«Всё будет хорошо», — говорим мы друг другу, даже когда знаем, что не будет. А зачем? В психологии такое поведение называют нереалистичным оптимизмом или оптимистической предвзятостью. Еще 18 лет назад британские исследователи заинтересовались: ведет ли оптимизм к благополучию? Или, может, лучше быть пессимистом, ведь так точно ничего не потеряешь? А насколько эффективно смотреть на вещи реалистично, ни ожидая ни худшего, ни лучшего? Рассказываем о недавно опубликованных результатах их долгой работы.
Нереалистичный оптимизм
Коучи и книги в жанре «селф-хелп» неизменно повторяют: позитивное мышление — путь к счастью. Оптимизм, по их мнению, не только помогает разогнать тучи уныния, но и становится своего рода самосбывающимся пророчеством. Мы, якобы, настраиваемся на успех и этим приближаем его достижение.
Возможно, именно с медийной популярностью этой идеи связана тенденция к нереалистичному оптимизму — около 80% из нас склонны недооценивать вероятность неприятных событий. Однако оптимизм — это слишком уязвимая позиция. Согласно концепции нобелевского лауреата по экономике Даниэля Канемана и его коллеги Амоса Тверски, люди подвержены так называемой боязни потери (loss aversion). Ее суть в том, что нам больно терять то, чем мы уже обладаем.
При этом боль от утраты в два раза сильнее, чем радость от приобретения чего-то равноценного. Например, неожиданная потеря 5 фунтов в два раза острее, чем радость от неожиданно найденных 5 фунтов. Причем, даже если нам достанется 5 тысяч фунтов, мы будем воспринимать это событие как потерю, если изначально мы ожидали получить 10 тысяч. В таких случаях разрушительный характер нереалистичного оптимизма проявляется наиболее ярко.
Без розовых очков
Британские исследователи Дэвид де Меза из Лондонской школы экономики и политических наук и Крис Доусон из Батского университета нашли пагубности излишнего оптимизма научное подтверждение. В их эксперименте, который длился 18 лет, участвовал 1601 человек. Ученых интересовало благополучие участников — их удовлетворенность собственной жизнью и психологические проблемы, — а также их финансовое положение и их ожидания относительно того, как оно изменится в будущем.
Между лучшим финансовым положением и более высоким уровнем благополучия была выявлена ожидаемая связь. Однако один из результатов исследования был неожиданным. При прочих равных условиях, и те, кто переоценивал свое будущее денежное благосостояние, и те, кто ожидал худшего, демонстрировали более низкий уровень благополучия, чем реалисты.
Выходит, нам вовсе не обязательно постоянно заставлять себя мыслить позитивно. Напротив, именно реалистичный взгляд на будущее и решения, основанные на фактах, могут принести нам чувство благополучия.
Исследователи предлагают проверить их выводы, применив их к ситуации с коронавирусом. И оптимисты, и пессимисты принимают решения, основанные на ложных ожиданиях. В итоге они выбирают неадекватные меры для борьбы с потенциальными угрозами. Оптимисты считают, что они в меньшей степени, чем другие, рискуют заболеть коронавирусом и поэтому с меньшей серьезностью относятся к защитным мерам. Пессимисты же будут под любым предлогом избегать выхода из дома. Ни та, ни другая стратегия, очевидно, не гарантируют будущего благополучия. Между тем, реалисты будут основывать свое поведение на знании того факта, что риск тяжело заболеть во многом зависит от возраста.
Коротко и ясно — это все про наш Twitter