Если в офисе ещё можно как-то скрыть свое выгорание, спрятавшись за кулером, то что делать тем, кто работает на сцене и находится под пристальным вниманием зрителя? «Цех» поговорил с актерами лучших театров Москвы и преподавателями актерского мастерства в Gogol school и спросил у них, что они делают, когда ничего делать уже не хочется?
Сергей Карабань, актер Мастерской Брусникина, режиссер:
«Лично мне помогают три вещи:
- заразиться энергией от команды. Общая энергия способна сильно мотивировать и даёт силы;
- расставить «манки»: перепридумать идею того, что надо сделать. Вообразить новые обстоятельства или найти новый контекст. Сделать для себя какую-нибудь вещь снова интересной.
- простые физические действия всегда работают. Просто помыть полы бывает иногда важнее и полезнее двухчасовой репетиции».
Никита Ковтунов, актер Мастерской Брусникина:
«Когда не хочется работать, нужно полежать и не работать».
Илья Ромашко, художественный руководитель Gogol School, актер «Гоголь-центра»:
«Для начала нужно понять, что собственно происходит. Почему выгорание произошло. Обычно, если человек занимается делом, которое приносит ему радость и удовлетворение, в котором он сам реализуется, то происходит мощный энергообмен. Если ты отдаешь много, если тебе нравится то, что происходит, тебе столько же и возвращается, а чаще — возвращается намного больше.
А если что-то тебя выматывает, не дает возврата энергии, то, скорее всего, есть какая-то ошибка в самом процессе. Ошибка не в том, как процесс устроен, а ошибка в отношении человека к этому процессу. Если мы говорим о работе, то, может быть, это работа только ради денег, и она выматывает? Если это отношения, то там может быть деструктив, абьюз, какая-то зависимость. Здесь огромное поле вариантов, и первое, что надо сделать — это разобраться, что происходит, почему я чувствую себя таким выпитым, высушенным, выжженным?
Упражнение № 1
Нужно час лежать и ничего не делать. Очень сложное упражнение. Не смотреть в телефон, не строить планы, не ковыряться в самом себе — просто час лежать и смотреть на потолок или на лампу или на люстру, не важно. Одним словом, первое, что надо сделать — очистить и перезагрузить мозг. Выгорание — это пребывание в какой-то ситуации. Из этой ситуации было бы неплохо выйти. Лежать и ни о чем не думать сложно, но это такая форма медитации. Не анализировать, что не так, не строить планы по исправлению самого себя или ситуации. Просто лежать и ничего не делать.
Упражнение № 2
Дать самому себе время. Разгрести календарь, выделить день и не планировать вообще ничего: ни встреч, ни звонков, ни пивнушек с друзьями. В этот день было бы здорово сделать то, чего вы никогда не делали. Попробовать тайскую кухню или жаренных тараканов, прыгнуть с парашютом, съездить в музей игровых автоматов. Важно делать это не через силу, а прислушаться к своим импульсам. Хочется на весь день в баню — нет проблем, идите в баню, хочется на массаж — сходите на массаж. А дальше в этот день нужно сделать нечто вроде «сходи туда — не знаю, куда». Поели тараканов, прыгнули с парашютом — и идите. Ходьба без цели, без графика, без тайминга — просто процесс перемещения в пространстве. Здорово поймать ощущения бесцельности и безвременья. Высушенность и выжженность обусловлена тем, что мы всё время должны делать то, чего мы не хотим делать к какому-то определенному сроку. Мы должны делать что-то, что нам не приносит радости, достигать конкретных результатов в определенный промежуток времени. Важно оказаться в ситуации, где нет времени, нет никакого результата, а есть только процесс.
Во время этой прогулки нужно останавливаться и уделять внимание тому, что это внимание привлекает. Какая-то красивая вывеска у магазина или витрина? Класс. Можно остановиться и просто посмотреть. При этом попробовать вербализировать, ответить себе на вопрос, почему это привлекает мое внимание? Не с точки зрения рацио — потому что, допустим, вывеска розовая, яркая и так далее, нет, нужно попробовать зайти со стороны чувствования. Какие эмоции у меня возникают, когда я смотрю на эту витрину или вижу какую-то старую кривую искареженную лавку? Я чувствую любопытство, заинтересованность или она отзывается во мне, потому что я сам сейчас как эта лавка? Или передо мной детские игрушки, разбросанные в песочнице — что я ощущаю? Ностальгию, теплую грусть? Надо сконцентрироваться на своих чувствах. Обычно, когда мы сами выжаты, наши чувства точно так же высушены и становятся сублимированными, мумифицированными, атрофированными. На то, чтобы что-то чувствовать не остается ни сил, ни времени. Мы постоянно в каком-то загоне, поэтому нужно уделить внимание своим чувствам как крайне важной состовляющей жизненного процесса.
