Милана Смердова — одна из немногих девушек в России, у которых есть свидетельство пилота вертолета. 1 августа она стала первой в мире женщиной-пилотом МИ-38 и вошла в книгу рекордов России. Поговорили с Миланой о детских мечтах, стереотипах вокруг «мужской профессии» и любви к «вертушкам».
«Мой случай не свойственен для авиации»
Вообще мой случай не свойственен для авиации. Все идут сюда с какой-то детской мечтой, а у меня ее не было. В конце 10 класса я просто узнала, что Омский авиационный колледж набирает девочек, заинтересовалась и стала изучать: кто такие пилоты, чем занимаются и где летают. Так после 11 класса я туда и поступила.
Я не строила никаких ожиданий, поэтому и разочарований от колледжа у меня не было. Единственное, что не понравилось, — мы поздно выпустились, наш выпускной задержали на два года. Говорили, это случилось из-за нехватки денег. То есть вместо трех лет я формально училась пять: получила диплом в 2018, а выпустилась только в 2020.
В группе нас было 20 человек — 17 мальчиков и три девочки, включая меня. Первый курс был вводный — мы изучали механику, общую информацию об авиации. На втором появились более профильные предметы: аэродинамика, навигация, двигатели, руководство по летной эксплуатации, федерально-авиационные правила (ФАПы).
Любимого предмета у меня не появилось, я всегда ориентировалась на отдельных преподавателей и до сих пор считаю, что все зависит именно от них — людей, которые ведут занятия. Педагог может заинтересовать даже скучным предметом им или наоборот, превратить интересный предмет в нелюбимый. Так, именно из-за поэтому я полюбила «Аэродинамику» и совсем не прониклась предметом, связанным с самолетостроением — преподаватель предвзято относился к девочкам и постоянно меня подкалывал.
Полеты должны были быть до защиты диплома, но у нас получилось наоборот. Сначала мы сдали все экзамены, получили диплом и только затем занялись практикой.
Перед вылетом каждое утро у нас был брифинг, наземная подготовка. Мы писали тест, сдавали «Навигацию». Нам заранее предоставляли материал по аэропорту, площадке, где мы летаем — нужно было все это выучить, перед стартом проверяли и это. Потом командир летного отряда читал погоду, взлетно-посадочный курс, распределял порядок (кто в дежурстве, а кто летает). После этого мы готовили штурманский бортовой журнал и выходили на полет.
Свой первый раз я помню хорошо. Видимо, потому что было очень волнительно! Все длилось от силы минут 30. У меня был маленький, очень маневренный вертолет. Порывы ветра в нем ощущались так, как будто плывешь на корабле по волнам — от этого захватывало дух. Я уже четыре года работаю в авиации, но это чувство трепета есть до сих пор.
«Месяц в Магадане, месяц — дома»
После колледжа я уехала работать в авиакомпанию «Скол». Главный офис находился в Калининграде, а работа была по всем городам России. Потом авиакомпания распалась и пришлось искать новую работу. Так я попала в авиацию Колымы — вертолеты базируются и летают по Магаданской области. Теперь у меня вахтовая работа: месяц в Магадане, месяц дома, в Омске.
Мой рабочий день распланирован поминутно. Утром мы просыпаемся, связываемся с диспетчером и ждем поступления заявки — например, сообщения от медицинских работников, что нужно кого-то госпитализировать. Как только поступает заявка, мы подготавливаем документы, поднимаемся на борт и вылетаем в назначенное время. В редкие дни, когда заявка не поступает, отдыхаем дома.
Наша авиакомпания является основным эксплуатантом вертолета МИ-38, и я в какой-то момент просто захотела переобучиться на нем летать. Так и стала первой девушкой, которая это сделала — до меня этим вертолетом управляли только мужчины. Потом руководство моей авиакомпании предложило зафиксировать этот факт. Я собрала все необходимы документы, заполнила заявление на сайте и все. Мой рекорд подтвердили и выслали мне сертификат, медаль, нашивку и браслет.
Переобучение длилось около двух месяцев и проходило на Казанском вертолетном заводе. Нельзя сравнить полет на новом типе вертолета с моим самым первым полетом — у меня было намного меньше волнения и больше опыта и интереса. В сумме нужно было налетать 7 часов (один полет обычно длится около 30 минут). В целом, было не сложно. До МИ-38 я летала на другом вертолете — он назывался МИ-8 и был меньше по габаритам, легче, у него другая система и двигатели. Несмотря на это, я быстро адаптировалась к новой машине.
К тому, что вошла в книгу рекордов России, я отнеслась очень скромно. Не думала и даже, может, не хотела, чтобы это настолько завирусилось. Я воспринимаю это как факт и результат моей работы, которую очень люблю. И люблю много за что: за возможность постоянно общаться с людьми и помогать, спасать природу. Люблю за красивые и живописные виды из кабины, за ощущение невесомости во время полета, мандраж во время взлета и посадки.
«Может, мужчины боятся, что мы у них что-то заберем»
Конечно, я сталкивалась со стереотипами и разными непрошенными мнениями вокруг своей профессии. Одни говорят, что я «пилотка», другие — что это «неженская» профессия из-за постоянных перепадов температур и что вообще мужчины лучше летают, третьи спрашивают, почему я не рожаю детей и не варю борщи. Я этих высказываний не понимаю: в годы Великой Отечественной войны женщины летали не хуже, а даже лучше мужчин. Непонятно, почему сейчас такое отношение — может, мужчины боятся, что мы у них что-то заберем.
При трудоустройстве я тоже часто сталкиваешься с сексизмом. Однажды позвонила в авиакомпанию, и мне отказали, потому что я девочка, даже не спросив про опыт и подготовку. Я понимаю, что физически слабее мужчины, но если нужна помощь вынести человека на каталке из вертолета или поднять коробки, я всегда помогу.
Девушка ты или парень — не важно. Каждый может стать хорошим пилотом. Главное — желание и психологическая готовность к стрессу. Пилот вертолета должен быть усидчивым, лояльным, коммуникабельным человеком, готовым к встрече с совершенно разными людьми.
Главное — не терять себя
Я хочу дальше развиваться в профессии и стать командиром экипажа (пока я второй пилот). Еще мечтаю поехать в Мурманск и посмотреть на китов и северное сияние. Недавно была на Камчатке и видела касаток — счастью не было предела! Исполнила ведь мечту.
Я люблю путешествовать. Мой любимый город — Калининград, куда я хочу возвращаться снова и снова. Еще нравится в Петрозаводске, я была один раз там по работе, но интересно приехать туристом. Хочется посмотреть на него не с высоты — виды на земле иногда даже красивее.
Честно говоря, к себе я слишком требовательна, у меня в голове много планов. Из-за этого бывает грустно, когда что-то не получается. Я стараюсь не опускать руки и делать то, что умею. Жизненного кредо у меня нет, но главное — не терять себя, ставить цели и не слушать завистников. Я знаю, что я спокойная, добрая, дюблю помогать людям и животным, заниматься благотворительностью. И понимаю, что делают мир чуточку лучше.