Есть много способов перехать в США, чтобы жить и работать. Но один из самых недооценных вариантов — О1, рабочая виза для людей «с выдающимися способностями». Название может испугать. Кажется, что это вариант для невероятно талантливых и успешных людей, способность отнести себя к которым граничит с нарциссизмом. На самом деле такая виза — вполне доступный вариант. И это подтверждают три истории наших героев: проектного менеджера Анны Сиприковой, IT-бизнесмена Михаила Брюсова и дизайнера Алексея Ивановского.
Анна Сиприкова
Проектный менеджер программы Streets for Kids в компании NACTO
Еще учась в Московском Архитектурном Институте, я поняла, что хочу заниматься городским планированием и дизайном городской среды, а не градостроительством в советском понимании. Был 2011 год, только появился институт «Стрелка», «Высшей школы урбанистики» еще не существовало, поэтому решила получить хорошее образование за рубежом. Благодаря программе «Стрелки», куда я успешно поступила, попала в Массачусетский технологический институт (MIT). Вернувшись в Москву, я сразу подала документы на грант Fullbright и через полтора года поехала в США по визе J1 для специалистов в области образования, культуры и науки.
О визе О1 я узнала от знакомого, который учился в США на адвоката. У нее есть несколько преимуществ перед остальными. Во-первых, на количество таких виз нет ограничений, подать заявку можно в любой момент, а это привлекательно для работодателя, если он у вас есть (для сравнения — визу H1B коммерческой компании надо выиграть в лотерею). Во-вторых, если вы задумывались о гранте Fullbright, то знаете, что после визы J1 нельзя получить иммиграционную визу или грин-карту. С О1 такой проблемы нет. В-третьих, продлевать такую визу реально неограниченное количество раз, главное продолжать работать по специальности. Кстати, есть шанс, что через несколько лет вы получите грин-карту для талантливых людей.
Критерии получения О1 легко найти в интернете. Очень рекомендую статью Александра Кирова. Затем нужно определиться с категорией. Их две: первая не требует работодателя и подходит актерам, дизайнерам, художникам, спортсменам и т. д. Вторая для тех, у кого есть постоянный работодатель в США. Важный момент: работодатель должен предложить вам рыночную зарплату, которая будет соответствовать вашим талантам.
Я подавала заявку на визу через юриста. Несмотря на высокую цену его услуг (от 5 до 10 тысяч долларов, плюс официальные сборы — около 1 500 долларов за ускоренное рассмотрение), есть мнение, что заявки от юристов рассматривают быстрее и они вызывают меньше вопросов. Если вы любите во всем разбираться, отлично владеете английским, то можете обойтись без юриста, я знаю несколько успешных примеров. В моем случае работодатель взял на себя расходы по визе (это можно обсудить при приеме на работу). Мне было проще собирать письма и документы, потому что я уже жила и работала в США, но все равно процесс занял около четырех месяцев. Еще два месяца ушли на подачу и рассмотрение визовой заявки. Когда я подавала на визу во второй раз, то собрала все за две недели.
Некоторые считают, что О1 — это виза для нобелевских лауреатов или топ-менеджеров с миллиардным доходом. На самом деле ее реально получить всем творческим специалистам, даже визажистам, блогерам и стилистам. То есть возможности гораздо шире, чем принято думать. И это хороший стимул наконец дописать пару статей, подать работы на конкурс и, например, доделать свой сайт. Для всех остальных отправная точка — работодатель.
Михаил Брусов
Сооснователь и CEO компании Cindicator
С 2009 года я занимаюсь IT-предпринимательством. В декабре 2015-го меня пригласили в американский акселератор, и в январе 2016-го я впервые оказался в Нью-Йорке. После акселерации мы привлекли первые инвестиции. Тогда я понял, что хочу построить глобальный бизнес и выйти на американский рынок.
Рассмотрел разные варианты, как можно легализоваться. Сначала подумал, что есть шанс получить визу L1 для менеджеров высшего звена зарубежных компаний, которые открывают представительство в США. Но это более сложный вариант, и миграционный адвокат посоветовал визу О1. С одной стороны, это временная виза, с другой — ее можно продлевать всю жизнь. При этом, ты не становишься налоговым резидентом США, в отличие, например, от грин-карты. А еще я не планировал с концами переезжать в Нью-Йорк, и до сих пор живу на несколько городов, часто бываю в Москве. По визе О1 нет требований к нахождению в США, поэтому я ее выбрал.
