Даша Крошкина из Старого Оскола училась в Испании по обмену, окончила Шанхайский передовой институт финансов, устроилась в инвестиционный банк в Сингапуре и выиграла грант на краткосрочную программу в Стэнфорде. В итоге она вернулась в Россию, чтобы развивать платформу StudyFree, которая помогает людям поступать в университеты по всему миру и получать стипендии на обучение. В начале апреля StudyFree победил в международном конкурсе стартапов Seedstars и получил 500 тысяч долларов инвестиций. Мы поговорили с Дашей и узнали, что ей дали акселераторы, как устроен StudyFree и какие ошибки совершают люди, когда поступают в зарубежные вузы.
— StudyFree начался с твоего личного менторства людей, которые хотели поступить за границу и получить стипендию. Как ты стала этим заниматься?
— Я получила много стипендий, училась в разных странах, а восемь лет назад это было не очень распространено. Тогда найти кого-то c таким опытом было сложно. Сначала ко мне пришли знакомые, сработало сарафанное радио. Количество клиентов сильно выросло, когда я пришла в школу в родном городе, чтобы просто рассказать ребятам про свой опыт. После этого половина класса попросились ко мне на личное менторство.
— В какой момент ты поняла, что это можно монетизировать и даже превратить в стартап?
— Монетизация пришла, когда ко мне за три дня обратились пять человек, а параллельно я еще училась в бизнес-школе. Я просто разрывалась и понимала, что должна быть какая-то минимальная плата, на тот момент она составляла 15–20 тысяч рублей. Сразу стало понятно, что люди готовы за это платить.
Меня взяли на работу в инвестиционный банк Barclays в Сингапуре, многие считают это пределом мечтаний. Самым сложным оказалось оставить это и после окончания бизнес-школы вернуться в Россию пилить стартап, который многие считали никому не нужным продуктом.
— Почему у тебя была такая уверенность в том, что идея стартапа стоит того, чтобы все бросить? Были менторы, которые подсказали, что это хорошая идея?
— У меня была замечательная огромная куча «учителей» и «менторов», которые говорили, что ничего не получится, что это вообще ничего не стоит и я делаю глупость. Кажется, у меня есть такое жизненное правило: если люди говорят, что там ничего нет, значит 100% туда нужно идти и делать. Так что спасибо «менторам» за мотивацию.
Наверное, мне помогла интуиция. А еще, в каком бы городе России я ни рассказывала про свой опыт, с каким студентом и какой-либо страны я бы ни общалась, все всегда отвечали мне фразой: «Блин, а что, так можно было? А где ты была раньше?» Для создания компании важно понимать проблему, иметь экспертизу и начать на этом зарабатывать. Все это у меня было.
— Со StudyFree ты участвовала в акселераторах ФРИИ и Физтех.Старт, а еще училась на курсе Y Combinator Startup School. Какую роль они сыграли в развитии стартапа?
— Сначала мы попали на бесплатную заочную предакселерационную программу ФРИИ, когда у нас начались первые продажи. Все эксперты на рынке, которые на практике знают и помогут создать продукт, продавать его и так далее, находятся во ФРИИ. Там у нас был реально большой прогресс.
Нашим продуктом был автоматизированный ежедневный бесплатный вебинар.
После этого мы попали в Физтех.Старт, до сих пор не понимаю, зачем мы туда пошли сразу после ФРИИ. В то время там было очень много совсем basic проектов, но плюс Физтех.Старта — это контакты. Ты приходишь и говоришь, что нужен такой-то человек, а тебе его приводят. Очень индивидуальный подходят к каждому.
Y Combinator Startup School я проходила зимой. Честно, толку было ноль. Но мне кажется, что это отличная история, когда ты только на этапе идеи. Для нас плюсом было сообщество выпускников. Во время учебы раз в неделю ты попадаешь в группу, где тренируешься питчить свой проект. Я использовала эту возможность, чтобы больше узнать про интересующие меня рынки: Африку, Латинскую Америку. Спрашивала стартаперов оттуда, какие локальные образовательные проекты они знают, с кем могут связать.
— Примерно год назад ты говорила, что хочешь попасть в зарубежный акселератор. Что из этого вышло?
