Каждый день мы внимательно читаем сводки новостей об эпидемии COVID-19 и пытаемся понять, как жить, чтобы не заразиться. Мы снимаем с себя маски и снова надеваем их, запираемся дома и выходим на пробежку, закупаем антисептики по небывалой цене и доверяем только мылу. Советов и новых научных данных так много, что ориентироваться в них всё сложнее, тем более что некоторые сведения потом оказываются ложью — передаём привет лебедям из Венеции. «Цех» узнал у биолога, популяризатора науки и автора подкаста «Голый землекоп» Ильи Колмановского, можно ли найти истину в таком объеме данных, как правильно читать исследования и что делать, чтобы сохранить у себя в голове научные знания.
Как люди без специального образования вникают в научные знания
Совсем недавно у меня на странице в фейсбуке обсуждалось, могут ли переболевшие коронавирусом вести нормальный образ жизни и выйти из карантина. Собеседник, который ухватил какой-то то важный кусок рационального взгляда на эпидемию, говорит: «Нельзя выпускать людей, они будут переносить вирус на своих руках». В действительности он не прав, потому что для эпидемиологов источником и переносчиком вируса являются только те люди, у которых вирус размножается в глотке. Они выкашливают миллионы вирусных частиц, а количество вирусных частиц в цепочке «рот — ручка — двери — рука другого человека — поручень в автобусе — рука третьего человека — его рот» будет убывать на несколько порядков на каждом этапе. И, скорее всего, в глотке у этого третьего человека нужных ста вирусов не будет. По крайней мере, эпидемиологи не станут учитывать этот путь передачи при решении о карантине.
Если нам, например, предстоит разобраться в том, как работают вирусы, вакцины, самые многообещающие попытки найти лечение, противоэпидемические меры, мы заранее понимаем, что будет немного больно. Когда это настоящее, качественное знание, в нем надо разбираться. Часто человека это останавливает, он уже на старте пасует, потому что систематически ему в это не вникнуть. И он решает выхватить что-то одно: он терпит, слушает или читает, пока не поймет какой-то кусочек. Довольный этой добычей, он достраивает свою шаткую конструкцию домыслами и собственными логическими выводами.
Где брать научные сведения, если не из фейсбука
Я все время читаю пресс-релизы из разных лабораторий по всему миру. Есть вещи, которые цепляют мое внимание: важные, связанные с повесткой или содержащие интересные истории. Это система новостей под эмбарго, когда у меня есть несколько дней, чтобы от имени широкой аудитории что-нибудь выяснить. Поэтому я звоню или пишу ученым и расспрашиваю их о содержании статей до тех пор, пока не пойму все достаточно хорошо, чтобы рассказать другим. После того, как снимается эмбарго, любой человек может прочитать эти новости на сайте eurekalert.org. Другое дело, что они написаны для научных журналистов. Например, будучи биологом, я не всегда ориентируюсь в релизах, написанных про какую-нибудь математику или физику.
Каким научным источникам точно можно верить
Мы живем в такое время, когда вопросы, которые возникают у общества к науке нельзя полностью отдавать на откуп экспертному знанию. В мире слишком много вещей и проблем, по поводу которых человеку нужно сформировать собственное мнение. Наглядный пример — эпидемия COVID-19. Чтобы разобраться в этой теме, нужно вникать, что говорят эксперты и кто на самом деле эксперт; как действует наука, когда есть вероятности развития ситуации в ту или иную сторону; как наука взвешивает эти вероятности и какое отношение все это имеет ко мне.
К кому стоит прислушиваться
Аргумент «это авторитетный человек, ему можно доверять» — довольно древний. Этот способ тоже плохо работает, потому что гладко говорящие люди могут утверждать совершенно противоположные вещи.
В науке есть система экспертизы, когда ученые критикуют друг друга, и она чрезвычайно эффективна, хотя и дает сбои. Прав тот, кто правильно складывает два и два, а не тот, у кого хорошие научные степени. Есть представление, сформулированное академиком Зализняком, что истина существует, и целью науки является ее поиск. Основной институт этого поиска — слепой суд коллег, рецензируемые журналы. Если это журнал с высоким импакт-фактором, его читает много недоброжелательных и высококвалифицированных глаз, и в случае ошибки разоблачение обязательно последует. Как узнать импакт-фактор? Просто загуглить его вместе с названием журнала. Но и это не должно быть нашим железным критерием. Например, в узких областях знаний у журнала может быть всего «тройка» (хотя все-таки меньше двух вызывает большое недоверие). У авторитетных журналов импакт-фактор может быть выше 10, 20 или 25. Но и здесь есть обратный эффект: в таких журналах чрезвычайно престижно публиковаться, поэтому у ученых есть сильный мотив пробиться туда любой ценой. Биологи шутят, что «если это опубликовано в Nature, значит, это правда». Но это самоироничная шутка, указывающая на то, что окончательной правды быть не может, и высочайшая моральная ценность в этой сфере — скепсис.
