Исторический подкаст «Закат империи» погружает в действительность умирающей монархической России через эмоциональные истории очевидцев тех лет — с необычным зачином и неожиданными развязками. Темы автор тоже выбирает привлекающие внимание: «Любовь, символизм и морфий», «Слабоумие и отвага в Православной церкви» или, скажем, «Страх и отвращение в Российской империи». Рассказываем о том, почему этот подкаст может заинтересовать вас сильнее учебников или лекций по истории.
Автор подкаста Андрей Аксенов — программист. Исторического образования у него нет, но он считает себя «если не историком, то популяризатором истории». Подходить к изучению событий прошлого холодно и объективно автору помогает «скептический ум инженера»: помимо программирования, он занимается преподаванием сетевых технологий в Бауманке. Аксенов давно влюблен в период последних лет Российской империи за его динамичность и непредсказуемость. Изучению этой эпохи он посвятил несколько лет, читая книги, мемуары, статьи.
«Я щепетилен в источниках и все факты проверяю перед тем, как рассказать, хотя конечно, случаются неточности — тогда пишу об этом в комментариях, — рассказывает создатель передачи и добавляет: — Мой подкаст — это нормальное историческое исследование, просто озвученное в легкой форме, к тому же я целенаправленно стараюсь выбирать истории, в которых есть нарратив».
Аксенову не нравятся обычные исторические подкасты, которые сухо рассказывают о том, чем был средневековый университет или что послужило причиной Наполеоновский войн. Эмоциональность, нарративность, необычные истории, неожиданные сюжетные повороты и параллели с сегодняшним днем — вот на что ориентируется создатель «Заката империи».
Например, в выпуске «Панк-рок в Российской империи» Аксенов рассказывает о бунтарях последних лет царской России — футуристах. Давид Бурлюк свое выступление на публичном диспуте «О современной литературе» начинает фразой «Лев Толстой — старая сплетница». Казимир Малевич под разгневанные крики публики рассуждает о прессе как о «тупоголовых пожарных, гасящих огонь всего нового и неведомого». Велимир Хлебников объявляет себя «председателем земного шара» и без стеснения придумывает новые слова. «Футуристов», например, он предлагает заменить словом «будетляне». Но самая главная звезда российского футуризма — Владимир Маяковский. Шокируя публику, привыкшую к брюкам, сюртуку и головному убору, он носит желтую кофту и громогласно читает такие же яркие, как его кофта, новаторские стихи без размера. Футуристы вызывают ужас и недоумение у пожилой общественности, но набирают популярность среди молодежи. Издательства не хотят публиковать их, и в 1913 году они решают ехать в тур по стране: «продают мерч и сборники стихов». Чем не панки?
«Закат империи» забирался в топ iTunes, а сегодня это один из самых популярных исторических каналов на «Яндекс.Музыке». Помимо эмоциональной подачи, подкаст привлекает внимание выбором тем: секс и алкоголь, гашиш и морфий, декаданс и гомосексуальность, «ихтамнеты» и террористы. Еще одна причина популярности проекта Аксенова — подкастов о российской истории довольно мало. «Конкуренции в моей области почти нет», — признается он.
Где слушать — Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Подкасты, Soundcloud
Язык — русский
Кому понравится — всем, кому хочется узнать о российской истории и понять, как она соотносится с нашей действительностью
Все самое важное и интересное собираем на нашей странице ВКонтакте