— Как раз примерно год назад мы первый раз подавались в 500 Startups, попали на финальный этап отбора, но в итоге нас не взяли. В Y Combinator был автоматический отказ, не знаю причину. И как-то после этого для меня потерялся смысл в американских акселераторах. Мы же не собираемся выходить на рынок США, нас интересуют развивающиеся страны. Именно оттуда люди хотят уехать, в том числе в Америку. Я уже думала, что пофиг, не будем никуда подаваться, но все вышло случайно. Я очень хороший нетворкер, и вдруг на нас сделали интро директору программы Berkley SKYDECK. Это менее известный акселератор, чем 500 Startups или YC, но он очень хороший, занимает высокое место в рейтингах. Все общение состояло в трех имейлах — нам задали несколько вопросов и сразу пригласили на интервью. Я посмотрела на сайте — подача заявок закончилась месяц назад. После двух интервью нам сказали, что мы прошли в финал, надо лететь в Сан-Франциско. Я подумала, что не хочу никуда лететь — лучше эти деньги на маркетинг потрачу. Но на следующий день на нас сделали интро управляющему директору акселератора Techstars в Нью-Йорке. Мы с ним созвонились, нам устно сделали офер, но сказали, что нужно лично встретиться. Буквально за пять дней мы получили два офера. В итоге мы прошли в оба акселератора. По времени они идут один за другим. Berkley SKYDECK начался в первых числах апреля онлайн, а Techstars стартует в середине июля.
— Сейчас все из-за коронавируса перешло в онлайн. Насколько это влияет на твое участие в акселераторах?
— Приятнее сидеть в Калифорнии, чем в Москве. Но сейчас времена будут тяжелые, акселераторы все равно стоят того, чтобы получить доступ к эдвайзерам, менторам и инвесторам на двух побережьях. Минус только в том, что я подыхаю, потому что работаю полный рабочий день в России, а потом ночью начинаются звонки из Штатов. Сплю 3-4 часа в сутки последнюю неделю.
— Как StudyFree старается подстроиться под карантин и все, что сейчас происходит?
— Знаешь, а мы не сильно страдаем, потому что люди, которые приходят к нам сейчас, планируют начать учиться в сентябре 2021 года. Они понимают, что через полтора года все будет нормально. А те, кто начинает учебу в сентябре 2020, уже заплатили, поработали с нами и получили результат. Более того, вся ситуация играет нам на руку, потому что каждую неделю мы получаем сообщения от университетов о том, что они увеличили количество стипендий, снизили стоимость обучения.
Среди наших клиентов стало больше людей старше 30 лет. Они приходят и говорят, что хотят просто переехать за границу и потом найти работу, потому что через образование это сделать проще с точки зрения визы и прочего. Причем, это может быть не магистратура, а, например, краткосрочное бизнес-образование.
— У вас в StudyFree есть три пакета услуг. Что больше всего пользуется популярностью?
— На российском рынке 85-90% клиентов покупают пакет «Платформа + ментор». Это наш основной продукт, ты его покупаешь и получаешь полный доступ к платформе, а куратор отвечает на твои вопросы в течение года. Менее обеспеченные студенты и те, у кого есть 2-3 года до поступления, покупают доступ только к платформе. Лучше всего он продается в Африке.
— Как вы находите менторов за рубежом, например, в Африке, в странах Латинской Америки?
— Допустим, ты поступаешь в Америку. Неважно откуда ты, требования одни и те же. Здесь есть смысл сегментировать менторов по направлению страны поступления, потому что есть особенности обучения в Германии, в Корее, в Китае, в Штатах. Наши менторы говорят минимум на двух языках, кроме русского.
— Из кого сейчас состоит команда StudyFree?
— У нас около 20 человек, есть такой топ-менеджмент: я и Настя Дмитриева. Настя возглавляет все направление сопровождения клиентов. Мы хорошо друг друга дополняем: я очень динамичный человек — пру, как танк, а Настя — очень заботливый. Она заботится о клиентах, чтобы им было комфортно и удобно. Еще у нас есть три человека в маркетинге, продажники, клиентские менеджеры, команда разработки и полк проверенных фрилансеров-копирайтеров. На самом деле у нас работают очень много студентов и недавних выпускников. Я очень в них верю.
— Сколько у вас кейсов поступления на данный момент? Какой процент ваших клиентов поступает и с чем это связано?
