Когда люди ведут здоровый образ жизни и умеют управлять стрессом, это выгодно не только им самим, но и их работодателям. Такие сотрудники продуктивнее и эффективнее, а еще они реже болеют и берут больничный. Лида Щербаненко посмотрела на опыт американских компаний, которые давно это поняли, и создала Sola — wellbeing платформу для HR. Сейчас сервисом пользуются в «Сбербанке», «МТС» и PwC. Лида рассказала «Цеху», почему компании волнует благополучие людей, что входит в это понятие и как на ее бизнес повлиял карантин.
— Как у тебя появилась идея создать Sola?
— Я больше десяти лет работаю в IT, и мне всегда было интересно развитие человека, развитие личности. Из трех частей — IT, интерес к развитию и опыт работы с крупными компаниями — логично получился сервис, который помогает сотрудникам компаний развиваться с помощью IT-технологий.
— Целевая аудитория стартапа — HR-специалисты. Зачем им использовать твою платформу?
— Несколько лет назад, когда мы только начинали заниматься wellbeing, все крутили пальцем у виска — никто не понимал о чем речь. А сейчас это направление есть в каждой большой прогрессивной компании, которая заботится о здоровье сотрудников. Сначала мы хотели быть единой платформой, заниматься всем, что связано с wellbeing. Но потом мы поняли, что это очень комплексное занятие, где также важна коммуникация и офлайн-активности, поэтому сфокусировались только на мобильном приложении, которое помогает сотрудникам.
HR стремится сделать жизнь сотрудника лучше, чтобы он работал эффективнее, а для этого — участвовал в wellbeing–активностях. Они бывают разными — про эмоциональное благополучие, снижение стресса, уравновешенность и счастье. Также важно физическое благополучие — зарядка, фитнес, йога, здоровое питание. В американском представлении в wellbeing еще включают финансовое благополучие. Идея такая: если человек умеет распоряжается своими финансами, ему и спокойнее становится, он может и тренироваться оптимально, и есть более здоровую еду. Для HR важно, чтобы все активности были эффективными и помогали добиваться реальных результатов.
— Допустим, я сотрудница компании, в которой HR пользуется вашей платформой. Что меня ждет?
— HR покупает мобильное приложение Sola для своих сотрудников — платит компания, пользуется человек. Расскажу на примере программы снижения стресса. Сначала мы предлагаем сотрудникам участвовать — организуем коммуникационную кампанию. Затем программа запускается одновременно для всех сотрудников. Они проходят опрос в приложении и узнают свой уровень стресса. Потом мы проводим программу снижения стресса. Три раза в неделю сотрудники получают в приложении статьи, тесты и задания, которые обучают снижению стресса. У нас есть несколько принципов, например, мы даем задания, которые можно выполнить сегодня — не нужно никуда ехать и что-то покупать. Сотрудники выполняют задания, общаются с коучем (у нас в поддержке живые люди), слушают лекции. Программа обычно длится месяц. Затем сотрудники снова проходят опрос на уровень стресса, дают обратную связь. Мы никогда не передаем персональные данные в HR — только агрегированную информацию. Например: в группе сотрудников возраста 18-25 уровень стресса высокий, а 25-35 — средний. Еще ни разу не было такого, чтобы уровень стресса был низкий, обычно мы работаем с высоким.
— Высокий уровень стресса часто связан с большой нагрузкой на работе, сложными задачами, конфликтами ситуациями, проблемами в личной жизни и так далее. Каким образом небольшие задания, которые выполняет человек, могут что-то изменить?
— Важно отметить, что мы занимаемся не только стрессом, просто это очень хороший пример. В программе против стресса есть несколько блоков: про сон, про медитацию (которую мы называем «управление вниманием», потому что так комфортнее компаниям, но суть та же), про полезные привычки. Чтобы что-то изменить в своей жизни, нужно получить умение и навык им пользоваться. Мы помогаем это умение раздобыть.
— Может ли ваша программа определить, что человеку нужно обратиться к специалисту и рекомендовать записаться?
— У wellbeing нет связи с медициной. Мы не работаем с медицинскими задачами. У нас есть ремарка, когда люди выходят в «красную зону» стресса: «Будет здорово, если вы обсудите эти вопросы со специалистом». Но мы не передаем человека специалисту.
— Сейчас вы сотрудничаете с большими компаниями, они — ваша целевая аудитория. Вы планируете ли вы предлагать свой продукт среднему или малому бизнесу?
— Крупные компании первыми начинают интересоваться здоровьем и благополучием сотрудников. И там всегда интересно запускать новые проекты, потому что очень быстрая обратная связь, большая целевая аудитория, поэтому всегда виден результат. Многие средние компании и небольшие, возможно, об этом еще даже не задумываются, но с ними мы тоже работаем.
— В кризисные времена многие компании сокращают расходы, им уже не до благополучия сотрудников. Как на вас это сказалось?
— Карантин повлиял на нас радикальным образом. Клиенты начали ставить сотрудничество на паузу, все очень нервничали. И это время для размышлений, для гипотез и тестирования мы направили в новый продукт. Теперь у нас два мобильных приложения: первый про wellbeing, а второй — про onboarding, то есть адаптацию новых сотрудников. Оно поддерживает новичка в самый стрессовый период и помогает вовлечь его в компанию. И это не последний наш продукт, будут еще.
— В каком направлении собираетесь двигаться? Какие еще приложения в планах?
— Мы сфокусированы на развитии человека. Человек развивается, его работа становится эффективнее, это выгодно компании, и она за это платит. Такая цепочка прослеживается в обоих наших приложениях. Еще нам нравятся направления культуры и коммуникации в компании. Это вектор наших планов.
— Когда ты создавала Sola, то опиралась на опыт западных корпораций, где уже есть подобные программы. Можешь привести примеры?
— Нас очень вдохновляют американские примеры, но в США другая структура финансирования этих программ. В Штатах за страховку сотрудника и за страховые случаи сотрудника частично платит компания. И поскольку компании платят за больничные, то они уже очень давно поняли: выгоднее вложиться в профилактику заболевания и в улучшение жизни и здоровья сотрудника, чем потом платить деньги за больничные. В Америке много wellbeing сервисов, лучшие из них купили крупные страховые компании.
— Тебе сейчас интересен российский рынок или есть планы по выходу на международный?
— Конечно, у нас есть такие планы. Думали, что уже этой осенью получится, но сроки поменялись. Мы накапливаем общемировую экспертизу.
— C Sola ты участвовала в акселераторе PwC. Насколько этот опыт был полезен, какие впечатления?
— Опыт акселерации в компании очень полезен. Я рекомендую всем, кто делает B2B-продукты идти корпоративный акселератор. Мы участвовали и в другом акселераторе, не корпоративном, и это было менее ценно. А в PwC мы стали технологическим провайдером для их международной wellbeing программы. Потрясающий опыт. Мы пойдем в корпоративные акселераторы еще, чтобы иметь возможность делать проекты с компаниями. Осенью будем участвовать в американском.