивной фазы работа с психологом в лучшем случае будет бесполезна, а в худшем — сильно усугубит ваше состояние.
План спасения
Первый этап — это психиатр. Именно он выносит вердикт о наличии или отсутствии депрессии, подбирает вам препараты, которые помогут выровнять эмоциональное состояние и наладить сон. Вопреки широко распространенным в интернете слухам — лечение не будет пожизненным, если только вы не столкнулись с «большой психиатрией» типа шизофрении или биполярно-аффективного расстройства. Вы пропьете курс препаратов и постепенно «сойдете» с них. С большой долей вероятности — при соблюдении ряда условий и отсутствии серьезных стрессов, — не вернетесь к ним никогда.
Второй этап (при необходимости) невролог. Это тот человек, который поможет вам с головными болями, головокружениями, быстрой утомляемостью, давлением. Иногда для того, чтобы справиться с этими проявлениями, достаточно назначений психиатра, но бывает так, что нужны оба специалиста.
Третий этап — психолог. Это тот человек, который поможет вам выстроить жизнь так, чтобы снизить вероятность повторного заболевания депрессией, подсветит те пункты, в которых вы перегружаетесь, научит выстраивать взаимодействие с окружающими так, чтобы оно не истощало вас. Почему мы говорим о психологе только как о третьем этапе? Психолог — это не врач. Конечно, хороший психолог должен чётко видеть зону своей ответственности, и, если вы пришли к нему с запросом, который требует вмешательства врача, отправить вас правильным маршрутом. Но не всегда психолог достаточно квалифицирован для того, чтобы верно диагностировать ваше состояние, а порой недостаточно соблюдает этику и продолжает сеансы, даже когда видит, что ваше состояние не улучшается, а то и усугубляется. Так что лучше не рискуйте и начните с посещения врача.
О чем вам нужно помнить? Депрессия — это такая же болезнь, как и все остальные. И болеть депрессией — не более стыдно, чем болеть диабетом. Если не начать вовремя лечение — состояние будет усугубляться, может стать жизнеугрожающим, быть причиной разрыва отношений или потери рабочего места, и точно существенно снизит качество вашей жизни. При своевременно начатой коррекции депрессия полностью излечима.