Первый раз я получал эту визу в конце 2016 года. Я решил нанять адвоката, потому что это значительно облегчает процесс и меньше риск ошибиться. Сначала нужно составить заявку. В списке нужных доказательств того, что вы — талантливый человек с экстраординарными способностями в своей сфере, есть шесть пунктов. Нужно набрать хотя бы половину. Например, собрать пять рекомендательных писем от людей, которые уважаемы и признаны в нужной области, в моем случае — в бизнесе. Также о вас должны писать в крупных федеральных или международных СМИ, вы должны быть членом профессиональных организаций в своей сфере и приглашенным экспертом или членом жюри профильных конкурсов. На сбор всех доказательств у нас ушло около пяти месяцев.
Затем нужно отправить заявку в миграционную службу. Ответ придет в течение примерно двух месяцев, но процесс рассмотрения можно ускорить, заплатив 1 000 долларов. Если вы получите отказ, то можно подать аппеляцию, но я с таким не сталкивался. А если заявку одобрят, то вас ждет собеседование. Оно мало отличается от того, что происходит при подаче на туристическую визу. То есть собеседование может длится от 20 секунд до часа, вам могут формально задать 1-2 вопроса или мучить уточнениями. Мое, например, заняло меньше минуты — меня спросили только о том, чем занимается моя компания и какова моя в ней роль. Но у меня есть знакомый, которому одобрили заявку, а затем отказали в визе после собеседования, видимо, что-то в нем не понравилось.
95% цены этого удовольствия зависит от стоимости работы адвоката. Он обойдется вам от 5 000 до 20 000 долларов. Остальные 5% — различные переводы документов и прочие мелочи.
Второй раз я получал О1 осенью 2019. Пришлось так же, как и три года назад, заново собирать все документы. С приходом администрации Трампа и новой миграционной политикой США получить визу в первый раз стало сложнее. Некоторым моим знакомым-предпринимателям отказали, а другим сильно задерживают решение. Но у меня проблем не возникло. Во-первых, мне больше повезло с адвокатом, а во-вторых, продлевать визу все же проще, чем получать впервые. Например, мне не нужно было проходить собеседование.
Если вы предприниматель и хотите выйти на американский рынок, то виза О1 — лучший вариант. Другие визы получить сложнее, а по туристической заниматься бизнесом опасно — рано или поздно попадетесь. Я считаю критерии к визе вполне адекватными. Если человек пять лет в России занимается бизнесом, прошел «долину смерти» стартапов и не бросил это дело, то он уже вполне неординарный. А статьи и прочие формальные доказательства — дело поправимое.
Алексей Ивановский
Дизайнер, основатель приложения W1D1
В 2018 году я занимался дизайном и параллельно пытался придумать новый образовательный продукт. Теперь это приложение W1D1 с ежедневными заданиями для творческого развития. Решение переехать в США принял по исключающей логике — ехать в Лондон или Берлин не хотелось, а многие друзья как раз находились в Америке. В итоге я выбирал между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком, остановился на последнем. Причем, я не планировал эмигрировать, просто хотел поработать оттуда и понять, как устроен американский рынок, чтобы в будущем вывести свой продукт. За год в США узнал о стране фантастически много и понял, что пока стоит сконцентрироваться на российских пользователях.
Виза О1 спасительна для всех, кто связан с творческой деятельностью. Я подавал заявку как дизайнер и арт-директор. Наверное, будь я разработчиком, все оказалось бы сложнее. Процесс начинается с поиска юриста, не знаю ни одного человека, у кого все получилось бы без него. Найти юриста мне помогли друзья. Получение визы заняло почти полгода и обошлось примерно в 7 тысяч долларов.
Наконец-то пригодились мои интервью в медиа и опыт выступлений на конференциях. Единственное — у меня не было никаких наград, я всегда сторонился конкурсов и прочего, но здесь могло бы пригодиться. Дополнительно пришлось опубликовать только одну статью про разработку нашего продукта. Дольше всего я собирал рекомендательные письма — ждал ответа от шести людей с разных концов света.
Главной ошибкой было то, что я не успел подать заявку до истечения срока пребывания по туристической визе. Пришлось довольно резко уехать из США. В итоге визу я получил в Риме.
Я считаю, что О1 отлично подходит любым творческим людям, даже с минимальной публичностью. Удивительная удача, что такая виза есть. Сейчас США чуть строже следят за визовыми вопросами, но все равно я знаю очень много удачных кейсов.