— У нас высокий процент поступления — выше 90%. Статистика подпортилась только в самом начале, когда мы пытались продавать как можно больше и брали всех подряд. Сейчас наш успех связан с тем, что мы каждому клиенту подбираем подходящие программы и страны. Если ты сильный, то давай попробуем поступить в Канаду или в Штаты. А если ты не очень сильный, то обрати внимание на Эстонию, Венгрию, другие страны, где можно учиться практически бесплатно. Есть много разных программ, о которых мало кто знает. Мы хорошо мэтчим с ними студентов. Сначала мы это делали на основе нашей экспертизы, а сейчас у нас на платформе есть алгоритм, который прямо на основе вашего бэкграунда определяет шансы на поступление, место, где они выше, и время, которое потребуется на подготовку. Кейсов поступивших больше 200. Но мы быстро растем — сейчас на платформе зарегистрировано 23 тысячи человек из 108 стран.
— С какими главными заблуждениями людей, которые хотят поступить за границу, вы сталкиваетесь?
— «Хочу бесплатно в США». «Хочу в Гарвард без знания английского». То есть люди не совсем реалистично понимают свои шансы и возможности.
— Восемь лет назад, когда ты сама поступала, доступной информации о программах, возможностях, стипендиях, было в разы меньше. Сейчас это все можно найти в интернете — по сути StudyFree ничего нового предлагает. Почему тогда твой продукт актуален и нужен людям?
— Информации много, но она вся разрозненная, неструктурированная, непроверенная. Часто к нам приходят люди, которые пытались все сделать сами, у них взорвался мозг. Мы никогда не говорим, что это нельзя делать самому, — я это сделала сама восемь лет назад. Но мы структурируем и верифицируем всю эту фрагментированную информацию, выстраиваем очень понятный пошаговый план действий, чтобы у клиента все получилось. Мы экономим кучу времени на поиски этой информации и тысячи нервных клеток, а клиент повышает шансы на поступление минимум на 30%.
Каждое требование программы, каждый этап сопровождается пошаговыми материалами, видео, текстами, инструкциями, примерами документов и всеми необходимыми проверенными ресурсами. Например, тебе нужно перевести документы, StudyFree покажет, как выглядят справки, как выглядят рекомендательные письма, какие агентства на 100% сделают все очень быстро, дешево и без ошибок.
— Я зашла на StudyFree и воспользовалась бесплатной функцией подбора программы, но мне она вообще ничего не нашла…
— Сейчас бесплатно доступно только 50 программ, в платной версии — 7 тысяч. Но мы планируем открывать базу, чтобы можно было сразу видеть, что есть, просто, например, без кликабельных ссылок.
— Как вы попали в Seedstars и почему вам удалось победить, получить деньги?
— Путь был долгим: 9 месяцев, 150 собеседований. Отбор начался в конце августа. Я открываю сайт, смотрю — сегодня вечером финальный срок подачи заявки. По-другому не бывает. Подали заявку, сначала нас отобрали в шорт-лист в России, а потом заняли первое место. Вышли на региональный этап, в котором участвовали стартапы из 26 стран Центральной и Восточной Европы, было очень круто. Он проходил в Казахстане в конце ноября.
Рекомендую всем Seedstars, потому что он вообще нераспиаренный и с фокусом на развивающиеся рынки. Там все менторы, эксперты, инвесторы понимают особенности того, что мы делаем. Особенно, если мы говорим об impact-driven бизнесе: социальном, сельском хозяйстве, образовании. StudyFree победил и на этом этапе. Глобальный финал должен был проходить в Швейцарии, но все переехало в онлайн. Мы попали в топ-5 проектов, я подумала: ни фига себе. Мой плюс всегда — мощная энергетика, и еще дело в том, что мы умеем зарабатывать — мы смогли достичь одного из самых высоких показателей выручки вообще с нуля, без инвестиций. Два года назад стартовый капитал составлял 18 тысяч рублей. Их это впечатлило, и мы победили в финале.
— На что вы собираетесь потратить свой выигрыш? Что изменить в StudyFree?
— У нас ужасный UX. Меня как-то менторы из Techstars спрашивали: «А вы как-то будете сайт менять?» Можете не быть такими дипломатичными, там просто говно. Поэтому мы точно будем улучшать сайт, улучшать платформу, делать ее более понятной. А наша основная задача — рост на международных рынках. Мы хотим, чтобы у нас доля России составляла всего 10-15%. Конечно, еще нам нужно расширять команду, привлекать взрослых, опытных экспертов, таланты, которые будут работать в связке с нашими молодыми ребятами.