Хайп вокруг осознанности, медитации и майндфулнеса, с одной стороны, привлек новых адептов, с другой — сыграл с практикой злую шутку. Интернет наполнен изображениями одухотворенных людей в позе лотоса, снятых где-нибудь на фоне первозданной природы. Складывается впечатление, что осознанность сплошь состоит из релаксации и праздности. Блогер и автор нескольких книг Лео Бабаута опровергает сложившийся стереотип. Он пишет о том, как важно практиковать майндфулнес с широко открытыми глазами и понимать, что это настоящий труд, а не пассивный отдых.
Во время медитации иногда бывает, что вам никак не удается настроиться на нужный лад. Вы сидите, словно на иголках, думаете о развлечениях или проблемах, составляете план на следующий день, мысленно отвечаете на деловые письма и так далее. Словом, майндфулнес требует выдержки и привычки. И это уже звучит как достойная причина начать практику.
Майндфулнес может быть беспорядочным. Быть всегда одинаково включенным, соблюдать режим — не простая задача. Даже если вы начали в хорошем темпе, каждый день практикуете осознанность, в один момент все может пойти не по плану: например, вы переутомились, заболели или выбились из графика из-за отпуска. А может быть, вы ежедневно тренируетесь, но все время забываете выделить время на повторное занятие в течение дня. И вы корите себя за то, что сдались.
Ваша практика будет так же беспорядочна и витиевата, как и само течение жизни. Этот факт стоит принять и научиться адаптировать свою рутину под текущие обстоятельства.
Майндфулнес может приносить дискомфорт. Сидеть в одной позе и стараться усилить свое восприятие момента — дело не самое увлекательное. О, ужас — иногда в такие моменты вы попросту испытываете скуку. Ваше тело может подавать вам разные сигналы — к примеру, вы бы предпочли лечь на пол или, наоборот, заняться интенсивными физическими упражнениями. А еще вас отвлекают посторонние звуки. Но вы сопротивляетесь изо всех сил внешним и внутренним сигналам, и вконец чувствуете себя совершенно измотанным.
Майндфулнес приносит дискомфорт, потому что нам сложно отказаться от своих привычек. И по этой же причине практика помогает развить в себе выдержку и силу воли.
Майндфулнес выдергивает почву у вас из-под ног. Предположим, вы занимаетесь уже несколько месяцев. Вам кажется, что вы пришли к осознанию чего-то важного, нашли свою внутреннюю силу. Однако все ваши знания могут быть мгновенно поставлены с ног на голову после встречи с новым наставником или обретением еще одного навыка. Вам приходится адаптироваться к новой истине. Проходит еще несколько месяцев — и на вас снова обрушивается некое открытие, заставляющее усомниться во всех прежних знаниях.
Это сложно принять. И все же, бесконечное расширение горизонта составляет значительную часть очарования и силы этой практики.
Майндфулнес требует регулярных тренировок, но результат не удастся оценить объективно. Сперва у вас ничего не будет получаться. И вы решите: это нормально, ведь так случается с любым новым занятием. Только здесь подвох в том, что вы никогда не овладеете мастерством осознанности. Вам всегда будет казаться, что вы не до конца понимаете, как «правильно». Осознанность непохожа на линейный процесс обучения, когда можно достичь пика и почувствовать удовлетворение. Иногда наградой будет ощущение вдохновения и уверенности, иногда вас будет сопровождать только чувство смятения. Практика осознанности вся состоит из волновых движений — спад и подъем, спад и подъем. Вам предстоит научиться любить такую динамику.
Практикуясь, вы поймете, что недостаточно терпеливы, спокойны, строги или мотивированы. Вам придется столкнуться лицом к лицу со своими страхами и сомнениями — и подружиться с ними.
Однажды вы придете к мысли, что майндфулнес не может быть ответом на все ваши вопросы. Зато эта практика научит вас быть самостоятельнее и сильнее. Вы гораздо глубже будете понимать себя — и порой это будет не самое приятное ощущение.
Майндфулнес — это не только про глубокое самопознание, практика также предполагает участие и сопереживание другим людям. Осознанность — это жизнь с открытым сердцем и готовность принимать окружающий мир во всей его сложности.