Упражение № 3
Имеет смысл переходить к нему, когда вы уже сделали то, чего никогда не делали и погуляли часа три-четыре. Если во время прогулки захочется чего-нибудь съесть, и потянет на какую-то сосиску, дурацкую колбаску или шаурму, а вы ведете здоровый образ жизни и следите за фигурой, то прекрасно, съешьте две колбаски и четыре шаурмы. Съешьте столько, сколько надо, дайте себе сделать то, что действительно хочется, а не то, что вы себе напланировали, считаете полезным и эффективным и прочее. Отпустите всё. Хочется купить бутылку вина и гулять с ней — нет проблем, но здесь важно не напиться (распитие спиртных напитков в публичных местах запрещено законом и карается штрафом от 500 до 1500 рублей (ст. 20.21 КоАП РФ) — прим. «Цеха»).
Упражнение № 4
Нужно лечь на тот же диван или сесть в удобное кресло и поговорить с этим самым чувством опустошенности. Сначала его нужно описать. Если вы представите, что это чувство опустошенности и выжатости сидит напротив вас, то оно какое? Возьмите лист бумаги и потратьте минут семь на то, чтобы записать, какие ассоциации у вас возникают. Какой оно формы, какие у него конечности, какие глаза?
Теперь отложите лист в сторону и поговорите с ним, с этим чувством. Задайте вопросы, которые вас волнуют — кто ты, откуда ты взялось, чего ты от меня хочешь? Любые вопросы, которые приходят на ум. Выслушайте эти ответы, запишите что-то важное из того, что услышите.
А теперь попробуйте сами встать на место этого чуства опустошенности и будто бы стать им, и уже из этой позиции поговорите с самим собой. Это может быть очень странный монолог, или какие-то слова, которые раньше не приходили в голову, какие-то инсайты. В процессе лучше ничего не записывать, лучше это сделать потом. Самый кайф — включить диктофон или камеру на телефоне и записать. Потом прослушать записи и сделать какие-то пометки.
Почувстуйте разницу — в исходной точке это чувство внутри вас и вы не можете его от себя отделить, оно вас поглощает и вы не можете из него выбраться. Финальная точка — это осознанное вхождение в это состояние и разбор изнутри, откуда оно взялось и чего оно хочет, как оно во мне живет и куда оно меня движет, на какую мою неудовлетворенность оно отвечает.
В общем, нужно провести такой забавный день. В целом, социум устроен так, что мы крайне мало уделяем времени самим себе. Время, когда мы можем побыть наедине с собой лимитировано, и выглядит как жесткие, эффективные и быстрые практики: йога, спортзал, утренняя пробежка. Опустошенность в том числе появляется и от этого цейтнота, от того, что все так сильно ограничено. На то, чтобы отделить себя от этого состояния нужно время. Хотя бы один день.
Важно в этот разгрузочный день входить без ожиданий: «Вот сейчас я со всем разберусь, восстановлюсь и всё встанет на свои места». Нет, скорее всего, не восстановитесь, не определитесь. Это день внимания к самому себе, принятия и слушания себя. Такие проблемы за день не решаются, здесь нужен системный подход. Такой разгрузочный день круто делать где-то раз в три недели.
Из выгоревшего состояния очень сложно не то, что работать, сложно вообще жить. И очень важно в этом состоянии впустить в свою жизнь что-то, что приносит радость и удовольствие, и при этом не имеет какого-то конкретного выхлопа, применяемого где-то результата. Если вас тянет на какое-то созидательное, спокойное, отрешенное от всего творчество, то запланируйте себе ходить несколько раз в неделю на курсы керамики или лепки из глины. Это дикий кайф. Или запишитесь на фехтование. Это должно быть что-то, что приносит радость, счастье и удовольствие.
Пусть это будет ценой отказа от каких-то рабочих задач, но это крайне важно именно для того, чтобы качество вашей же работы улучшилось. Выгоревший, сдутый, истощенный человек не может нормально работать. Следующим шагом вполне может быть просто увольнение. Из этого состояния крайне сложно строить отношения — и здесь следующим шагом может быть разрыв. С этим миром очень здорово взаимодействовать, когда ты наполнен, насыщен, рад, когда в тебе куча положительной энергии. И эта энергия складывается из любви к себе, удовлетворенности собой и радости от себя и того, что ты делаешь. Эту радость нужно где-то брать».
Набор в актерские и пластические лаборатории Gogol School продлен до 18 сентября — все подробности на сайте