Эмоциональную боль и страдание часто воспринимают как девиацию, а счастье — как здоровую норму. Профессор университета Балтимор Джон Джей Донахью считает, что это ошибка. Дело в том, что распространенность психиатрических заболеваний указывает на обратное — около половины всех взрослых людей в какой-то период жизни сталкиваются с ментальными расстройствами. Профессор уверен: психологическое страдание настолько широко распространено, что нам стоит меньше фокусироваться на том, что может сделать нас счастливыми, и больше — на осмысленных действиях, независимо от того, как мы себя чувствуем. Рассказываем, как это работает.
Донахью считает, что психотерапия должна помогать людям активно функционировать, когда они страдают, в том числе, чтобы уменьшить симптомы. Такой подход применяется в терапии принятия и ответственности (acceptance and commitment therapy, ACT). Цель ACT не обязательно в том, чтобы заменить негативные эмоции человека на позитивные или уменьшить число неприятных мыслей, а в том, чтобы вне зависимости от настроения и мотивации он смог жить содержательно и быть эффективным.
В повседневной жизни стоит фокусироваться на ценностях, которые вы считаете важными, и действовать в соответствии с ними. В результате у вас появится ощущение смысла и цели. С точки зрения ACT, симптомы психических расстройств и психологических страданий более проблематичны, когда связаны с ригидным поведением, отвлекающим нас от осмысленной жизни. Мы можем не иметь никакого контроля над болью, которую испытываем, но нам под силу контролировать то, что мы делаем в ответ на страдание.
Распространенные реакции на сложные эмоции и мысли — это избегание, злоупотребление психоактивными веществами и агрессия. Они могут облегчать страдания в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной — наносить ущерб вашим отношениям, карьере, свободе и личному росту. А именно они дают нам ощущение смысла и цели. Донахью считает, что мы можем не минимизировать боль, отдаляясь от жизни и рутины, а принимать решения на основании наших ценностей и того, кем мы хотим стать, а не того, как мы хотим себя чувствовать.
В 2013 году психологи Тод Кашдан и Патрик МакНайт из Университета Джорджа Мэйсона исследовали связь между наделенной целью жизнью и самочувствием людей с социальной тревожностью. Это довольно распространенное состояние, в котором человек испытывает сильный страх перед социальными контактами и оценкой общества. Люди с такой тревожностью ценят позитивные отношения, но избегают социальных взаимодействий.
В начале исследования участники определяли главную цель или смысл своей жизни. Затем каждый день в течение двух недель они оценивали свои ежедневные усилия и прогресс в достижении цели, а также свою самооценку, ощущение ценности жизни и подверженность позитивным или негативным эмоциям. Оказалось, что в дни, когда они прилагали много усилий для достижения главной цели, они также чувствовали себя лучше и испытывали позитивные эмоции. Важно, что в обратную сторону это не работало: хорошее самочувствие не гарантировало, что человек будет прогрессировать в важных для него делах. Исследование подчеркивает, что иногда нам нужно делать выборы, отталкиваясь от наших целей, вне зависимости от того, как мы чувствуем себя в этот день. Если бы только это было легко!
Совершать такие выборы непросто, поэтому АСТ уделяет особое внимание навыкам и методам, которые помогут закрепить осознанную позиции по отношению к сложным чувствам и внутренним переживаниям. То есть терапевты не говорят: «Сделай ЭТО и твоя жизнь наладится». Методики АСТ не обслуживают меняющиеся эмоциональные состояния, а облегчают принятие правильного решения.
Эффективность такой терапии для людей с очень разными психологическими проблемами показывает, что она выходит за рамки традиционных представлений о диагнозах. Исследования касались не только социальной тревожности, но и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), депрессии, хронической боли, суицидальных мыслей и других серьезных проблем. Результаты показали связь между осознанным движением к цели и позитивными улучшениями психики. Суть АСТ состоит в том, чтобы открыться «демонам», осуждению и страданию, которые прячутся внутри нас, чтобы двигаться к тому, что имеет для нас наибольшую ценность.