Кстати, у нашего подкаста «Голый землекоп» нет цели сделать так, чтобы вы ему полностью верили. Наша цель — начать разговор. Мы, конечно обращаемся только к тем ученым, в аффилиации которых уверены, и к тем суждениям, которые были проверены коллегами-учеными. Но мы совершенно готовы к тому, что они будут опровергнуты. Мы побуждаем любопытствовать. Если вы поймаете нас на фигне, пишите — будем разбираться.
Как быть тем, кто не может вникнуть в научное знание
Надо меньше верить соцсетям, не полагаться на какое-то харизматическое высказывание, стараться докликаться до первоисточника — статьи в каком-либо рецензируемом журнале. Но понятно, что на все вышеперечисленное у многих людей может не быть времени и сил.
Мы не можем ждать, что каждый человек станет экспертом и начнет во всей полноте впитывать в себя научные знания, но можем сделать этот процесс менее болезненным. В ХХ веке популяризаторы науки открыли для себя еще один вход в сознание человека — правополушарный, работающий через создание емких образов. Человек воспринимает образ с гораздо меньшими затратами, чем список сухих академических знаний. Если нам нужно описать какую-нибудь эпидемиологическую модель, мы должны работать не столько через логику, сколько через впечатление.
У такого подхода есть много критиков: кажется, если человеку легко что-то понять, значит, это знание не экспертное и оно ничего не стоит. Это мнимое противоречие. Наука — это всегда очень увлекательно, здесь есть место для игры и фантазии. На стадии формирования гипотез ученые должны максимально раскрепостить свою фантазию — потом, конечно, им придется доказывать все в строгих экспериментах. Часто в личном разговоре ученые слезают с табуретки и начинают говорить нормальным языком. Если у открытия есть интересная история, ты всегда можешь рассказать ее, и она оставит в голове человека стойкий образ — это будет очень доходчиво, а главное, безболезненно.
Как пересказывать научные открытия
Одно из лучших средств — это подкаст, потому что он задействует уши. Появляются образы, которые создает сознание, когда мы что-нибудь слушаем. Я приведу самый выразительный пример, которым воспользовались сами ученые.
Сейчас им необходимо изучать огромные пространственные структуры белка, которые образуют зубец коронавируса. И это та самая стадия, когда им надо включить образное восприятие: ученые прокручивают трехмерную компьютерную модель с очень сложными впадинами, равнинами, холмами, смотрят на нее и, исходя из прошлого знания, думают, как иммунитет будет взаимодействовать с этой поверхностью и каков потенциал у этого вируса, для того чтобы меняться и уходить от иммунного ответа. Им надо поместить в голову огромную и очень сложную структуру. Когда ученые делают это визуально, они задействуют образное восприятие — это называется «поиск мотивов».
Недавно группа ученых из MIT превратила последовательность аминокислот в этом белке — то, что составляет его структуру — в музыкальную композицию, приписав отдельным аминокислотам значение музыкальных нот. При помощи специального алгоритма была создана мелодия и аранжировка. Звучит очень красиво, но одновременно у этого образа есть научное содержание, которое мне кажется отличной метафорой ко всему нашему разговору. Идея в том, что ученые должны слушать эти мелодии и искать там повторяющиеся мотивы уже в буквальном смысле слова. Потому что здесь может помочь образное правополушарное восприятие: для того чтобы воспринять музыку, нужны гораздо более сложные обсчеты, чем для решения простой системы уравнений. Но при этом многие из нас не помнят, как решить уравнение, а эстетическое восприятие у человека может быть развито довольно хорошо. Кстати, музыку коронавируса можно послушать во втором выпуске нашего подкаста. Мы рекомендуем всем это сделать и приготовиться к тому, что в каждом новом выпуске вас будет ждать эстетическая реакция. Будь то увлекательные истории из жизни ученых или какие-то их красивые открытия и изобретения.
Каким научным источникам можно доверять? Список Ильи Колмановского:
- сайт с пресс-релизами из мира науки: eurekalert.org;
- научно-популярные издания: newscientist.com, The Atlantic, The New York Times, The Guardian, Discover Magazine, Wired, N+1;
- резцензируемые научные журналы: Science, Nature, Current Biology, PNAS, Lancet, NEJM, Cell (есть множество более специальных и потому имеющих более низкий импакт-фактор).